Суд польского Освенцима приговорил 12 активистов к реальным срокам за обнаженный протест на территории концентрационного лагеря Аушвиц. Среди осужденных — двое белорусов. В ходе акции, которую они сами называли «антивоенной», активисты зарезали ягненка.
Что произошло?
В марте минувшего года группа молодых людей забросила на ворота лагеря полотно с надписью «Love», заменив таким образом первое слово печально известной надписи «Arbeit Macht Frei» («Труд освобождает»).
12 человек разделись, приковали себя наручниками друг к другу и сели прямо под надписью — на дорогу, по которой ступал каждый новый узник Аушвица. После чего двое активистов — Адам Беляцкий и Никита Володько — зарезали ягненка.
Запретили заводить животных
Адам Беляцкий, сын известного белорусского оппозиционного активиста Алеся Беляцкого, был признан организатором акции и получил 1,5 года тюрьмы. Беляцкий уже несколько лет учится в Польше в Высшей Государственной школе кинематографа, телевидения и театра в Лодзи.
Никита Володько, актер запрещенного в Беларуси, но популярного на Западе белорусского «Свободного театра», получил 1 год и 2 месяца тюремного заключения.
Им обоим запретили заводить животных в течение 10 лет.
Кроме них виновными признаны 10 человек, среди них — два белоруса, украинец, немец и шесть поляков. Они получили наказания в виде штрафов в 10 тысяч злотых (почти $3000), ограничения свободы и обязательные работы, пишет газета Krakowska. Некоторые из осужденных обязаны будут заплатить 1373 злотых ($400) в пользу музея Аушвиц-Биркенау в Освенциме.
Беляцкий и Володько оштрафованы на $600 каждый за публичное убийство животного.
Приговоры не окончательные, их еще можно обжаловать.
Активистов признали виновными в «осквернении места памяти».
О пределе творческой свободы
Смысл акции, по словам активистов, выразить протест против военных конфликтов и кровопролития.
«Мы пришли на место массовых убийств людей в Освенциме, чтобы выразить свой протест против войн, которые происходят в мире. Особенно нас беспокоит война в соседней Украине и в Сирии. Мы сняли с себя одежду и провозгласили манифест, встали на колени и молились, чтобы сдержать военные конфликты. Это наша гражданская позиция, и мы хотели, чтобы нас услышали», — говорил еще до суда белорусской редакции «Еврорадио» театральный режиссер Дмитрий Чертков.
По его словам, участники акции были голыми, потому что «люди, которых массово убивали в Освенциме, также были без одежды».
Никита Володько в интервью белорусской «Радыё Свабода» рассказал, что убитого у ворот Освенцима ягненка участники акции кормили и обхаживали на съемной квартире. И, в общем-то, не ожидали даже, что питомца ждет смертная участь.
«Несправедливо, что суд наказал нас за искусство», — прокомментировал наказание Володько агентству AFP.
По словам Володько, они хотели «привлечь внимание к тому факту, что люди ничего не вынесли из случившегося в Освенциме» и не хотели осквернить память более чем миллиона жертв концентрационного лагеря.
«Нас не научили тому, что убивать — плохо, и мы продолжаем убивать», — говорит активист, у которого, по его словам, родственники погибли во время холокоста.
Участники акции настаивают, что задумали не просто перфоманс — акцию хэппенинга. Хэппенинг, по актуальной классификации — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. То есть, возможна импровизация — все без заранее одобренного сценария.
Ягненок стал, судя по реакции участников действа, частью вышедшей из-под контроля импровизации…
Идею акции поддержали не все.
«Эти люди осквернили одно из самых трагических мест в мире, бесстыдно пропагандируя свои смутные идеи, которые так и не объяснили. Это ранит тех, чьи близкие люди здесь погибли», — цитирует директора музея Петра Цывински агентство PAP.
О гражданской ответственности
Николай Халезин, создатель и режиссер «Свободного театра», в «Фейсбуке» с сомнением отнесся к акции: «Сам создавал многочисленные перфомансы. Этот считаю крайне неудачным».
Контролируемые государством белорусские СМИ активно комментируют приговор, обращая внимание на статус обреченных на польскую тюрьму действующих лиц: один — актер запрещенного властями в Беларуси «Свободного театра», другой — сын известного правозащитника Алеся Беляцкого.
Алесь Беляцкий, известный в мире и Беларуси правозащитник в комментариях о деле его сына журналистам отказывает, в соцсетях уходит от обсуждения.
Беляцкого в 2011 году приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы за сокрытие от налогов средств, полученных из-за рубежа. Сам Беляцкий говорил, что деньги были направлены на правозащитную деятельность в Беларуси, а правозащитники называли дело Беляцкого политически мотивированным.
В соцсетях комментируют перформанс-хэппенинг
Голая акция у Освенцима не оставила комментаторов в соцсетях и на интернет-страницах СМИ равнодушными. Белорусы, судя по отзывам, не намерены защищать соотечественников.
«Правильно, а, может, и мало за такое. Нечего хером трясти там, где народ уничтожали», — пишет, комментируя приговор белорусам в Польше, на белорусской «Нашай Ніве» некто под ником LMI.
Там же некто Denis рассказывает: «В этом году узнали, что мой дед погиб в Аушвице. Это было очень больно для нас всех — его сына (моего отца), внуков, правнуков. Гадостно, что есть такие дурни, как эти участники поганого перфоманса»…
На «Здесь говорят» от популярного портала Tut.by — россыпь голосов и задиристая дискуссия.
«Решение польского суда считаю справедливым, как с точки зрения закона, так и с точки зрения морали. Если Адам Беляцкий, Никита Володько, кто-то из других фигурантов состоят в оппозиционных партиях, движениях, имеют четко выраженную общественную оппозиционную позицию, то это, несомненно, бросает тень на эти структуры. (… ) А так, конечно, сын за отца, как и отец за сына не в ответе», — пишет некто под ником isset.
Концентрационный лагерь Аушвиц был построен после оккупации Германией Польши во время Второй мировой войны.
Между 1940 и 1945 годами в лагере было убито около миллиона человек. Около 232 тысяч жертв составляют дети.
Татьяна Мельничук Русская служба Би-би-си, Минск