Идет по улице раскованный, весь в «лейблах», молодой человек, сосредоточенный на своем айфоне: если не слушает музыку через наушники, то ведет на ходу с кем-то переговоры. Современный парень, что тут скажешь. Если, конечно, судить лишь по одежде, по айфону, по пульту от машины… А по чему же еще можно судить? Безусловно, сейчас кто-то убежденно и вдохновенно возразит: есть еще нравственные ценности, глубина личности, то, что этот молодой человек делает для блага общества, и т.д. и т.п. Все абсолютно правильно, и все эти слова мы слышали много раз. Но я сейчас, как ни странно, хочу связать именно эти два понятия – современность и мода, одежда и внутренняя готовность к переменам.
Понятно, что нельзя причислять людей к современным или «отсталым», основываясь только на их внешнем облике. И все-таки поговорка о том, что «встречают по одежке», родилась не на пустом месте. С тем, что современным может быть лишь человек, который не боится перемен, наверное, согласятся многие. Причем перемен, чего бы они ни касались: от общественных тенденций до новых веяний в искусстве. Самый же наглядный показатель открытости всему новому, как ни странно, – следование моде в одежде. Именно манера одеваться может свидетельствовать о внутренней гибкости человека, его открытости всему новому – или закоснелости, стремлению скрыться в «футляре», подобно чеховскому Беликову. С тем, что первое лучше, чем второе, тоже, думается, спорить никто не станет. А гибкость, способность принимать новое в первую очередь подразумевает толерантность, умение жить рядом с другими людьми и ладить с ними, быть терпимым к мнению других, уважать чужие суждения. Великое искусство, без которого говорить о гармонии в современном мире, увы, не приходится. Тогда как нетерпимость – страшный порок, язва современного общества, неиссякаемый источник вражды, непонимания, войн.
Сейчас все больше входят в нашу жизнь и сознание такие понятия, как экология культуры, экология совести. К ним примыкает и проблема охраны человеческой личности. Человеческая жизнь должна быть «подтверждена» смыслом души.Если это не так, то это несчастье, бедствие для человека – не сознавать смысла своего прихода в этот мир. Все мы рождены для какой-то цели, все мы существуем для того, чтобы принести определенную пользу, способствовать доброте и чистоте окружающего нас мира, а вместе с тем и своего поколения. Цивилизация имеет некий высший смысл лишь в том случае, если каждое последующее поколение оказывается хоть в чем-то лучше предыдущего. И жизнь и дела его – не более скоростными, не более техничными, а более гуманными, более человечными. При этом совершенствование человеческого духа невозможно без духовного общения. Общения не только с себе подобными: духовности исполнено все, весь мир вокруг нас. Постоянное совершенствование духа, постоянная работа над собой– вот смысл человеческого существования. Конечно, требует это от каждого из нас огромного терпения, усилий, воли. Любой человек в идеале должен оставить какой-то след, сделать что-то не только для самого себя, но и для общества. Пусть даже его имя не будет известно многим, – оставленный добрый след все равно не уйдет «в песок».
Достаточно ли для этого просто изо дня в день выполнять выбранную когда-то работу, заботиться о своей семье, в случае необходимости помогать соседям, подкармливать бездомных кошек? Возможно. Все перечисленное – это вовсе не мало. Но все эти каждодневные наши «малые», хоть и необходимые дела еще не гарантируют, что однажды ты ощутишь себя по-настоящему духовной, самоценной личностью. Человек может добросовестно работать, принося пользу на определенном поприще, быть добрым в отношении к окружающим – и при этом проживать свою жизнь слепо, следуя инстинктам и общепринятым нормам, не являясь самостоятельной личностью. А личность не позволяет вести себя, как теленка, она сама выбирает свой маршрут и сверяется с направлением, которое указывали истинно великие учителя и духовные наставники. То есть понятие духовности, без которого нет современного человека, непреложно подразумевает присутствие определенной внутренней культуры.
С чего начинается внутренняя культура человека? Как ни странно – в первую очередь с такого простого и, казалось бы, само собой разумеющегося понятия, как порядочность. Можно иметь высшее образование и быть «крутым» эрудитом, но при этом в серьезном жизненном испытании проявить себя корыстолюбцем, негодяем, предателем. Одно лишь образование и усвоенная сумма знаний, понятно, не сделают такого человека личностью высоконравственной, не наделят автоматически культурой поведения. Между тем, все мы знаем людей, не получивших, возможно, достаточного образования, но которые, сами о том не догадываясь, служат для окружающих мерилом нравственности, такта, неподкупности, чистоты. Я слышала рассказ об одном пожилом человеке, всю жизнь прожившем в глухом кишлаке: он не знал грамоту, но даже если в комнату входил ребенок, он вставал. Оглянитесь – таких людей с чуткой, прекрасной душой немало и вокруг нас, особенно среди стариков… Пусть они не разбираются в современной технике, не бывают в театре и кино, – у них есть чему поучиться.
Тем не менее, начав этот разговор, конечно, нельзя обойти тот факт, что современный человек не может существовать без кино, театра, литературы, музыки, науки, политики. Быть современным – значит быть интеллектуально развитым, высококвалифицированным специалистом, владеть информационными технологиями, иностранными языками– неизбежное сегодня требование времени. Современный человек познает действительность в огромной степени через науку и искусство, это его неотъемлемая духовная потребность. Отнимите у него такую возможность – и это сразу скажется на уровне интеллекта, на полноценности, насыщенности его жизни и в конечном счете – на способности приносить пользу обществу. Взаимосвязь здесь очевидна: чем больше человек готов отдать людям, тем он нравственнее, чем более он наделен нравственным чувством, тем более ощущает потребность отдавать.
И степень этой отдачи впрямую зависит от степени развитости его интеллекта и ума – гарантии правильного ориентирования во всех сферах человеческой деятельности.
Еще одно необходимое условие, определяющее место человека в современном обществе: комфортное и полезное существование его в социуме зависит не только от ума, образования, профессиональных навыков, но и от того, каким он проявляет себя в коллективе: отзывчив или эгоистичен, общителен или замкнут, способен ли«сохранить лицо» в сложной ситуации, не обособляться от коллектива, чтобы в конечном итоге не оказаться в одиночестве. Очень и очень многое здесь зависит от того, каким был его опыт общения с самого раннего детства: было ли ему о ком заботиться, с кем поспорить, перед кем отстоять себя, научился ли он жалеть, сочувствовать, понимать других, привелось ли ему в свое время узнать ни с чем не сравнимую радость сделать что-то для людей или животных, радость отдачи, ощущения своей необходимости для других.
Все эти проблемы очень сложны. Ведь человечество накапливало и шлифовало свой нравственный опыт тысячи лет, а каждый индивидуум должен усвоить этот опыт, чтобы соответствовать уровню культуры того времени, в котором ему выпало жить, за какие-то полтора-два десятилетия. А чтобы вступить в разнообразное общение с людьми, ему этот опыт или хотя бы основы его надо усвоить еще раньше – в пять-семь лет! Какое бы разнообразие жизни и деятельности ни предоставила ребенку семья, как бы ни были развиты его связи с людьми и окружающим миром, все равно этот мир будет узок и беден без соотнесения его с нравственным опытом человечества, со всем тем богатством, которое накопило оно за свою многовековую историю.
Но как сравнить свой личный опыт с тем, что уже было, что есть и должно быть, что будет?
Вот для этого и необходимо великое искусство толератности, способности и готовности слышать и понимать других людей, их ценности и установки. Без этого немыслима жизнь современного человека. Искусство толерантности вооружает его тем, чего не постигнешь простым житейским опытом. Оно как прометеев огонь, который поколения людей передают друг другу с надеждой донести до сердца и разума каждого, кому посчастливилось родиться человеком. А чтобы донести – нужно уметь найти путь к сердцу другого, обладать той самой внутренней гибкостью и готовностью принимать перемены, о которых мы говорили в начале. И в первую очередь – принимать окружающих такими, какие они есть, не подгоняя их под свои рамки, не меряя только своими мерками. Потому-то, увидев ярко, непривычно-дерзко одетую девушку или юношу, обвешанного непонятными вам гаджетами, не спешите внутренне их осудить: возможно, они просто умеют лучше вас принимать и приспосабливаться к переменам? А значит, у них есть чему поучиться. Хотя бы более широкому и открытому представлению о том, что же это значит – быть современным человеком.
ДИЛОРОМ НУРМУХАМЕДОВА