back to top
6.2 C
Узбекистан
Четверг, 13 марта, 2025

«…Тепло души, что грело нас в пути»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,350ПодписчикиПодписаться
«…Тепло души, что грело нас в пути»

Все, что ушло, обратно не вернется.
Настанет час – и нам пора уйти.
Но в наших детях эхом отзовется
Тепло души, что грело нас в пути…

Через всю жизнь мы проносим память о своих учителях, тех, кто щедро отдавал тепло своей души нашему обучению и воспитанию. Каждый из нас когда-то уходил из стен учебных заведений с чувством безграничной благодарности за науку, за наставничество, за напутствие в большую самостоятельную жизнь.

Конечно, наставники бывают разные. Учителем – словом особого, сакрального смысла – можно назвать среди них далеко не всех. Особенно с тех пор, как это высокое призвание стало банальной и весьма распространенной профессией. Но само высокое понятие педагога своего значения, конечно же, не утратило.

Только вот… всегда ли нам удается по-настоящему проявить свою признательность учителям – тем, без кого мы могли бы и не состояться как профессионалы, как личности? Порой мы принимаем передаваемые нам педагогами знания,их многолетние старания и искреннюю любовь как должное, само собой разумеющееся…И лишь в такие праздники, как День учителей и наставников, стараемся высказать им хотя бы толику своей благодарности. Ведь, по большому счету, в мире остается лишь то, что было создано усилиями души…

Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг,
Я многое постиг, но нищ учениками…
Быть может потому, что сам я – ученик…

Это написал великий Бабур.

«Достойный ученик нужнее всяких книг…» Но с еще большим правом можно сказать эти слова о достойном учителе. «Почитай учителя, как отца своего», «Помыслы наставника – завтрашний день ученика», «Учитель познает с одного лишь взгляда, а ученик – через немалый труд»… Эти и другие подобные пословицы и поговорки не случайно живут в народе многие века: действительно, роль наставников в становлении личности, воспитании человека неоценима.

Слово «муаллим» – «учитель», «обучающий знаниям» – пришло из арабского языка. В исламской культуре заложено особенно трепетное, уважительное отношение к учителям и наставникам. Такие светочи мудрости, как Фараби, Беруни, Ибн Сино, аль-Бухари, как известно, в поисках лучших преподавателей, знаний, просвещения странствовали по многим краям. В этих странствиях они изучали жизненный уклад народов, осознавая, что все в этой жизни преходяще и только знания, науки, труд – есть, как писал Беруни, истинная, вечная правда. А познание тонкостей науки возможно лишь путем изучения опыта, испытаний и повторений. Поэтому Беруни утверждал, что знания, в конечном счете, есть итог неустанных повторений.
Формирование человека как личности неразрывно связано с процессом обучения, взаимоотношениями ученика и учителя. Известный французский этнолог и философ Клод Леви-Стросс, изучая модель поведения первобытных людей и проводя аналогии с повадками животных, пришел к заключению, что человек, как и животные, наследует от своих предков ряд физиологических характеристик и качеств, но только человеку присуща особенность, позволяющая ему в течение жизни самосовершенствоваться, обогащая свое сознание, умения и навыки, развиваться умственно и нравственно, обретать навыки образования и культуры. Так были заложены основы одной из тех вечных ценностей, которые донесло до нас наследие предков, составляя богатство культурного, морально-нравственного и этического воспитания.

У узбекского народа с давних пор существовали целые системы образования, зарождались, а потом множились традиции обучения тем или иным специальностям, в частности, были специальные школы, где преподавались науки в области управления государством. Так, правители Древнего Согда, дабы воспитать своих детей мудрыми, справедливыми правителями, нанимали преподавателей, чьей задачей было обучитьучеников премудростям управления государством. В более низких социальных слоях была развита традиция обучения тем или иным ремеслам, в том числе так называемая система «устоз – шогирд». Потребность в учителе трактовалась как потребность в совершенстве – будь то каллиграфия, живопись или музыка. Со временем сформировалась мысль, что человеческий ум способен воспринять и осознать неограниченный объем всеохватных знаний, а потому обучить, просветить можно каждого. Конечно, при всем его благородстве и человечности этой идеи она вовсе не подразумевает, что всякий человек сможет стать выдающимся ученым. Способности и возможности каждого из нас индивидуальны: кому-то вполне достаточно тех знаний, что преподаются в объеме школьной программы, другие же находятся в постоянном поиске новых знаний, они не могут представить ни дня без новой книги, без того, чтобы не реализовать свои творческие способности, дарования. Нет нужды подчеркивать, как важен в обучении детей индивидуальный подход к каждому. И не будет ошибочным утверждать, что эту мысль современные педагоги-психологи почерпнули из трудов великого поэта и просветителя Алишера Навои. Подтверждением тому может служить дошедшее до нас предание.

Молодой дехканин Рахмонкул, живший в далеком кишлаке, прослышал о знаменитом поэте Навои. Позавидовав его славе, он бросил собирать дрова и, не слушая увещеваний матери, продал единственное богатство в доме – корову и пустился в путь, намереваясь стать учеником Навои. А когда наконец добрался до места, то узнал, что Навои уехал. Тогда Рахмонкул поселился поблизости и стал дожидаться Навои. Вскоре у него закончились деньги, но тут как раз вернулся поэт. Парень пришел к нему и рассказал о том, что продал корову, чтобы приехать сюда, и о цели своего визита: мол, и он хочет стать знаменитым поэтом.

Навои попросил прочесть стихи, которые написал Рахмонкул.

– Учитель, я всю жизнь занимался тем, что собирал и продавал дрова, чтобы заработать денег на пропитание. У меня не было времени сочинять стихи. Я хочу, чтобы вы научили меня писать стихи.

Что ж, Навои попросил его прочесть любые стихи, которые ему больше всего нравятся.

– Учитель, я собирал и продавал дрова, не было у меня времени учить стихи, – снова возразил Рахмонкул. – Хочу, чтобы вы научили меня их учить.

Навои достал дутар и попросил Рахмонкула сыграть какую-нибудь мелодию.

– Учитель, – отвечал Рахмонкул, – я всю жизнь собирал и продавал дрова. Учить музыку у меня не было времени. Хочу, чтобы вы научили меня играть на дутаре.

Тогда Навои дал Рахмонкулу деньги – ровно столько, за сколько продана была корова, – и сказал:
– Сынок, собирать и продавать дрова – тоже нужное дело, тем самым ты также служишь людям. Не стоит заниматься делом, чуждым душе и сердцу: делать надо то, что лучше всего умеешь. Своим честным трудом ты помогаешь людям, – а потому самое лучшее будет тебе вернуться домой, в родной кишлак…

Заслуги родителя и учителя в воспитании личности – как два крыла, без каждого из которых птица не может поднять ввысь. Первый – дает жизнь, второй учит жить честно, достойно, счастливо. Первый помогает обрести силу, второй формирует мышление, учит сердце быть благородным. Древние говорили: скажи, кто твой учитель, и я расскажу тебе твою судьбу.

«Я в долгу перед своим учителем не меньше, чем перед отцом своим. Отец подарил мне жизнь, а учитель – все то, благодаря чему я могу жить хорошо». Эти замечательные слова сказаны Александром Македонским о его великом учителе – Аристотеле.

Для величайшего же из философов – Платона – непререкаемым авторитетом был его учитель, Сократ, за которым он всегда неотступно следовал. И кто знает, написал бы Платон свои замечательные диалоги, оказавшие неизгладимое влияние на всю историю человеческой мысли, не будь у него такого учителя? Цицерон неустанно изучал учения разных философов, прислушивался к их спорам, размышлял над мнением каждого. «Я бы очень хотел, – писал этот выдающийся мыслитель и оратор, – чтобы мои ученики не гнушались по некоторым вопросам обращаться и к тем людям, кто ниже их по статусу. Чтобы найти истину, надо преодолеть немало трудностей. Путь поиска истины всегда нелегок, долог и тернист. Но не познав этих трудностей, не познаешь и удовлетворения от найденной истины».

Как справиться с этими трудностями, как найти верный путь, ведущий к цели? Именно это подскажет хороший учитель.

Труд учителя нелегок и ответственен. Вряд ли нужно доказывать, что задача его состоит не только в том, чтобы привить ученику навыки чтения и письма, дать начатки знаний о науках. В руках учителя – направить ученика в определении верных жизненных ориентиров, помочь занять достойное место в обществе. Практика показывает, что преобладающее большинство школьников на вопрос «Кем стать?» отвечают, посоветовавшись с учителем. Иными словами, для подростка очень важно мнение учителя, в котором он видит не просто преподавателя, но – наставника.

Преобразования, происходящие сегодня в нашей жизни, в первую очередь экзаменуют учителей. Ведь если ученики педагога поймут главные ориентиры своего будущего пути, а не станут заботиться лишь о собственных интересах, пренебрегая интересами Отечества, своих сограждан, – значит, учитель в свое время, воспитывая этих юных людей, руководствовался благородными целями. Научить детей любить Родину, направлять их помыслы в правильное русло, привить осознание того, что смысл жизни человека – жить для блага своего народа, – задача сложная, но она, согласитесь, на порядок выше и благороднее, нежели просто обучение детей счету и грамоте…

Все философские учения Востока имеют главной, важнейшей целью воспитать высоконравственного, духовно развитого человека, чьи помыслы направлены на устройство справедливого, а значит и счастливого общества, где господствует добро. «Путь счастья – в тебе», – сказал древний китайский мудрец Лао-цзы. Именно учителя, наставники помогают нам найти в себе путь к счастью. И потому никогда не иссякнет добрая традиция: почитать, чествовать, воздавать дань уважения и благодарности людям, нас обучившим и воспитавшим. Ведь, по большому счету, в мире остается лишь то, что создано усилиями души…

Т. Солиходжаев.

Окончание следует.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Шавкат Мирзиёев выступил за наращивание многопланового узбекско-французского делового сотрудничества

В ходе пребывания в Париже Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провел встречу с представителями ведущих деловых кругов Франции. Отличительной особенностью...

Больше похожих статей