Всемирно известный музейно-исторический заповедник Ичан-Калъа. Здесь по инициативе Министерства культуры Узбекистана создается музей немцев-меннонитов.
Один из древних городов Узбекистана Хива, с его знаменитым музейно-историческим комплексом «Ичан-Калъа», хорошо известен во всем мире и его посещение обязательно включается в маршруты многих туристических компаний.
Архитектурные памятники города, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о культуре, искусстве и жизни хорезмийцев. Здесь имеются святые мавзолеи валий, шейхов, суфий-мудрецов, духовных наставников, правителей-сайидов.
Открытие музея немцев-меннонитов на первый взгляд кажется неожиданным, но это на первый взгляд. Основная цель создания музея — показать толерантность народа Хорезма к чужеземцам даже иной веры, немцев-меннонитов, оставивших след в жизни народа Хивы. И ознакомившись с их историей появления на Хивинской земле, влиянии на быт и уклад жизни хорезмийцев, становится понятным, что это решение вполне логичное и справедливое.
Пожалуй, многие впервые сталкиваются с понятием «немцы-меннониты» и что оно означает. На самом деле, меннонитами называли последователей Менно Сименса (1496-1561) вождя Анабаптистского движения в Нидерландах.
Вначале меннониты появились в Нидерландах, а затем в Швейцарии. Считается, что до 20 века почти все меннониты были германо-швейцарского или немецко-датского происхождения.
Однако, действующая церковь не признавала Менно и его взгляды, и в конце концов, он и многие его последователи были казнены, а оставшиеся бежали в Северную Германию и Пруссию.
Во второй половине XVIII века меннониты начали переселяться из Германии в Россию по приглашению Екатерины II, заинтересованной в заселении окраин России.
Во времена царствования императора Александра II (1855-1881), принятая им реформа имела тенденцию к упразднению привилегий немцев-меннонитов в России, к примеру, они должны были нести службу в армии наравне со всеми.
Кроме этого, все предметы в школах кроме религии, немецкого языка и церковной музыки стали вестись на русском языке. Эта реформа вызвала недовольства меннонитов, и они стали переселяться в Америку и в Среднюю Азию.
В 1881 меннониты появились в Зирабулаке, что на границе Бухары. Жители поселка Зирабулак гостеприимно приютили беженцев-меннонитов. Мало того им было предложено использовать мавзолей Кук Ота для воскресных христианских богослужений.
И совсем редкий исторической факт – именно здесь были обвенчаны две меннонитские пары, а 21 человек из числа переселенцев приняли меноннитскую веру. Яркий пример толерантного отношения одной веры к другой.
Хан велел отвести чужестранцам участок земли площадью около 50 га в селении Ак-мечеть, во владениях своего брата Атаджантюри.
Первые четыре года община освобождалась от всяких повинностей. В дальнейшем она стала отдавать часть своих доходов в ханскую казну и Атаджантюре.
Постепенно состав колонии разросся до 62 хозяйств, а его территория увеличилась до 60 га. «Немецкий островок» был оформлен в виде небольшой крепостцы с одними запирающимися на ночь воротами. Обносить кишлак глинобитной стеной в целях безопасности — местная народная традиция того времени.
Получив землю, меннониты начали заниматься своим излюбленным занятием — земледелием и животноводством. На первых порах большим подспорьем в хозяйстве являлось рыболовство (рядом находилось озеро Ширкуль). Землю обрабатывали исключительно омачем. Постепенно научились на засоленной почве с использованием искусственного орошения выращивать непривычные для этого региона овощи — картофель, баклажаны, помидоры, огурцы, капусту и пряности. Разводили племенной скот.
Жители Хорезма перенимали полезные навыки «гостей» по возделыванию новых видов огородных растений, опыт по уходу за скотом. Меннониты, в свою очередь, охотно торговали с ними.
Меньшая часть колонистов занималась традиционными ремеслами — сапожным, столярным, кузнечным, ремонтом нехитрого сельскохозяйственного инвентаря и другими. В зимние дни женщины коротали время за вязанием и шитьем.
Меннониты имели свою школу, где детей обучали чтению, письму и арифметике и своей религиозной доктрине на немецком языке. Мухаммад Рахимхан II предложил меннонитам статус охраняемого общества. Им было позволено контролировать свою школу и назначать своих учителей.
Немцы славились своим мастерством изготовления изделий из дерева. Их предметы мебели- столы, стулья, табуретки, шкафы, оконные рамы, двери и другие предметы домашнего обихода, стали входить в быт зажиточных хорезмийцев.
Когда Мухаммад Рахимхан II посетил Санкт – Петербург на похоронах царя Александра II в 1881года, он увидел многоцветный полированный деревянный паркетный пол. В 1884 году он попросил меннонитов построить такой же пол для дворца Нуруллабая.
Архитектура дворца сочетала традиционный исламский и западный стили. Хан попросил меннонитов построить деревянные двери и оконные рамы для дворца. Превосходная работа мастеров помогла зарекомендовать их как хороших рабочих, а паркетный пол сохранился до сих пор, приобретя художественно-историческую ценность, впрочем, как окна и двери этого дворца.
Меннониты получали удовольствие от пения, когда собирались на богослужении. У них был свой юношеский хор, который выступал на публике. Выступал он и перед Мухаммад Рахимханом II.
Рейсен имел контакты с бизнесменами в Германии и Швейцарии. Он сопровождал наследного принца Исфандияра в его поездках в Ташкент и Россию.
С приходом советской власти акмечетские меннониты продолжали держаться по-прежнему обособленно, не сливаясь ни с местным, ни с русскоязычным населением. После принятия Конституции СССР в 1936 году меннонитская община не захотела подчиняться отдельным ее законам, по-прежнему не согласна была отдавать излишки доходов от ведения колхозного хозяйства в пользу государства. В результате в одну из зимних ночей 1937 года члены общины были депортированы.
Долгое время жители кишлака не имели представления куда внезапно «пропали» их соседи. Как выяснилось, основная часть меннонитской общины была депортирована в Вахшскую долину. Некоторые семьи переселилась в Киргизию и Казахстан.
Появление немцев в Хиве с одной стороны связано с политикой Российской империи, а с другой — может рассматриваться также как свидетельство прогрессивных воззрений хивинского хана Мухаммад Рахимхана II на проблемы развития экономики и положительного влияния на процессы различных сфер общества и государства.
Такая трудолюбивая самобытная община, за пятидесятилетний период своего пребывания в Хорезме смогла заметно вписать себя в её историю и так достойно в самых непростых условиях отстаивать свои духовные ценности.
Своим толерантным отношением к коренному населению, они снискали доброжелательное и уважительное отношение к себе, которое хорезмийцы высоко ценят и сегодня. Хорезмийцы до сих пор говорят о меннонитах только хорошее и отдают дань доброму имени и светлой памяти, которые оставили «Ак-Мечетские» меннониты после себя. Местные жители хотят огородить место кладбища меннонитов (само кладбище не сохранилось, только место), поставить там памятник и создать музей.
Наверное именно поэтому на территории селения Ак-мечети, где проживали «немцы меннониты» принято решение создать реконструкцию периода их жизни, построить здания и другие сооружения того времени и разработать проекты о превращении села в туристический объект.
Максад ДЖАНГИРОВ, фото автора и архивное
Идея создания музея меннонитов немцов поддерживаю. Они сыграли значительную роль в формировании европейской культуры в жизни людей Хивинского ханства, даже и в советское время. Спасибо организаторам этого полезного дело. Немцы меннонити были люди исключительно благородными намерениями.