back to top
6.9 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Проект нового таможенного тарифа глазами эксперта

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Проект нового таможенного тарифа глазами эксперта

Авторы обсуждаемой сейчас концепции налоговой реформы считают, что она должна затронуть также и таможенные тарифы. В этой связи редакция обратилась к известному специалисту в данной сфере Х.М. Усмановой, председателю экспертного совета Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана.

— Мне предложили оценить проект ставок таможенных пошлин, который находится сейчас на рассмотрении. При этом никаких материалов (статистики импорта за последние годы, суммы поступлений от таможенных пошлин, объемы льгот, полученных импортерами и т.д.) у меня нет.
Тем не менее, имеется метод, который позволяет сделать экспертную оценку проекта, которая строится на функциях таможенного тарифа.

В теории у таможенного тарифа есть четыре функции. Это:

1. Регулятивная функция – когда тариф управляет потоками движения товаров.
2. Фискальная функция – это наполнение бюджета страны.
3. Защитная функция – когда через тариф защищается местный производитель и/или местный рынок.
4. Торгово-политическая функция, в основе которой лежат международные соглашения страны.

Для проведения оценки, необходимо определить группу лиц, на которых влияет таможенный тариф. Известно, что основными «игроками» являются:

1. Государственный бюджет. Учитывая специфику и социальную направленность, под нашим бюджетом я понимаю потребителей импорта, источником финансирования которых является бюджет. Это государственные организации, пенсионеры и несовершеннолетние дети.
2. Импортеры товаров – это лица, деятельность которых заключается в ввозе иностранных товаров для потребителей Узбекистана. За импортерами, соответственно, стоятиностранные производители товаров.
3. Местные потребители товаров, имеющие собственные доходы.
4. Местный производитель.

С теоретической частью закончили, теперь — непосредственная экспертиза:

1. В таможенный тариф включено 130 позиций из более 12 тысяч, предусмотренных в ТН ВЭД, что составляет чуть более десяти процента. Следовательно, тариф является укрупненным, и многие товары «скрываются» в составе других товаров.
2. В проекте на 73,3 процента товарных позиций предлагается установить ставку в размере 0 процентов. В этом случае «в игру» вступает регулятивная функция. При нулевом тарифе широко открываются двери для импорта товаров.

В истории нашей страны такая ситуация уже была. Во времена «товарного голода» пунктом 14 Указа Президента РУз от 21.01.1994 г. № УП-745 до 1 июля 1995 года были отменены таможенные пошлины на импорт всех видов товаров, ввозимых в страну. Указом Президента от 19 июля 1995 г. № УП-1205 срок отмены таможенных пошлин на импорт товаров был продлен до 1 октября 1995 года. Тогда рынки Узбекистана в короткий срок были наполнены различными товарами, и страна превратилась в огромный базар, куда приезжали покупатели и из соседних стран (я думаю, что еще есть люди, которые помнят эти времена).

При нулевых тарифах в выигрыше оказываются импортеры и потребители товаров. В проигрыше, соответственно –государственный бюджет и местный производитель.
3.В проекте на 16,7 % товарных позиций предлагается установить ставку в размере 10 процентов и на 2,9 % товарных позиций – в размере 20 процентов. В «игре» — фискальная функция. Предполагается, что только 19,6 % возможного импорта принесут деньги вбюджет страны.
В выигрыше — государство (бюджет), импортеры и потребители товаров.
В проигрыше- местный производитель.
4. 7,14 % товарных позиций (95 товарных позиций,описывающих все разновидности автомобилей) подключают защитную функцию, которая защищает местных производителей автотранспортных средств. Здесь в выигрыше местный производитель и государственный бюджет, в который будут поступать деньги как от импорта, так и налоги от производителей. В проигрыше, соответственно, импортеры и потребители этих видов товаров.

Выводы:

1. Почти три четверти предлагаемых ставок таможенных пошлин открывают наш рынок и выгодны, в основном, только иностранным производителям.
2. Эффективно защищается только одна отрасль – автомобилестроение.
3. Проект таможенного тарифа не предусматривает применение высокихставок (от 50% и выше), которые зачастую выполняют функцию запрета и используются для защиты местного рынка от ненужных товаров. Например, бывших в употреблении товаров и явного «мусора» (например, автомобилей, подлежащих утилизации).
4. Низкие поступления в бюджет от импорта товаров.
4. Не эффективно работают действующие льготы и преференции.
5. Не понятна судьба международных соглашений, в частности, заключенных с Ираном и Сингапуром, в отношении ставок таможенных пошлин на отдельные виды товаров.

И возникает вопрос — Зачем Узбекистану такой таможенный тариф?

Р. СУЛТАНОВ

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень понятная и внятная статья.
    Все правильно.
    Ответ на выводы, можно сделать такой: все импортеры должны платить хотя бы по мизеру, тогда бюджет будет пополнятся и местные производители будут работать, в ином случае местные производители просто закроются.

  2. надо эту томожню переделать и сделать прозрачной. 1 позицию товара можно завести по 3-4 разным тарифам. коррупция там процветает что у брокеров что у таможенников. нужно сделать эту систему прозрачной учтановить одинаковые тарифы для всех и вся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей