12 декабря 2014 года в Ташкенте в стенах Выставочного зала культуры и искусств имени А.Навои проходило республиканское мероприятие «Умброқий созлар», посвященное 120-летию со дня рождения великого узбекского мастера народных инструментов Уста Усмана Зуфарова.
В рамках мероприятия состоялись выставка народных инструментов и научно-практическая конференция, а также презентация книги «Соз ва созгарлик тарихи» Т.Зуфарова о великом мастере и технологии изготовления национальных музыкальных инструментов в историческом ракурсе.
Организаторами события явились Научно-производственная экспериментальная лаборатория «Миллий чолғу» Государственной консерватории Узбекистана, Общественное объединение Турғуна Алиматова и Республиканское общество «Ҳунарманд».
Наш корреспондент побеседовала с одними из организаторов данного мероприятия -представителями Научно-производственной экспериментальной лаборатории музыкальных инструментов при Государственной консерватории Узбекистана и Общественного объединения Тургуна Алиматова, одновременно представляющими и продолжающими именитую династию Зуфаровых — Аброром и Анваром Зуфаровыми.
— Расскажите, пожалуйста, если можно, немного о себе и о вашем знаменитом предке.
— Меня зовут Аброр Зуфаров, я преподаватель игры на тамбуре в Государственной консерватории Узбекистана — как раз сейчас на сцене вы слышите выступление моих учеников.
Нахожусь я здесь сегодня как организатор, музыкант и как внук своего знаменитого деда Уста Усмана Зуфарова, которому сегодня исполнилось бы 120 лет. Его имя стало известно еще с прошлого столетия благодаря изобретенным им новым видам музыкальных инструментов, например сато — инструмент, который сейчас очень распространен. А прославил сато ни кто иной, как другой мой дед, Тургун Алиматов: его именем был назван фонд, представителем которого я являюсь.
Сто лет назад не существовало сцены, поэтому требования к громкости и тембрам инструментов были другие. А когда постепенно стали появляться радио, театр – тогда появилась и потребность в усовершенствовании национальных музыкальных инструментов. Уста Усман Зуфаров изменял все – форму, громкость, тембр, внешний вид; совершенствовал и изобретал.
Здесь собрались сегодня его ученики со всей республики – Самарканда, Бухары и других городов. Все они пришли сюда со своими музыкальными инструментами. Моему деду удалось создать новое течение, взглянуть на процесс создания музыкального инструмента по-новому. А теперь и его ученики, следуя его примеру, тоже изобретают, тоже конструируют.
Вот, например, еще один представитель династии, Анвар Зуфаров – продолжает традиции, создает и изобретает национальные музыкальные инструменты.
Анвар Зуфаров – скромный юноша, долго отказывался рассказать о себе, ссылаясь на то, что «он еще не мастер, а только учится». Однако в процессе разговора выяснилось, что, несмотря на скромность, у Анвара есть все шансы в скором будущем получить звание «Усто», о котором он так мечтает…
— Я еще не получил титул «Усто», поэтому не могу пока что выставлять свои работы, хотя их накопилось уже довольно много, — говорит Анвар. — Прежде чем показывать готовые инструменты, нужно, чтобы тебя признали как мастера. Меня пока называют только «внук Усто» или «сын Усто». Молодежь некоторая называет «Усто», но я не придаю этому особого значения, так как думаю, что такой титул мне давать еще рано.
Я занимаюсь, так же как и мой дед, изготовлением национальных музыкальных инструментов — сато, тамбура, гиджака и других. У меня своя мастерская, налаженное дело. Для меня это не хобби и не просто следование традиции – для меня это можно сказать предназначение, призвание.
В сегодняшней популярной музыке стало модно использовать национальные инструменты. Взять, к примеру, ансамбль «Сато» — слышали, как у них красиво получается? Мы сделали несколько инструментов для них и еще для нескольких музыкантов, чтобы потом узнать их мнение и, возможно, что-то еще усовершенствовать.
В готовом виде собственных изобретенных инструментов у меня еще нет, но наработки – планы, чертежи — уже есть. Надо с музыкантами посоветоваться, доделать одно, другое… Хотя, конечно, совершенно новых инструментов изобрести нельзя, потому что все уже когда-то было сделано до нас. Но усовершенствовать что-то, приспособить к нашему времени — можно.
Например, сейчас среди народных музыкантов модно играть на скрипке вместо национального гиджака. Они уже привыкли так играть, и народный инструмент постепенно забывается. Мы не хотим этого допустить, и стараемся усовершенствовать гиджак.
Еще есть у нас такой национальный музыкальный инструмент, как «кашгарский рубаб», который в обиходе музыкантов чаще называют просто «рубаб». Недостаток рубаба – его кожаная мембрана. Она очень реагирует на погоду, и поэтому, например, при сегодняшней температуре, через полчаса на нем нельзя уже будет играть. Если сравнивать даже с гитарой или с любым другим инструментом, имеющим деку, рубаб, как и гиджак, к сожалению, сильно уступает.
Вот в этом направлении, в направлении усовершенствования национальных музыкальных инструментов, мы и работаем. Чтобы тот же рубаб, когда мы его реконструируем, назывался уже не кашгарским, не афганским — а узбекским.
Slawa_Nabi