Завершающийся 2017 год отмечен рядом знаковых событий, причем не только для Узбекистана, но и для всего центрально-азиатского региона. С приходом к власти нового Президента, Шавката Мирзиёева в стране начался этап кардинальных перемен, которые проецируются новыми веяниями, как в экономических перспективах страны, так и в оценках общественно-политической жизни простыми гражданами.
Первое и возможно самое знаковое событие произошло в новогоднюю ночь, когда глава государства лично с экранов телевизоров поздравил народ с новым годом. Причем на узбекском и русском языках. Такого прежде за всю историю независимого Узбекистана никогда не было. В предыдущие годы диктор просто зачитывал поздравления от имени президента. А в ночь с 31 декабря 2016 года на 1 января 2017 года Шавкат Мирзиёев сам поздравил народ с наступающим годом, что стало настоящим сюрпризом для всей страны.
Когда он пришел к власти, многие гадали, на какие политические силы он будет опираться. Вариантов было множество. Но Мирзиёев сделал ставку на простой народ. Как бы это пафосно не звучало. Для решения всех задач, которые он поставил перед собой, ему просто необходимо была поддержка населения. Ведь многие из его последующих решений могли вызвать недовольство у определенных кругов.
В первую очередь он открыл личную виртуальную приемную, беспрецедентную по эффективности не только на просторах бывшего союза, но и, возможно, всего мира. Любой гражданин мог обратиться в нее с жалобой на действия или бездействия представителей любой ветви власти или с просьбой о решении тех или иных проблем. И менее чем за год количество таких обращений достигло миллионной отметки. При этом надо отметить, что практически все вопросы решались довольно оперативно. В основном люди жаловались на незаконные, по их мнению, решения судов, действия сотрудников правоохранительных органов, безразличие к их проблемам со стороны всего чиновничьего аппарата.
Доходило даже до того, что и жаловаться не приходилось. Достаточно выказать о намерении это сделать, как представители власти на местах быстро решали проблемные вопросы и поставленные перед ними задачи. Граждане, порой, не верили своим глазам, когда видели с каким рвением они это делали.
Увидев какой положительный результат показала работа виртуальной приемной, Мирзиёев поручил создать аналогичные приемные во всех министерствах и ведомствах. Была также проанализирована структура жалоб, чтобы усилить работу в том или ином направлении. И хотя активность виртуальных приемных и их отдача со временем немного спала, все равно их работа оказала неоценимое влияние на деятельность всей структуры государственной власти. Общественная жизнь закипела, граждане стали более уверенными в общении с чиновниками, которые познали наконец-то, что такое настоящая работа.
С приходом к власти нового президента государство пристальное внимание обратило и на проблемы внешней трудовой миграции. Ранее граждане, работающие за рубежом, были, порой, брошены на произвол судьбы и не были на должном уровне защищены на законодательном уровне. А ведь они приносили в страну путем денежных переводов ежегодно от четырех до шести миллиардов долларов. Довольно внушительная сумма, равняющаяся, порой, десятой части ВВП Узбекистана.
Подавляющая часть трудовых мигрантов работала в России, от двух до трех миллионов. И впервые в своей практике российское государство подписало с другой страной соглашение об организованном наборе и привлечении ее граждан для работы на ее территории.
Это взаимовыгодный документ. Он предусматривает, что подготовка мигрантов к работе в России возлагается на узбекскую сторону. В нее входит: информирование населения о возможности официального трудоустройства в этой стране, подбор имеющих необходимую квалификацию кандидатов для российских работодателей, согласование с обеими сторонами текстов трудовых договоров, а также медицинское освидетельствование и организация проезда до места работы.
Пытаясь улучшить экономическую ситуацию в стране, глава государства придал большое значение работе по либерализации валютного рынка. До этого он подвергался чрезмерному административному регулированию, которое предоставило отдельным секторам экономики и предприятиям существенные преференции. Это в свою очередь привело к нарушениям рыночных принципов здоровой конкуренции, что стало существенной преградой для привлечения иностранных инвестиций, увеличения экспорта и развития экономики в целом.
Так, указом главы государства была отменена обязательная продажа валютной выручки предприятиями экспортерами, юридические лица получили возможность без ограничений приобретать валюту в коммерческих банках для финансирования текущих международных операциях, устранены и выровнены разницы между налом и безналом, официальным и черным валютными курсами. Граждане смогли приобретать валюту на международные платежные карты с возможностью тратить ее в зарубежных странах в необходимых им количествах.
Параллельно с этим Центральный банк Узбекистана принял целый ряд мер, которые были необходимы для и сдерживания инфляционных процессов и чрезмерного давления на экономику, естественных при таких реформах. В частности была увеличена ставка рефинансирования с 9% до 14% и капитализация банков в 1,4 раза за счет государственных вливаний, а также проведена реструктуризация валютных кредитов, выделенных крупным предприятиям, а наиболее уязвимым хозяйствующим субъектам предоставлены налоговые льготы.
Когда Шавкат Мирзиёев возглавил страну, большие изменения произошли и во внешней политике. Основной упор был сделан на налаживание дружеских отношений с ближайшими соседями, а поставленная задача стала одной из самой приоритетных. Только в этом году он посетил Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан. В ближайшее время он собирается с официальным визитом в Таджикистан, сотрудничество с которым за последние годы пошло на спад и вскрыло несколько острых проблем.
Несмотря на то, что второй президент Узбекистана помимо постсоветских государств активно посещает и страны дальнего зарубежья, уже сейчас можно предположить, что прозападная политика не будет для Узбекистана главным приоритетом. Более тесное сотрудничество со странами бывшего союза и, в особенности, с Россией видится более перспективным. Да и население в этом вопросе явно поддерживает главу государства. В первую очередь это обусловлено отсутствием языкового барьера, общая история, обширные родственные, дружеские и деловые связи граждан постсоветского пространства.
Есть, еще один интересный момент, наглядно демонстрирующий какая страна более близка для узбекского народа. Так, в последние годы в узбекском сегменте интернета развернулись нешуточные баталии между сторонниками проамериканской и пророссийской политики. Не будем даже пытаться проанализировать, кто более аргументированнее обозначает свою позицию, но численное превосходство явно за сторонниками политического союза с российским государством.
Конечно, глава Узбекистана обязательно будет учитывать интересы запада, и ни при каких обстоятельствах не пойдет с ним на открытую конфронтацию. Тем более, когда в стране прилагается немало усилий по существенному улучшению в стране инвестиционного климата. И большой потенциал западных компаний, как в сфере финансирования, так и в обладании новейшими технологиями, явно не помешают нашей стране. Но все же в равных условиях предпочтения, скорее всего, будут отдаваться партнерам из стран бывшего союза, и, возможно, инвесторам из поднебесной.
Последним беспрецедентным решением Президента Узбекистана стало его выступление 22 декабря уходящего года с посланием верней и нижней палатам парламента, которого прежний глава государства никогда не делал. Причем послание транслировалось в прямом эфире на телеканале «Узбекистан 24» и длилось четыре часа. Самым неожиданным для всех было его заявление о необходимости реформирования Службы национальной безопасности.
«В настоящее время органы СНБ действуют на основе положения, утвержденного правительством 26 лет назад. Неприкосновенность этого положения в течение четверти века и оценка любой проблемы в качестве угрозы национальной безопасности привели к безосновательному расширению полномочий данного ведомства», заявил Ш. Мирзиёев.
По его словам, возникающие в некоторых регионах мира нестабильные ситуации приводят к активизации миграционных процессов, а они, в свою очередь, к распространению терроризма и экстремизма, и превращению их уже в глобальные проблемы. В такой ситуации приоритетной задачей государственной политики должно стать сохранение мирной и спокойной жизни народа Узбекистана. Именно с этой точки зрения и с учетом всех угроз эпохи глобализации настало время реформировать деятельность органов СНБ и принять закон «О службе национальной безопасности.
Т. АЛИМУХАМЕДОВ