back to top
4.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Место жительства, место жизни…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Место жительства, место жизни...«Территориально-административная единица, сообщество людей, проживающих на определенной территории городов, районов Центральной Азии».

Такое определение слова «махалля» мы найдем в справочниках и толковых словарях. Нет там, однако, других определений, которые в высшей степени присущи махалле как явлению. Например – хранительница традиций. Неподкупный нравственный критерий и своеобразная планка духовности. Капля, отражающая, словно маленькое правдивое зеркало, лик целой нации…

Да, махалля – это не просто место жительства, но образ жизни, объединяющий и сближающий людей, уча взаимному уважению и великому закону взаимовыручки.

«Было так или не было, только говорят, что жил давным-давно шах по имени Давлат. Шах Давлат старался управлять государством по справедливости, не нарушая закона. Иногда он говорил себе: «Я совершил много дел. Интересно, что говорят обо мне мои подданные». Снимал он с себя царские одежды, надевал простое платье и ходил среди народа…»

Мудра древняя сказка, где даже для могущественного правителя высшая оценка его деяний – суждение простых людей, или, как сказали бы мы сегодня, мнение общественности. Издревле на Востоке всегда считались и считаются с тем, что принято у людей и что они осудят, что скажут соседи по махалле, – а может, и не скажут, лишь осуждающе покачают головой…

Когда-то размер махалли определялся по голосу муэдзина, который звал с минарета жителей на молитву: те дома, куда доносился его голос, считались территорией махалли. Некоторые махалли образовались из объединений ремесленников, державших рядом с домом свои мастерские. Так махалли получали свое название. Иные называли в честь памятников и достопримечательностей, что находились на их территории. Другие именовались по названию города или села, из которого переселились сюда нынешние жители. Но одно оставалось неизменным: всегда махалля была выразителем настроений народа. Вся жизнь в ней держится на определенных неписаных законах. Законах не срежиссированных, не подсказанных «сверху», но порожденных многовековым опытом, когда человек традиционно воспринимал себя частью общества, а важнейшим критерием для оценки личности служило мнение окружающих.

Так, закон «шафат» ограждал жителей от «чужих», которые могли нарушить принятый уклад. Если житель махалли хотел продать дом, то сначала предлагал его своим родственникам. Если они отказывались – соседям, а потом и другим жителям махалли. Нарушить этот закон не то чтобы не смели, но так было принято в махалле…

Испокон веков махалля у узбекского народа, как и у других народов Средней Азии, считалась опорой государства, основой управления. Самобытная форма восточной демократии, она связывала людей не только территориально, не одним лишь формальным соседством, но и своими внутренними установлениями, нравственными нормами. В махаллях берегли и приумножали народные традиции и обычаи предков – обычаи, на которых воспитывались молодые поколения традиционного общества. В самые трудные, переломные исторические моменты махалля оказывалась для людей «домашним приютом», дарящим чувство защищенности и единения. Именно это отличало древнюю традиционную форму объединения людей – общину, функционировавшую как единая большая семья: где бы человек ни находился, он не чувствовал себя одиноким, всегда имея возможность вернуться в общину. Общинная традиция, возродившаяся ныне в институте махалли, несет именно эту функцию – бережное сохранение социальных уз.

Но махалля же выступает и самым нелицеприятным судьей, если человек повел себя неподобающим образом, уронил лицо, опозорил себя недостойным поступком.

…Двое подростков, явно подвыпивших, идут, покачиваясь, по центральной улице столицы, так и норовя задеть прохожих, прицепиться к встречной девушке. А попутно то и дело прямо на ходу прикладываются к горлышку бутылки… Знакомая картинка, видели не раз, правда? Но попробуйте представить такое в какой-нибудь старогородской махалле Ташкента, на улочках района Эски-Джува! Здесь это, поверьте, немыслимо: зарвавшихся юнцов остановит укор первого же прохожего, да просто суровый взгляд стоящего у калитки своего дома седобородого аксакала. И куда только подеваются наглость и развязность пьяных, забывших обычаи махалли…

Еще одна вековая традиция неотделима от обычаев махалли – благотворительность. Помогать нуждающимся издревле было ее незыблемым законом. Благотворительность, благожелательность, благородство… Слова одного корня. И смысл, который несет каждое из этих понятий, наверно, был бы иным, если бы не постоянный нравственный контроль махалли.

О мудрой же терпимости народа, который веками давал приют на своей земле множеству наций и народностей, исповедовавших самые разные конфессии, а заодно об огромном почтении его к традициям свидетельствует, например, средневековый исторический источник «Тарих-и Систан». Здесь приведен любопытный рассказ о выступлении местной мусульманской общины в защиту зороастрийцев и их храма, написавшей письмо в столицу халифата: «Храм огня, который у них есть, служит для них тем, чем для нас является михраб и святилище Мекки… Никому не нравится, когда уничтожают то, что освящено традицией».

Это покровительственное и гуманное отношение узбекского народа ко всем, живущим под его крылом, впитала в полной мере и современная махалля, такая, какой мы ее знаем сегодня. Среди более десятка тысяч махаллей, насчитывающихся ныне в нашей республике, не найти, пожалуй, ни одной однородной по национальному составу: все они многонациональны. И каждая живет единой семьей, поддерживая всех своих членов и в горе, и в радости. А радостью здесь умеют делиться щедро: все мы знаем, как целыми кварталами гуляют на узбекских свадьбах! А знаменитая традиция махаллинского хашара?..

…Неспешно течет время на Востоке, и вот уже новое тысячелетие шагнуло на наш порог. И можно лишь дивиться, как органично махалля, этот уникальный социальный организм, вписалась сегодня в процесс стремительного экономического и политического развития Узбекистана. За последние годы издан ряд важнейших указов, направленных на укрепление социально-экономической и культурной базы махаллей, повышение роли махаллинских комитетов как органов местного самоуправления, значительное расширение их функций. На решение социальных проблем, координацию деятельности махаллинских комитетов, защиту социально уязвимых слоев населения ориентирована деятельность Республиканского благотворительного фонда «Махалла», отделения которого действуют во всех областях Узбекистана и в Республике Каракалпакстан. Сегодня благодаря работе махаллинских комитетов по всей стране строятся культурные центры, разбиваются парки, благоустраиваются территории, причем всюду к этой деятельности широко привлекается молодежь. Важнейшая составная часть этой работы – активная пропаганда народных традиций и обрядов, общечеловеческих ценностей.

И пусть сейчас уже географическое понятие махалли не ограничивается, как прежде, кварталом частных домов, а выступают в этом качестве целые группы многоэтажных зданий, – махалля, как и раньше, помогает людям жить в мире и согласии, играя важную роль в организации быта жителей.

…Немеркнущую мудрость прошлого, радости и тревоги настоящего связывает воедино махалля. И живет добрыми надеждами на будущее.

Лейла ШАХНАЗАРОВА.

Фоторабота Владимира Жирнова
.

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересная и познавательная статья. Мне как человеку, жившему в свое время в Узбекистане и не порвавшему с ним живых связей, было любопытно узнать собранные воедино представления об идеальном устройстве местного самоуправления. Я понимаю, что многое из описанного существует и на практике. Думаю, что ни одна нация или народ не были бы против такой модели устройства жилых сообществ. Уверен, что в душе большинство людей предпочло бы такую организацию общественных отношений, нежели конгломерат пресловутых личных свобод, часто вырождающихся в аморальное поведение, дурные привычки и утрату основных ценностей жизни. Спасибо автору, радующему нас своими энциклопедическими знаниями и умеющему донести их до читателя в доступной, но изящной форме.

  2. Согласен. В статье Л. Шахназаровой — всё точно. Подтверждаю как коренной житель махалли Шейхантахур.

  3. Уважаемая Лейла!

    Возможно сейчас мы наблюдаем процесс глобализации культуры и влияния глобального рынка культуры, который угождает всем потребностям современной молодёжи, предлагая культурные продукты западного мира, пропагандируя потребительскую культуру в обществе, это в свою очередь является поводом задуматься, есть ли место мудрости прошлого в этих стремительно преумножающихся информационных потоках нашего современного мира, и что станет с ролью махалли в формировании и развитии системы ценностей у наших детей, будет ли завтра махалля иметь место в процессе активной пропаганды народных традиций и обрядов, общечеловеческих ценностей, если глобальный рынок культуры намного оперативнее и гибче реагирует на все запросы подрастающего поколения.

    Согласно высказыванию известного перуанского писателя Марио Варгас Льоса: "…мир, в котором нам предстоит жить в наступившем столетии, будет менее ярким и в меньшей степени окрашенным местным колоритом, нежели тот мир, который остался в прошлом" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%81_%D0%9B%D1%8
    C%D0%BE%D1%81%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE), где действительно, многие обычаи, церемонии, ритуалы, формы поведения, которые в прошлом придавали человечеству его фольклорное и этнографическое разнообразие, постепенно исчезают, тогда как основная часть общества усваивает новые, во многом сходные формы жизни, в большей степени соответствующие реалиям нашего времени.

    Как Вы думаете, что происходит с нашими махаллями, где люди отгораживаются друг от друга, нежелая участвовать в общественных мероприятиях, вносить свой вклад в добрососедские отношения, проявлять уважение старших по возрасту, оказывать посильную помощь в социальной поддержке малоимущих семей, проявлять заботу о пожилых людях, детях, больных живущих по соседству.

    Возможно ли такое, что махалля постепенно исчезает в том понимании, которое складывалось веками, и перерождается во что-то новое, отвечающее требованиям нашего современного общества.(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1
    %8F).

    С уважением,

    Жамшид Акназаров

  4. Благодарю всех комментаторов, для меня интересны и важны ваши отзывы. Когда пишу что-то новое — поневоле уже мысленно обращаюсь к людям, которые найдут время это прочитать и, может быть, высказать свое мнение, — и статьи получаются "адресные", для читателей-друзей — глубоких, заинтересованных, доброжелательных. Спасибо!

  5. Спасибо! Вспомнилось детство и захотелось написать о своей махалле. Впечатления русской девочки, выросшей в узбекской махалле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей