back to top
7.7 C
Узбекистан
Пятница, 15 ноября, 2024

Забытые герои. Часть 1

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,040ПодписчикиПодписаться
Забытые герои. Часть 1

Наши военнопленные лета 1941 г. Такие фотографии можно найти только в немецких солдатских альбомах. Любительское фотографирование было распространено в 1941 г. в частях вермахта, чего не скажешь о гражданах СССР. Нацисты любили снимать пленных, убитых, повешенных, запечатлевать друзей на фоне сожженных городов и деревень. На переднем плане два бойца в буденовках. Очевидно, уроженцы нашего региона. Скорее всего, это пограничники. По свидетельствам ветеранов, к началу войны на западную границу были переброшены части пограничников из других округов, многие из них носили еще старую форму. Остальные пленные одеты кто во что горазд: заметны пилотки, фуражки и даже штатская одежда.

Тема катастрофических поражений Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны в 1941 г. и огромного количества солдат, погибших в безымянных могилах или попавших в плен к фашистам, долгие годы в СССР информационно затенялась. Ни Сталин, ни партийное руководство, ни генералитет не могли толком объяснить причины провалов начального периода войны. Обычно называли следующие: внезапность нападения, преимущество фашистской Германии и ее сателлитов в людской силе и технике (что оказалось довольно спорным), отставание СССР в перевооружении, тактическая отлаженность действий вермахта и др. Сталин, НКВД, политуправление РККА и позднее образованный смерш (ряд организаций контрразведки) приплюсовывали еще к этим причинам нежелание некоторых советских солдат отчаянно сражаться с агрессорами и их добровольная сдача в плен. Наверное, поэтому к военнопленным в СССР было глубоко подозрительное отношение. Выжившие в плену должны были пройти проверки, доказывать, что попали ранеными в плен и не имели возможности сопротивляться, освобожденные проходили через фильтрационные лагеря и, если не сотрудничали с оккупантами, что зачастую каралось смертной казнью, нередко должны были отстаивать свое честное имя в штрафбате, а то и получали сроки советских лагерей.

Кроме этого и в мирное время бывшие военнопленные имели пожизненное клеймо: во всех анкетах при приеме на работу необходимо было указывать этот факт и не рассчитывать на какую-нибудь карьеру, высокооплачиваемые должности или заграничные поездки. Несладко приходилось и родственникам военнопленных. Если о судьбе солдата не было информации, то семье сообщалось: пропал без вести. Это была, своего рода, расплывчатая формулировка: неизвестно, что случилось с бойцом, он мог погибнуть, попасть в окружение и не прорваться к своим, вступить в партизанский отряд, а мог и попасть в плен. Например: разведчиков посылают в тыл врага на задание, группу обнаруживают, она принимает неравный бой и геройски погибает, но пока нет документальных свидетельств для нашей стороны, разведчики числятся пропавшими без вести. А какие могут быть документальные свидетельства? Или удастся найти захоронение погибших, или такие данные появятся с немецкой стороны. Расплывчатая формулировка «пропавший без вести» подразумевала подозрение в предательстве. Как говорится: «до выяснения обстоятельств».

Забытые герои. Часть 1

Рядовой состав Западного особого военного округа в начале войны был полностью дезориентирован, не было внятных приказов, снабжения, связи… Да, сдавались. Как видно на фотографии, и здесь военнопленные одеты в различную, в том числе и гражданскую, одежду. Кто-то фактически не успел добежать до военкомата.

Получается несправедливость, большая или маленькая, кто как рассудит. Если боец погибал на поле боя на глазах у командиров, и фамилия его попадала в штабные сводки, он признавался погибшим смертью храбрых, а если в окружении раненым попадал в плен и в дальнейшем был расстрелян фашистами в концлагере, то он считался пропавшим без вести с подозрением в предательстве. До появления документальных подтверждений с немецкой стороны или со стороны выживших свидетелей.

Забытые герои. Часть 1

Наши в плену. Кысмет. Так сложилась солдатская судьба. Мужское поколение 1920-1923 годов рождения почти полностью погибло на фронте.

Карательные органы наворотили в этом деле массу несправедливости. Представьте, что вы — бывший военнопленный, освобожденный из фашистского лагеря, и вас допрашивает опер смерша. Вы рассказываете, что в первые месяцы войны участвовали в боях с превосходящими силами противника на западной границе СССР, отстреливались до последнего патрона и попали раненым в плен. » — Свидетели есть?» — спрашивает опер. «- Свидетели все погибли»,- в ответ. «- Ну, тогда получайте свою десяточку и отправляйтесь валить лес.» Повезти могло, если опер оказывался неленивым и неравнодушным и кропотливо собирал документы о том, что часть, в которой вы воевали, полностью погибла на территории, скажем, Белорусской ССР, а вы с фашистами не сотрудничали и всю войну рабски трудились на шахте в Силезии. К счастью, большинство сотрудников смерша относилось к своей работе ответственно, и около 90% освобожденных из плена возвращались в свои части, лишь 4 % из них оказывались затем штрафниками и еще примерно 4 % попадали под военный трибунал. От этой цифры — 90 % — и надо исходить, рассуждая о судьбе военнопленных. 90 % процентов бывших военнопленных — это честные бойцы, которые должны быть по статусу приравнены к заслуженным ветеранам войны.

Забытые герои. Часть 1

Наш боец. Попал раненым в плен. Сопротивлялся до последнего. Боль в глазах. Что его ждет впереди?

Судите сами, о подвиге защитников Брестской крепости советской разведке стало известно лишь в феврале 1942 г. из захваченных документов разгромленной немецкой 45-ой пехотной дивизии, которая ранним утром 22.06.1941 г. атаковала Брест. И только в 1965 г., через 24 года, Брестской крепости было присвоено звание крепость-герой, во многом благодаря усилиям советских писателей и журналистов, в числе которых К.Симонов и С.Смирнов. Таким образом, все защитники Брестской крепости: павшие на поле боя, пропавшие без вести и попавшие в плен к фашистам,- стали считаться героями.Так, один из руководителей обороны Брестской крепости полковой комиссар Е.М.Фомин (1909-1941) был посмертно награжден орденом Ленина в 1957 г. Выяснилось, что он попал в плен 26.06.1941 г., а 30.06.1941 г. был выдан предателем и расстрелян. О подвиге З.Космодемьянской, совершенном 28.11.1941 г., также стало известно после публикации статьи журналиста П.Лидова в газете «Правда» 27.01.1942 г. Журналист случайно узнал о подвиге З.Космодемьянской со слов жителя деревни Петрищево. Примеров подвигов бойцов в 1941 г. множество. К сожалению, о них узнавали не из штабных донесений, а из немецких источников или со слов гражданских свидетелей. О беспрецедентном подвиге артиллериста Н.Сиротинина стало известно только после войны, в 1960 г. он был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени, хотя его подвиг был достоин звания Героя Советского Союза, но для этого высокого награждения не хватало фотографии, которой у родственников не было. 17.07.1941 г. командир батареи и сержант Н.Сиротинин, прикрывая отступление полка, из засады всего лишь одним орудием расстреляли танковую колонну фашистов. Командир батареи вскоре был ранен и покинул позицию, отступив к своим. Сержант Н.Сиротинин отступать отказался и продолжал бой в течение двух с половиной часов, в итоге уничтожив 7 танков, 11 бронемашин и 57 солдат вермахта. Фашисты были шокированы, узнав, что бой вел только один солдат. Его похоронили с почестями. О подвиге Н.Сиротинина поведали немецкие источники и советские колхозники.

Забытые герои. Часть 1

Нельзя без боли смотреть на фотографии наших военнопленных. На их долю выпали голод, лишения, издевательства, пытки, рабский труд, расстрелы… 90 % из них остались верны присяге.

О чем говорить, если даже в деле со своим пленным сыном Яковом Джугашвили Сталин ни на какие компромиссы не пошел. Жесткий руководитель, внедривший в сознание бойцов формулировку: «предпочесть смерть позору плена». Уже 16.08.1941 г. был издан знаменитый приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270, суть которого сводилась к недопустимости сдачи в плен. Приказ был подписан И.Сталиным, В.Молотовым и маршалами С.Буденным, К.Ворошиловым, С.Тимошенко, Б.Шапошниковым и генералом армии Г.Жуковым. Приказ был очень суровый. В результате добровольной сдачи в плен бойца могли пострадать его родственники. Семьи лишались господдержки и пособий. С одной стороны, приказ был предельно жестоким, но с другой — он был нужным и своевременным, он встряхнул наших бойцов. Есть мнение, что в части признания солдата военнопленным приказ № 270 тихо саботировался на уровне командиров и штабистов среднего звена, которые записывали всех военнослужащих с «неясной судьбой» в число пропавших без вести, а не военнопленных. В результате цифра пропавших без вести дошла до пяти миллионов, из которых только 100000 признавались военнопленными, хотя известно, что за годы Великой Отечественной войны в плен попало четыре с половиной миллиона наших солдат.

Забытые герои. Часть 1

Страшное лето 1941-го года. Боль в глазах. И немая просьба: «Ребята, отомстите за нас!»

Продолжение следует.

Е.РЯБОВ

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Честь и хвала автору этой статьи и всем узбекистанцам павшим в ВОВ защищая нашу родину от фашизма, светлая им память!!!!

  2. Как мог Сталин "пойти на компромисс" по поводу сына, если такие же сыновья, только других родителей, тоже были в плену? Как потом отнеслись бы к руководителю страны его подданные, Смог ли он, в случае освобождения сына остаться на своем посту? Думайте…

  3. Да вспоминать такие факты очень горько но гордимся соотечественниками6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Женеве специалисты познакомили коллег с опытом Узбекистана в реабилитации и реинтеграции возвращенцев из Сирии

11 ноября 2024 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве состоялось мероприятие высокого уровня под названием «Эффективная реабилитация...

Больше похожих статей