back to top
36.7 C
Узбекистан
Понедельник, 28 апреля, 2025

Суфизм и его яркие представители

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,470ПодписчикиПодписаться
Суфизм и его яркие представители

Слово и понятие «Суфизм» возникло от слова – «суф» (власяница). В самом начале своего возникновения суфизм был формой мусульманского аскетизма, направленного против официальной религии, общественного неравенства. Корни его уходят в манихейство, буддизм, неоплатонизм. В рамках суфизма выражены были также идеи пантеизма и восславления человеческого духа. Суфизм с самого начала своего возникновения оказывал громадное влияние на политическую и духовную жизнь многих народов мира. В частности, наряду с прогрессивной дидактической литературой в Центральной Азии успешно развивалась и суфийская. Её отличали проповедь аскетизма, мистицизм и простота формы.

Наиболее популярным суфием-поэтом был Ходжа Ахмад Яссави (1041-1167) С его именем связаны многочисленные предания о святости и исключительной известности поэта. Бытовала даже поговорка «В Мадине – Мухаммад», в Туркестане – Ходжа Ахмад». Произведения Ахмада Яссави вошли в сборник «Девони хикмат» («Собрание мудрых изречений»), хотя есть предположение, что суфий сам не писал стихов, а лишь изрекал истины, т.е. хикматы. Адресуя свои хикматы широкой массе простонародья, Яссави использовал фольклорные формы: поговорки, пословицы, рубаи, притчи. Наряду с известной суфийской мистикой и символикой религиозного экстаза, в его поэзии нашли место критические настроения по отношению к тем, кот ведёт неправедный образ жизни. К примеру:

Некто был к власти приучен,
Тяжким богатством навьючен, —
Слово каргас – трупоед,
сгинул в болоте вонючем.

Горе мздоимцам: хоть в силе, —
Пальцы они прикусили.
Страшно им даже в могиле, —
Дать им придётся ответ!

«Собрание истин» Яссави состоит из лирико-эпических и лирических стихотворений. Язык – прост и доступен, лишён ухищрений и утончённости светской лирики.

Столпами суфизма в Центральной Азии считаются такие незаурядные личности как Нажмаддин Кубро и Бахауддин Накшбанд.

Один из выдающихся мыслителей в истории человечества Шейх Нажмаддин Кубро (Ахмад ибн Умар) жил и творил во второй половинеXII века в Хорезме (1145-1221). Его роль, влияние и значение для становления духовного самосознания Народов Востока трудно переоценить. С его авторитетом и популярностью не мог сравниться никто из современников, с ним считались доже самые могущественные повелители. Известно, что перед походом на Хорезм Чингиз-хан посылает гонца к Шейху с просьбой покинуть родину, но Кубро отказывается от позорного бегства и делит с народом горькую участь чужеземного захвата. Вместе со своими учениками шейх защищает Родину и погибает в одной из битв. Народ стал называть его Таммат ал-Кубро, т.е. «Спаситель».

Шейх оставил после себя ряд богословских и философских трактатов, цикл стихов, отличающихся «большим техническим совершенством и ярким содержанием» (Е.Бертельс) В основу учения Н.Кубро легла идея универсального равенства людей независимо от происхождения, капитала и социального положения. Кубро утверждал, что человек – высшее из творений бога, а потому воля его свободна, и он должен отвечать за каждый свой поступок, не сетовать на судьбу, полагаясь лишь на свой разум и труд. Микрокосм человеческой личности воплощает в себя всё разнообразие, богатство и красоту макрокосмоса, т.е. вселенной, а потому человек – вершина творения и в его душе и интеллекте воплощена частица вселенского духа и мировой гармонии. Познания Кубро вобрали в себя многие нравственные принципы трудового народа, а потому имели особый отклик среди ремесленников и дехкан. Найдя опору в умах и душах современников, учение Н.Кубро обрело бессмертие.

Другим выдающимся суфистом Центральной Азии был Ходжа Мухаммад Бахауддин Накшбанд (1318-1389). Учение его считается наиболее прогрессивным из всех суфийских учений средневековья. Оно оказало огромное влияние на формирование передовой творческой мысли Малой Азии, Ближнего Востока и Центральной Азии в период с XIV по XVII вв. В рядах ордена Накшбанди творили такие гении как Лутфи, Джами, Махтумкули. Картина жизни суфийских общин раскрыта узбекским поэтом Алишером Навои в 28-й главе «Четвёртая беседа о лицемерных шейхах» его философско-дидактической поэмы «Смятение праведных» (1483).

Родился он близ Бухары, а рождение его было предсказано учёным Ходжа Мухаммад Бобои Самоса, который и воспитал его совместно с известным мудрецом Саидом Мир Кулола. Пройдя у них полный курс обучения, Бахауддин решил основать новый орден на основе своей системы взглядов на мир. Его учение основывалось на следовании примеру пророка и его сподвижников. На фоне традиционного мистического аскетизма суфистов, оно было направлено прежде всего на саму жизнь, на повседневную практику. Базовым принципом было понятие «факр» — добровольная, сознательная бедность, то есть состояние материального положения, когда отсутствуют излишества, роскошь, а имущество зарабатывается трудом собственных рук, энергией собственного ума и таланта. Это даёт личности великое достояние – независимость, самостоятельность в мыслях и творчестве.

Есть и другие базовые положения этого учения – они выражены в девизах «Внешне с людьми, внутренне – с Богом», «Пусть душа твоя всегда стремится к Аллаху, а руки твои – к труду». Сам шейх вёл достойный образ жизни – он кормился земледелием, выращивая пшеницу и маш, дом его был скромен и прост, постелью служили солома — зимой и циновка – летом. Все помыслы его были заняты духовным самосовершенствованием, служением Богу и людям. Независим от мнения других, сам он был снисходительным к людям. Известен случай, когда к нему привели музыкантов, исполнявших громкую светскую музыку. Прослушав, он сказал: «Мы таких дел не делаем, но и не отрицаем» (перевод Е.Бертельса). Такое мышление и толерантность очень актуально и сейчас. Создав своё направление в философии и свой орден благородства, Накшбанд внёс достойный вклад в процесс развития духовного самосознания как узбекского, так и других народов.

Сохранилось множество памятников и обителей суфизма в Узбекистане Под Бухарой расположился мемориальный комплекс Бахоуддина Накшбанди. В Самарканде это мечеть и могила Ходжи Ахрара, мавзолеи Гур-Эмир, Рухабад, и другие. В Ташкенте находятся мавзолеи Шейха Зайнутдина Бобо, Шейхантаура, имама Каффаль Шаши. А недалеко от города располагается мавзолей Зангиата.

Идеи суфизма нашли своё отражение в «Божественной комедии» Данте, «Потерянном Рае» Дж. Мильтона, «Западно-Восточном диване» Гёте, в «Пьяном дервише» Н.Гумилёва, в пушкинской «Розе», лермонтовском «Ангеле», в стихах А.Фета, Ф.Тютчесва, З.Гиппиус, В.Брюсова, А.Блока, Н.Рубцова. поэзии Северного Кавказа. И не только в поэзии. Есть однозначный вывод: развитие в России такого традиционного направления ислама, как суфизм, способно привлечь мусульманскую молодежь и стать серьезной альтернативой ваххабизму и другим радикальным течениям, искажающим религию. Не случайно глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров на Международной исламской конференции в Грозном сказал: «Чеченский народ в годы самых тяжелых испытаний сохранил свое лицо только благодаря суфизму, который является залогом безопасности для человека и стабильности для государств».

Высокая оценка, не правда ли?

А.ХОДЖАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

По требованию ЦБ банки станут меньше выдавать населению микрозаймы

Центральный банк Узбекистана зарегистрировал в Министерстве юстиции приказ, который вступит в силу 24 июля. Документ предусматривает ужесточение ряда требований...

Больше похожих статей