back to top
4.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Тиша бе ав: плач по доле народа, триумф духа народа

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Тиша бе ав: плач по доле народа, триумф духа народа

«Дорога к Храму»… Ее ищет каждый человек, ее ищут народы. Этот нравственный поиск велик и беспределен. Удивительным образом эта философски-абстрактная общечеловеческая проблема в жизни еврейского народа переплелась с конкретикой. История еврейства связана с Храмом, отдаем мы себе в этом отчет или нет. Пока стоял Храм как воплощение духовной силы еврейства народ ощущал себя дома, защищенным и свободным.

Однако враги снесли Храм, пытаясь разрушить идеалы и тем самым подорвать саму основу существования еврейского народа. К счастью эту сверхзадачу им решить не удалось, но сколько страшных испытаний пришлось перенести евреям после утраты своей святыни. Рассеянные по свету, потерянные и гонимые, унижаемые и преследуемые, из века в век скитались они по миру. И единственное, что объединяло их, уже разноязыких, таких разных по внешним параметрам, что давало им силы сопротивляться испытаниям, — это были вера, надежда и сохранение Храма в сердцах. Надежда на возвращение, объединение, восстановление святыни согревала души и поддерживала в самых трудных ситуациях. Не случайно веками поколения евреев сохраняли пожелание: «В будущем году в Иерусалиме!»

Духовное очищение, катарсис особенно остро происходит в момент печали и скорби. А самый скорбный день для евреев – это 9 ава. По случайному ли, по мистическому совпадению или из особого человеческого коварства дата разрушений Храма (ведь восстановленный после первой трагедии Храм через семьдесят лет был опять уничтожен и именно в тот же день) стала и датой множества антиеврейских акций и в последующие века, причем в разных странах. Поэтому и объединяют людей в этот день скорбь, раскаяние и печаль. Мы скорбим о своей трудной судьбе, о бесчисленных потерях, о миллионах сожженных на кострах инквизиции, замученных в результате крестовых походов, погромов, в концлагерях. Все это стало возможно потому, что народ утратил свою землю, родину, дом и… Храм как духовную святыню, воплощение единства и независимости. Часть вины за это народ принимает на себя, так как в свое время допустил раскол и разобщение, что во многом и позволило врагам одержать верх. Этим объясняется раскаяние, испытываемое людьми в этот день. И это важный урок для потомков. Главное – помнить нравственные уроки истории, чтобы на них учиться и не допускать повторения трагедий в любом их проявлении.

По традиции в тиша бе-ав соблюдается строгий пост, запрещено носить кожаную обувь. В синагогах убавляют свет, прихожане садятся на пол или на низкое сидение, говорят вполголоса, как это бывает в доме, где лежит покойник.

Первый Храм просуществовал более четырехсот лет, олицетворяя собой единство Израиля. Была земля, на ней жил народ. Было средоточие его духовных устремлений – Храм. Трижды в году здесь собирались евреи, и полученного духовного заряда им доставало на будни жизни. Но, как говорилось, единство было подорвано, Храм разрушен, а народ обращен в рабство или изгнан на произвол судьбы. С тех пор писалась история горестей евреев.

И счастье, что, отдавая дань нашей истории, традициям и обычаям, мы можем сегодня назвать дату окончания этой печальной страницы. Вот уже почти семьдесят лет как еврейский народ строит новую жизнь на своей земле.

Нина Шполянская.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей