В истекшем 2018 году исполнилось 95 лет со дня рождения, а в наступившем 2019 году исполняется 25 лет со дня кончины крупного государственного деятеля, литературоведа, прозаика, драматурга, дипломата нашей республики и всего бывшего Советского Союза Сарвара Алимджановича Азимова. Одно перечисление его крайне насыщенной и плодотворной деятельности займёт немало места. Но для начала несколько необходимых сведений о начале его жизненного пути.
Он родился в мае 1923 года в Джизаке в семье образованных людей, стремящихся воспитать своих детей грамотными и целеустремлёнными гражданами молодой Узбекской республики. Надо сказать, что это удалось им сполна. Во всяком случае именно в этой семье родился будущий выдающийся поэт Хамид Алимджан, а в единой творческой атмосфере получил воспитание будущий крупный писатель и государственный деятель Шараф Рашидов. В этом же городе учился в средней школе, а затем в Педтехникуме пытливый и активный парнишка Сарвар Азимов, который с успехом поступил на учёбу в филологическом факультете Среднеазиатского Государственного Университета.
Его научные и литературные интересы ярко проявились ещё в вузе, но профессиональная литературная деятельность началась в 1948 году. Он пишет первые рассказы и очерки, одновременно готовит монографию «Творчество Хамида Алимджана», которая становится основой для защиты диссертации на соискание степени кандидата наук. Со временем он становится и доктором филологических наук. В соавторстве с членом- корреспондентом АН Уз. ССР Юсуфом Султановым он создаёт учебники по узбекской литературе, периодически печатает оригинальные критические статьи, посвященные актуальным проблемам узбекской прозы и поэзии, вопросам культурного наследия.
С 1948 по 1955 гг. С. Азимов работает научным сотрудником, заведующим сектором, заместителем директора Научно-исследовательского института языка и литературы имени А.С.Пушкина АН Узбекистана. Как очень серьёзного и основательного учёного, тонко разбирающегося во многих аспектах литературы, искусства и научных исследований, в 1955 году партийный руководитель Узбекистана А.И.Ниязов приглашает Сарвара Азимова на работу в центральный аппарат в качестве заведующего отделом науки и культуры ЦК КП Уз.
В 1956 году Сарвар. Азимов избирается 1-м секретарём Правления Союза писателей Узбекистана, в 1957 назначается министром культуры Узбекской ССР, через два года — заместителем председателя Совета Министров — министром иностранных дел Узбекской ССР. Такой стремительный карьерный рост Сарвара Алимджановича объясняется только лишь его личными деловыми качествами, широкой эрудицией и принципиальностью. На этом посту он вместе с А.Н.Косыгиным и А.А.Громыко участвовал в организации и проведении известной Ташкентской конференции по примирению Индии и Пакистана в 1966 году.
С.Азимов открывает Ташкентский кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Лестная и заслуженная характеристика молодого деятеля становится известной не только в самой республике, но и в центральных органах страны – не случайно в 1969 году он направляется Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Республике Ливан, где успешно работает до 1974 года. В том же году он утверждается Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Пакистане. Это были весьма ответственные и нелёгкие полномочия по развитию плодотворных и устойчивых связей со странами Ближнего Востока и Южной Азии.
Встреча с королём Иордании Хусейном.
Судя по всему, С.А.Азимов прекрасно справлялся со своими обязанностями, следствием чего были прочные и стабильные взаимосвязи с данными мусульманскими государствами.
Более чем 10-летнее напряжённое пребывание за границей отнимало все силы и время, а Сарвар Алимджанович тосковал и по своей Родине, и по активной литературной деятельности. Зная о его настроении, литераторы республики в 1980 году избирают его 1-м секретарём Правления Союза писателей Узбекистана.
Через 8 лет его, как опытного дипломата, вновь назначают министром иностранных дел Узбекской ССР, а через 2 года вводят в состав Президентского совета Узбекистана, откуда, к сожалению, его скоро убрали.
Таким образом завершалась его подвижническая работа во властных структурах, в дипломатии, отчасти и в литературе.
Вклад С.Азимова в развитие узбекской литературы был значительным – он автор повестей и рассказов «Радуга», «Два сердца — два мира», «Звездоокая», «Осенние письма», пьес и сценариев «Кровавый мираж», «Я вижу звезды», «Листок из блокнота» и «Сыны отечества» (совместно с Н. Рожковым), «Драма века» и др.
Он получил звания «Заслуженный деятель науки Уз ССР», «Народный писатель Узбекистана», был награждён международной литературной премией «Нилуфар» («Лотос»), тремя орденами Трудового Красного Знамени. Избирался Депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР, неоднократно — депутатом Верховного Совета Узбекской ССР, членом ЦК КП Узбекистана.
Среди всех его коллег на любом поприще он выделялся органичной солидностью и основательностью, сразу же вызывая невольное уважение и почтение, а его весомые и аргументированные мнения производили неотразимое впечатление. Я не только сам имел счастливую возможность убеждаться в этом, но и наблюдать, как крупнейшие писатели Советского Союза, партийные и государственные деятели, руководители хозяйств подпадали под его влияние, при этом не испытывая какую-то вынужденность, или дискомфорт.
Помнится, где-то в начале 80-годов он позвонил мне как секретарю Ташкентского обкома и попросил организовать поездку в колхоз имени Хамида Алимджана группы гостей — писателей, находящихся в Ташкенте в связи с российской декадой литературы и искусства. Я видел, как весьма избалованные и не привыкшие к соблюдению дисциплины значимые литературные мэтры тут же умолкали и с вниманием слушали выступления и любые слова С.А.Азимова, произносимые, как правило, очень негромко и деликатно.
В колхоз и обратно мы ехали в одной машине вместе с Председателем Правления Союза писателей СССР Георгием Марковым — дважды Героем Социалистического Труда, Лауреатом Ленинской, Сталинской и Государственной премий. Этот официально наделённой неограниченной властью в литературном мире чиновник и автор эпопеи «Сибирь», подчёркнуто уважительно и дружески советовался с Сарваром Алимджановичем по различным вопросам, в частности, по поводу предстоящей встречи с Ш.Р.Рашидовым.
Кстати, сам Азимов поделился своими ощущениями от разговора с Шарафом Рашидовичем после своего возвращения в Узбекистан: «От него как будто исходило какое-то величие, сияние, какой-то неуловимый светлый нимб. Он очень изменился за эти 11 лет, я его просто не узнавал». Георгий Мокеевичем согласился, что в лице Рашидова писательская общественность страны всегда видит заботливого покровителя и друга.
С.А.Азимов был очень принципиальным человеком в вопросах соблюдения дисциплины и этики. В связи с эти мне вспоминается один курьёзный случай, происшедший в период моей работы директором киностудии «Узбекфильм». Вместе с режиссёром Али Хамраевым мы побывали в Италии на предмет переговоров с тамошними продюсерами о создании эпопеи об Амире Тимуре (Тамерлане), после чего понадобилось постоянное общение с римскими коллегами. На студии тогда не было факсов, и я обратился с просьбой к знакомому работнику МИДа разрешить использовать их факс. Получив «добро», я написал послание с деталировкой имеющихся проблем, а в ответ получил письмо, в котором помимо серьёзных тем была высказана благодарность за прекрасный плов, который мы приготовили в Риме, и просьба переслать им узбекский казан. Дежурный МИДа, ознакомившись с таким необычным по содержанию факсом, ничтоже сумняшися, тут же показал документ Министру. Гневу и удивлению Азимова не было предела: «Как же так, что за легкомыслие – использовать факс министерства для сомнительных дифирамбов и просьб. Не ожидал я такого от Ходжаева». Мне было крайне неудобно, но я понимал, что в словах Азимова прозвучало полное неприятие какой-либо отсебятины, амикошонства, неуважения к статусу министерства внешней политики нашей республики.
Больше мне общаться с ним не довелось. Тем более, что через некоторое время он неожиданно ушёл из жизни. Боюсь, что причиной тому стала та же принципиальность Сарвара Алимджановича, его верность своим принципам и убеждениям. Известно, что тогдашний руководитель республики был крайне недоволен независимыми и самостоятельными взглядами члена Президентского совета на идеологию, формы и методы развития молодого государства, на отношение к прошлому.
Сарвар Алимджанович не скрывал свою точку зрения от широкой общественности и членов своей дружной семьи. Старший сын Эльдар, прекрасный музыкант. художественный руководитель театра им. Навои и Камерного оркестра «Туркестон», далёк от политических разборок, а его младший брат Анвар Азимов – Чрезвычайный и Полномочный посол, крупный работник МИДа Российской Федерации – на страницах журнала «Родная Ладога» открыто высказал недоумение – почему отец умер «от непонятной болезни», добавив, что он «до последних дней жизни ни на минуту не сомневался в правильности избранного пути, и своих убеждений, которым он был глубоко верен до конца».
Уместно будет сказать, что в этом же номере российского журнала были опубликованы ещё 3 статьи. В воспоминаниях Сергея Баруздина – главного редактора журнала «Дружба народов» — о литературном мастерстве Азимова, есть такие слова: «И немаловажное значение имели чисто человеческие качества Азимова – доброта и выдержка, строгость и внимание к людям, личное обаяние… И признаюсь, мне всегда по душе этот милый, добрый, щедрый, подтянутый человек. …У него есть чему поучиться, рядом с ним хочется быть лучше, чем ты есть на самом деле…
Право, всегда важно, чтобы хороший писатель был хорошим человеком. Сарвар Азимов – прекрасный человек, верный товарищ, умный собеседник и советчик. Более того, скажу, что каждая встреча с ним обогащала меня».
Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Михаил Цвигун приводит конкретные факты об исключительно полезной деятельности С.Азимова в Ливане и Пакистане, напоминая, к примеру, высказывание бывшего президента Ливана Шарля Хелу о том, что в крайне конфликтной ситуации, связанной с угоном истребителя «Мираж», «своими решительными действиями посол С.А.Азимов спас традиционно дружественные ливано-советские отношения от кризиса с непредсказуемыми последствиями».
А вот как начинает свои воспоминания Игорь Халевинский, работавший под началом Азимова в Пакистане, а ныне – заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов: «Сарвар Алимджанович Азимов, по моему глубокому убеждению дипломат с большой буквы. В моей дипломатической карьере это был первый посол огромной человеческой духовности после череды советских послов, в целом хороших и даже неординарных профессионалов. Сарвар Алимджанович вызывал восхищение своей огромной добротой к людям, вниманием к каждому, необыкновенной образованностью… Как недостаёт его таланта в нынешней обстановке! Мне посчастливилось, будучи первым секретарём посольства, сопровождать его при всех встречах с высшим руководством страны, в МИДе, парламенте, министерствах и ведомствах, беседах в общественных и политических кругах страны. Это были удивительно проникновенные, задушевные, беседы. Их мог проводить только посол от Бога….
С Сарваром Алимджанович в Исламабаде была его жена Лейли Фазыловна, удивительно добрая, тактичная, умная женщина. Сколько она делала для культурной жизни всей советской колонии! Дружила с Нусрат и Беназир Бхутто».
Это малюсенькие отрывки из мемуаристики зарубежных ныне деятелей я привёл специально, ибо мне хорошо известно циничное недоверие некоторых наших соотечественников (и зарубежных критиков и недоброжелателей) к своим доморощенным деятелям, которые, иной раз, были на голову выше и чище многих представителей так называемого Центра. Как известно, «В своём отечестве пророков нет».
Особенно важно, что С.А.Азимов не был редкостным исключением – такие же восторженные отзывы я слышал, когда речь заходила о других послах узбекского происхождения: Нуриддине Мухитдинове, Рафике Нишанове (сегодняшний министр иностранных дел России Сергей Лавров с охотой подчёркивает, что является воспитанником Нишанова по работе в Цейлоне) , Анваре Кучкарове, Бахадыре Абдураззакове, и других.
Упомянутые выше фигуры оценивались лишь как дипломаты, на других участках они могли характеризоваться по-другому. Но не Азимов – где бы он ни работал, он оставлял после себя самые хорошие и добрые следы. Недавно в узбекской газете «Адабиёт» вышел обстоятельный материал «Забытая большая Личность» о разносторонней деятельности С.Азимова который заканчивается словами очень сдержанного на положительные оценки Озода Шарафутдинова: «Сарвар Азимов был настоящей Личностью».
Это действительно так!
А. ХОДЖАЕВ