Как начиналась исторически та территория, которую ныне мы зовем столицей нашей страны? В конце прошлого века отечественными исследователями впервые были обнаружены свидетельства, позволившие определить «возраст» Ташкента как не менее чем двухтысячелетний. Благодаря же новым исследованиям, проводившимся уже в нынешнем тысячелетии под руководством известного ученого-археолога М.И. Филанович, были обнаружены убедительные доказательства, которые дают основания «прибавить» городу еще двести лет. Началось же археологическое изучение истории нашего города в конце XIX века. Позже эти исследования оказались связаны с именем выдающегося ученого М.Е. Массона, с 1936 года возглавлявшего кафедру археологии Среднеазиатского государственного университета. Новый виток археологическое изучение территории Ташкента получило после 1966 года: сопряжено это со знаменитым ташкентским землетрясением, которое разрушило большую часть города, открыв нижние слои почвы, хранившие множество артефактов – немых свидетелей истории. Тогда по инициативе Института истории и археологии и было начато углубленное изучение города, с целью выявить и спасти от разрушения бесценные археологические свидетельства и находки. Благодаря многолетним усилиям ученых мы и можем сегодня воссоздать более чем двухтысячелетнюю историю нашего города с археологической точки зрения. Ведь дать информацию о ранней истории Ташкента могут только сведения,«отнятые» у земли, письменных же источников до нас дошло слишком мало, чтобы судить по ним о прошлом города в полной мере.
Как же складывался на этой территории город?
В нашем регионе жизнь, как известно, в огромной степени зависит от воды, близости к рекам: с ними связано развитие земледелия, то есть первейшее условие обитания людей и роста населения. Существование Ташкентского оазиса издавна определяли Сырдарья в ее среднем течении и притоки этой великой реки – Чирчик и Ахангаран. История появления здесь первобытного человека (в районе современного Каракамыша) насчитывает 40 тысяч лет.
Упоминание самого топонима Чач, от которого впоследствии произошло современное название Ташкента, встречается в середине III века нашей эры: до гор Чача простирались владения сасанидского царя Шапура I, – так гласит обнаруженная в Иране наскальная надпись. Свидетельством того, что на территории современной столицы Узбекистана в древности существовало государство, стали и расшифрованные надписи первой половины III века нашей эры (или чуть раньше) на плитах городища Культобе в Казахстане. Благодаря им ученые смогли сделать ряд выводов о том, что на территории Чача и в его окрестностях обитали земледельцы, которые, стремясь оградить себя от кочевников и защитить свои земли, возводили укрепленные крепости, создав государство, название которого мы также узнаем из надписей городища Культобе – Чачанап («община, народ, страна Чача»).
Еще одно древнейшее городище Сырдарьинского оазиса – Канка – обнаружено в современном Аккурганском районе Ташкентской области. Возникновение его относится к концу IV века до нашей эры. Здесь сохранились остатки крепости-цитадели, которые строили только в городских поселениях. Возможно, что эти остатки правомерно соотнести с расположением первой столицы государства Кангюй, упоминание о котором встречается в некоторых китайских хрониках. Однако это был не Ташкент.
Где же зародилась наша столица? Раньше древнейшим поселением городского типа на этой территории считали городище Мингурик, в районе современного Северного вокзала. Это развалины древнего города с крепостью, который упоминается в исторических источниках как Чач, начало его формирования отсчитывается с I века нашей эры. Таким образом, датировать его возраст можно цифрой около двух тысяч лет. Мингурик и был определен как «прародитель» Ташкента. Однако раскопки, ведущиеся в конце прошлого века на другом древнем городище, Шаштепа, расположенном в южной части нынешнего Ташкента, давали основания предполагать, что оно может оказаться старше. Но подтверждение этого гипотезы предстояло получить лишь через полтора десятилетия, в 2000–2002 годах, что и позволяет считать Ташкент убеленным сединами «аксакалом», достигшим 2200 лет.
История Шаштепа восходит к IX–VII векам до нашей эры – эпохе бронзы. В этот период благодаря благоприятным природным условиям вдоль среднего течения реки Ахангаран, где ныне находится Ташморе, возникли поселения носителей бургулюкской культуры, которых и можно назвать первыми «ташкентцами». Такие поселения, одно из которых открыто и на Шаштепа, состояли в основном из небольших овальных землянок. Предметы, которые обнаружили в полуземляночных жилищах бургулюкцев археологи: серпы, керамическая посуда – миски, котлы с круглым дном, – позволяют сделать вывод о том, что местные жители выращивали зерновые культуры (ячмень, пшеницу), делали ткани из луба, шерсти, кенафа. Бургулюкская культура сегодня хорошо изучена.
VII–VI века до нашей эры стали временем опустения этих поселений, причины которого до сих пор неизвестны. Затем, в III веке до нашей эры, здесь появились кочевники. Свидетельством их пребывания на Шаштепа остался некрополь, место для которого было выбрано не случайно: погребения номадов традиционно устраивались в курганах, поэтому и здесь некрополь сооружен на возвышенности. Местом для могил служили заброшенные землянки бургулюкцев. Умершего погребали вместе с предметами и утварью, которые могли понадобиться ему в «загробной жизни»: посудой, бронзовыми зеркалами, даже пищей.
Установлено, что издревле существовали контакты кочевников с земледельцами, селившимися в зоне оазисов, в том числе вокруг Сырдарьи. Известны относящиеся к IV–II векам до нашей эры поселения городского типа (Чирикрабат, Бабишмулла), принадлежащие так называемой чирикрабатской культуре. Это уже более сложные постройки, среди которых даже есть дворцовое сооружение в Бабишмулле, возведенное в традициях зодчества Древнего Востока. На территории нынешнего Каракалпакстана сохранились также памятники чирикрабатской погребальной архитектуры – мавзолеи, возведенные из сырцового кирпича и отделанные деревянными балками.
«Иссякнуть» этой культуре было суждено в III веке до нашей эры. Причиной ее упадка стал период засух, иссушивший русла дельты Сырдарьи, безжалостно губивший посевы, что в конце концов привело к запустению городов. Обитавшее в них население уходит на поиски новых территорий. Такими территориями со II века до нашей эры стали земли по правому берегу Сырдарьи. Здесь и были обнаружены следы пребывания носителей культур Приаралья. Их постройки, найденные в ходе раскопок на Шаштепа, свидетельствуют об определенных навыках градостроительства: сооружения возведены в характерной форме «крестовины» – крестообразной планировки, вписанной в круг (зороастрийский символ).Одна из таких уникальных построек из сырцового кирпича и пахсовой глины, возведенная на месте бывшего некрополя кочевников, относится ко второму веку до нашей эры, являясь древнейшим архитектурным сооружением на территории современного Ташкента. Здание, скорее всего, было культовым, судя по обнаруженным в нем находкам: череп, сосуд, кости птицы и крупного рогатого скота – видимо, остатки захороненной вместе с покойником пищи; а также алтарь. Многие характерные черты этого сооружения присущи древневосточному зодчеству, из чего можно сделать вывод, что создатели подобных построек, владея навыками градостроительной культуры, способствовали ее развитию здесь, что впоследствии и привело к формированию города на территории будущей столицы Узбекистана.
Дилором Нурмухамедова.