«Дорога к Храму»… Ее ищет каждый человек, ее ищут народы. Этот нравственный поиск велик и беспределен. Удивительным образом эта философски-абстрактная общечеловеческая проблема в жизни еврейского народа переплелась с конкретикой. История еврейства связана с Храмом, отдаем мы себе в этом отчет или нет. Пока стоял Храм как воплощение духовной силы еврейства народ ощущал себя дома, защищенным и свободным.
Однако враги снесли Храм, пытаясь разрушить идеалы и тем самым подорвать саму основу существования еврейского народа. К счастью эту сверхзадачу им решить не удалось, но сколько страшных испытаний пришлось перенести евреям после утраты своей святыни. Рассеянные по свету, потерянные и гонимые, унижаемые и преследуемые, из века в век скитались они по миру. И единственное, что объединяло их, уже разноязыких, таких разных по внешним параметрам, что давало им силы сопротивляться испытаниям, — это были вера, надежда и сохранение Храма в сердцах. Надежда на возвращение, объединение, восстановление святыни согревала души и поддерживала в самых трудных ситуациях. Не случайно веками поколения евреев сохраняли пожелание: «В будущем году в Иерусалиме!»
Духовное очищение, катарсис особенно остро происходит в момент печали и скорби. А самый скорбный день для евреев – это 9 ава. По случайному ли, по мистическому совпадению или из особого человеческого коварства дата разрушений Храма (ведь восстановленный после первой трагедии Храм через семьдесят лет был опять уничтожен и именно в тот же день) стала и датой множества антиеврейских акций и в последующие века, причем в разных странах. Поэтому и объединяют людей в этот день скорбь, раскаяние и печаль. Мы скорбим о своей трудной судьбе, о бесчисленных потерях, о миллионах сожженных на кострах инквизиции, замученных в результате крестовых походов, погромов, в концлагерях. Все это стало возможно потому, что народ утратил свою землю, родину, дом и… Храм как духовную святыню, воплощение единства и независимости. Часть вины за это народ принимает на себя, так как в свое время допустил раскол и разобщение, что во многом и позволило врагам одержать верх. Этим объясняется раскаяние, испытываемое людьми в этот день. И это важный урок для потомков. Главное – помнить нравственные уроки истории, чтобы на них учиться и не допускать повторения трагедий в любом их проявлении.
По традиции в тиша бе-ав соблюдается строгий пост, запрещено носить кожаную обувь. В синагогах убавляют свет, прихожане садятся на пол или на низкое сидение, говорят вполголоса, как это бывает в доме, где лежит покойник.
Первый Храм просуществовал более четырехсот лет, олицетворяя собой единство Израиля. Была земля, на ней жил народ. Было средоточие его духовных устремлений – Храм. Трижды в году здесь собирались евреи, и полученного духовного заряда им доставало на будни жизни. Но, как говорилось, единство было подорвано, Храм разрушен, а народ обращен в рабство или изгнан на произвол судьбы. С тех пор писалась история горестей евреев.
И счастье, что, отдавая дань нашей истории, традициям и обычаям, мы можем сегодня назвать дату окончания этой печальной страницы. Вот уже почти семьдесят лет как еврейский народ строит новую жизнь на своей земле.
Нина Шполянская.