back to top
8.9 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

К вопросу о формировании национальной элиты

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
К вопросу о формировании национальной элиты

Размытие понятия.

Вас никогда не удивляли бойкие объявления и указатели о продаже «элитных» обоев, кафеля, дверей и домов, распространяемые в эфире, развешанные по всему городу?

Ощущение такое, что распространители таких объявлений пытаются играть на повышенной самооценке, эгоцентрических чувствах любого из нас — соотносить и считать себя частью этого элитного общества… Если ты сможешь себе позволить приобрести то, что они предлагают (неважно что), то ты и есть часть элиты, если нет – то ты — авом (простолюдин).

Недавно я даже увидел объявление-вывеску «элитной адвокатуры». Это как понять? Эта некая контора, которая специализируется в «разрулении» скандала, в которую влипли те, которые считают себя элитой? Если Вы поддаетесь таким вот призывам, то эти люди точно знают кому (какой «элите») обращаться, с чем обращаться и как обращаться… Скажу больше – они Вас разводят по полной, играя на вашей наивности, завышая цены за свои услуги, товары (квартиры, рестораны, что угодно), потому что именно они «позволяют» Вам овладеть нечто, что уж точно является мерилом соотнесения вас к классу элиты общества.

Сначала меня такое положение вещей немного развлекало, поскольку в моем представлении все выглядело иначе, и эти объявления были направлены на кого-то другого, меня как-то не касались… Однако, когда я вижу, как ведут себя в публичном пространстве некоторые самозваные «представители» элиты, то, начинаю понимать всю опасность очевидного размывания значения понятия – элита общества.

Кого же мы считаем элитой общества и по каким критериям?
Любая попытка «сходу» ответить на этот прямой вопрос приведет к тому, что Вы не сможете определиться с вариантами ответов, пока ясно не дадите себе отчет в том, каким Вы хотите видеть наше общество через 10-25 и даже сто лет. Ибо именно элита и есть и останется основой формирования будущего любого общества. Наличие или отсутствие элиты общества, поддерживающей социально-экономические реформы, проводимые в стране, во многом определяет успех либо провал любых преобразований. Именно поэтому, мы полагаем, что в повестке дня современной политики государства вопрос создания условий для формирования элиты общества, как фактора социальной стабильности и поступательного развития будет оставаться актуальным.

По убеждению многих моих знакомых коллег, элита общества — это ни в коем случае сгусток материально обеспеченной части общества, которая без тени сомнения относит себя к таковой, ибо только потому, что не испытывает каждодневные материальные трудности. Потому, что у него есть все «элитное»: — квартира, дом, дача, машина, образование, полученное в «элитных» учреждениях и все прочее, что пихают ему всюду в качестве неотъемлемых признаков принадлежности к элите. Он присваивает себе элитарность хотя бы по праву того, у него это право никто не оспаривает. Никто даже и не задумывается подвергнуть сомнению элитарность этой личности, поскольку мало, кто в нашем обществе, к сожалению, задается вопросом: а кто такая элита, вообще?
И почему ответ на этот вопрос так важен сейчас? Возможно потому, что мы должны точно знать, какой портрет нашего современника наиболее востребован и приемлем с точки зрения настоящего и будущего нашей страны. Люди, с какими качествами, знаниями и с каким социально-психологическим багажом должны составить основу общества, чтобы его развитие стало необратимым, было всегда (пусть даже повторюсь) поступательным?

Обратимся к самому определению слова «элита». Всезнаюшая Wikipedia говорит:
Цитата: «Эли́та (англ. фр. élite от лат. eligo «избранный; лучший») в социологии и политологии — совокуп¬ность людей, занимающих высокие должности в управлении государством, союзом государств и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

В обществе в отношении трактовки термина «элита» … можно выделить два основных подхода:
Политический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания реальной властью или влиянием на политические процессы, безотносительно оценок интеллектуальных и/или моральных качеств тех или иных индивидов.

Ценностный или меритократический подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы, обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума.» (конец цитаты).

На мой взгляд, такое условное разделение понятия в корне некорректно и даже вредно. При крайнем понимании получается, что политической элите несвойственны ценностные понятия и, наоборот.

Вся наша история отвергала такой подход.

Разве Великий Хан Тимур не привлекал к делам по управлению государством талантов со всех окраин империи, разве социалистическое прошлое не основывалось на вовлечении наиболее одаренных, в том числе людей искусства, науки, в систему политического управления? Разве сейчас мы не видим вовлечение широких масс одаренных людей, прежде всего, молодых, в процессы реформации общества?

Почему так важно формирование элиты?

Пожалуй, сначала надо определиться с тем, какое общество мы строим, чтобы знать, каких качеств нам в человеке поощрять, чтобы он составил элиту Узбекистана в полном понимании слова.
Если мы декларируем, что строим суверенное, демократическое, правовое государство, основанное на принципах гуманизма, обеспечивающее права и свободы граждан, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и политических убеждений, то важно знать, кто будет определяющей основой такого общества. Кто будет создавать и поддерживать среду, в которой источником государственной власти является народ, как это зафиксировано Конституцией?

Употребление понятия «народовластие» в нашей недалекой истории очень часто являлось плохой маскировкой предоставления отдельным группам людей конкретных преимуществ в распределении/присвоении государственной собственности, в ведении бизнеса, которые, по-существу, стали частью теневой элиты обладающей материальными благами.

Прекрасное слово «народовластие» не было дополнено необходимым и достаточным набором инструментов, практических мер, которые бы эту самую власть народа обеспечивали.

Именно поэтому, на наш взгляд, Президент Мирзиёев Ш.М. подчеркивает: «Каждое решение, касающееся жизни страны, мы принимаем на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности. Краеугольным камнем нашей деятельности становится принцип “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу” (из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису). Речь идет об установлении обратной связи с «бенефициаром» государственных услуг и благ – с народом. В развитие и на реализацию указанного тезиса и направлены 5 приоритетов Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Все изложено предельно ясно. Логика ясна – укрепление государственного управления, обеспечение баланса всех ветвей власти, развитие экономики, решение социальных проблем, обеспечение безопасности и межнационального согласия. Подчеркнуто: меньше лозунгов, больше практических дел и конкретных инструментов реализации намеченного (институциональное и социальное обеспечение движения вперед).

Но все упирается теперь в кадровое обеспечение реализации намеченных целей. И проблема не только в «подборе и расстановке кадров» в руководящие посты государства, а в формировании некоей социальной среды, которая будет служить источником обучения и закаливания кадров, специалистов-профессионалов, которых мы можем называть по праву элитой нашего общества. Элита, которая не только способна реализовать поставленные народом цели сегодня, но и способная сама определять «повестку дня» будущего Узбекистана за горизонтом десятилетий и столетий. В таком понимании, мы отрицаем условную границу между политическим меритокартическим содержаниями значения элиты. Ибо такое искусственное разграничение и привело многие западные общества к застолбенению, когда лучшие таланты общества остались не вовлеченными в политическую жизнь собственной страны.

Вообще в стремлении завуалировать сущность и значение элиты Запад отличается сильно. В конце XIX века широкое обсуждение получила теория формирования и роли среднего класса, как фактора социально-экономической стабильности общества. Почему опять классовость? Почему не определенная среда в обществе, которая позволяет всем иметь равные шансы и развивать свои способности, знания и применять их в деле приумножения всеобщего богатства? В том числе, а возможно даже, — прежде всего, духовного. А потому, чтобы всех отвлечь от сущности и сказать, нужно время, надо немного «подрасти», «накопить жирок». Тем временем политическая и финансовая элита концентрировала вокруг себя все возможные материальные богатства, делая невообразимым разницу в уровне доходов между бедным и богатым. Само понятие среднего класса деградировалось. Средний между кем и кем? Между богатым и бедным? Как определить середину, если две крайности постоянно и неуклонно стремятся к абсолюту?

Так кто же элита?

По каким признакам мы можем определить, формируется у нас элита, которая соответствует нашим ожиданиям или нет? Все известные учения, которые были привнесены в жизнь народов Центральной Азии, начиная от буддизма, кончая большевизмом, обрели поддержку значительной части народа только благодаря тому, что носители этих учений, догм убедили большую часть населения в социальной направленности решений, которые они предлагали. Соответственно, первым критерием соотнесения к элите общества, я бы назвал умение личности понимать, стремиться познать сущностные проблемы бытия и развития общества, в котором она живет. А это, в свою очередь, означает всестороннее знание истории, переплетений судеб и традиций разных народов, которые в силу исторических событий стали резидентами нашей страны, региона и с которыми нам жить и строить свое будущее. Как сказал один молодой человек, с которым я обсуждал тему: «Я бы еще добавил, что Элита, это лидеры, которые умеют смотреть в будущее и проектировать его. Исходя из знаний об истории и из того, что есть на сегодняшний день. Это — всесторонне развитые люди, которые формируют цели для общества, они, в конце концов, и движут обществом».

Именно знание истории собственного народа (не отдельно взятой нации), его культуры и понимание сущности и важности традиций позволяет человеку обрести уверенность. Самопознание есть ключ к пониманию собственной миссии и соотнесению ее с интересами других соседей. Это наиболее логичный путь воспитания патриотизма, без ущерба интересам социума, соседей по географии. Точно в этом понимании для меня патриотизм есть следующее важнейшее качество элиты.

Далее важным признаком элиты я бы назвал стремление выполнять любое дело с самоотдачей и со знанием дела, профессионально. А это и есть образование, просвещение. В том числе и прежде всего, на уровне семьи, махалли, школы, коллектива, любого социума. Ведь у каждого названного социума есть свои цели существования и развития. Профессионализм дает возможность эффективно реализоваться и вновь расширяться этим целям по логике спирали роста Гегеля.

И последнее, что я хотел бы подчеркнуть, как качество элиты – это умение добиваться гармонии целей развития общества с целями развития каждого человека на основе равноправия, установления равных шансов и достижения компромиссов для решения более глобальных задач развития общества – мудрость и дальновидность.
И если Ваш сосед, знакомый, член вашей семьи обладает такими качествами, значит он и есть элемент элиты нашего общества.

Заметьте, я сознательно ушел от такого критерия элиты как самодостаточность. Ибо, как сказано в Святой Книге – доволен тот, кто умеет довольствоваться. Следовательно, самодостаточность понятие относительное и каждый сам себе определяет, что иметь достаточно, а что иметь избыточно. И здесь мы ни в коей мере не призываем к духовной возвышенности в ущерб материальному благополучию. Если человек не может удовлетворять свои хотя бы базовые материальные потребности, он не имеет права называться элитой хотя бы потому, что такой человек обречет близких своих, и, следовательно, страну в нищету. В моем понимании нищета есть порог, ибо она продукт лени, неопрятности, невежества и тупого упрямства.

Самодостаточность для человека и для народа так же важна, как и духовное богатство, поскольку благими намерениями сыт не будешь и страну от беды (внутренней, внешней) не убережешь.

Я весьма далек от мысли, что элита — это некий закрытый клуб с постоянными членами или семьями. Абсолютно нет. И это даже не каста! Это совокупность людей, отличающихся проникновенным и глубоким знанием истории, законов развития общества, собственной ответственности и миссии в деле развития своего общества, которые живут в согласии с общепринятыми нормами морали, сформулированными поколениями, жившими до нас, подходят к решению проблем с точки зрения не сиюминутных интересов, а горизонта столетий. И задача государства – это создать такую среду, где формирование элиты, его естественное обновление и саморазвитие будут востребованными и всячески возможными явлениями.

Продолжение следует…

Ал-Кодирий
Апрель 2018 года.

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Интернет так устроен, что предпочитает короткие вещи. Есть отрасль — элитология.

  2. Автор, свяжись со мной, есть предложение.

    Редакция, пжл, передайте автору, чтобы связалься со мной. Или же дайте контакты. Есть предложение.

  3. О чем вы автор? О какой элите ведете речь? Как без отношения к власти в авторитарной стране можно "вылезть" или "попасть" в элиту, только лишь за талант или объем деньги. По сути, элита — означает участие в принятии решений. Абсурд! У нас элита это, или дети властителей или их родственники.

  4. что такое элита мы поняли а вот как ее формировать в узбекистане автор не сказал

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Человеческое достоинство и конституционные гарантии их реализации

Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства...

Больше похожих статей