На днях мне попалась на глаза афиша о II Фестивале военной музыки военных оркестров Минобороны «Под звуки армейского марша».
Обрадовалась я и стала искать знакомые «имена» в списках участников.
Ведь военных оркестров в нашей республике не так много. А одним из самых известных является отдельный образцово-показательный оркестр, созданный почти четверть века назад Г. Терзяном. Но тщетно, хотя уникальная музыкальная палитра этого коллектива привлекает на концерты большое количество меломанов.
Наконец удалось созвониться с одним из организаторов фестиваля, который четко по-военному отрапортовал, что участниками республиканского фестиваля являются лишь 17 коллективов Минобороны, а вот образцово-показательный, относящийся к другому ведомству – МВД, приглашения не получил даже в качестве почетного гостя.
Удивительно,- подумала я, — ведь в былые времена без всяких фестивалей в теплое время года военные оркестры постоянно выступали в парках. Послушать их собирались целыми семьями, и никто особенно не задумывался, в каком конкретно ведомстве служили музыканты в военной форме.
В детском парке у курантов в одном из таких оркестров играл и наш сосед-ветеран. В те годы у дворовой детворы постепенно сложилась примета: если дядя Коля после обеда выходил во двор и старательно до блеска начищал свою большую трубу, потом принимался за туфли, а его жена тщательно отглаживала форму, то вечером быть очередному концерту .И тогда все весело разбегались по домам, чтобы уговорить родителей на очередной музыкальный поход. Приходить на него следовало заранее, так как лучшие места на парковых скамейках были ограничены.
А вот музыканты приходили всегда ко времени, когда на клумбах окружавших белоснежную эстраду, начинали медленно распускаться удивительные лимонно желтые цветы. Под аплодисменты зрителей мужчины с инструментами ловко взбирались по лесенке, и каждый раз начинали концерт с любимого послевоенного марша.
Удивительно, но они мирно соседствовали в этом летнем цветущем оазисе с шумными молодежными танцплощадками и с летними кинозалами, каждый по-своему знакомя горожан с разными формами искусства. К завершению концертной программы к эстраде подтягивались даже парочки с танцплощадки и под одобрительные аплодисменты зрителей начинали отплясывать современные танцы.
В свете внезапно нахлынувших детских воспоминаний, мне стало интересно, какая же кошка пробежала меж современными музыкантами, если в наше мирное время нужно особое разрешение министерств и ведомств, чтобы в пару майских фестивальных дней люди в военной форме порадовали меломанов своим творчеством на одной сцене Дворца офицеров?
Набрав контактный номер телефона, я задала, на мой взгляд, два очень простых вопроса: почему в числе участников не значится отдельный образцово — показательный оркестр МВД? И как сегодня стать участником очередного Фестиваля военной музыки?
На другом конце провода, выслушав меня, тяжело вздохнул полковник, отвечающий за проведение мероприятия. — Участие в нашем Фестивале задача непростая,- промолвил он. — Для этого необходимо, чтобы еще в начале очередного календарного года в спецплан было включено предложение по составу участников, потом, согласно разнарядке, разработать и утвердить программу выступлений и только после этого можно выпускать участников на сцену. Как понимаете, импровизация не приветствуется, да и по времени никто иной в программу фестиваля не уложится.
-А на сколько часов рассчитывается весь концерт?
— Примерно на полтора часа. — Всего- то, — удивилась я.
И припомнила г-ну полковнику один из недавних музыкальных фестивалей, который проходил в течение трех с половиной часов при полном аншлаге в прежнем Доме офицеров по ул. А.Темура. На нем успешно выступали местные и приезжие профессиональные оркестры и ВИА, как штатские так и военные. Ну, а слушатели и журналисты, обрадованные встречей с искусством, никого не обделяли букетами цветов и вниманием.
— Мы работаем над этим,- опять вздохнули на другом конце трубки.
— И может быт в будущем на о чередной фестиваль будут приглашаться учащиеся музыкальных учебных заведений и даже упомянутый вами образцово-показательный оркестр МВД республики. Если конечн к этому времени они сами не организуют свой фестиваль.
— А зачем же свой, — опять удивилась я? Или у «образцовых» не лады со строевой подготовкой, инструментами или концертными костюмами? Может быть, они проигрывают вашим своими военными званиями? Или ваши бравые оркестранты конкуренции боятся?
И хотя мой собеседник трубку не положил, но все вопросы повисли в воздухе.
Как коротка людская память, — подумала я. — Ведь всего несколько дней назад исполнилось восемь лет со дня смерти славного полковника Г.Е. Терзяна, посвятившего более пяти десятилетий исполнению военных маршей, кантат, пьес и песен о героических людях в погонах. Кроме того, сам Грегор Ервантович написал и аранжировал для военных оркестров множество мелодий в разных жанрах — от фолка до джаза.
Но, самое главное – подготовил для большой сцены сотни учеников, которые в настоящее время профессионально, светло и ясно доносят до слушателей музыкальные шедевры всех времен и народов. За четверть века (без одного года) отдельный образцово-показательный оркестр МВД дал около восьми тысяч концертов, в том числе шефских в детских домах, средних школах, лицеях, колледжах и вузах.
После смерти маэстро его дирижерскую палочку подхватил один из его первых консерваторских учеников теперь уже полковник У. Мамасалиев, а ныне оркестром командует еще один из плеяды его талантливых воспитанников капитан М. Махмудов. Он, уже имея высшее консерваторское образование, так же как все в молодости прошел настоящий кастинг, чтобы влиться в прославленный коллектив.
Улугбек Алиджанович рассказал, что по традиции у образцового оркестра всегда были юные воспитанники, поющие и играющие на музыкальных инструментах, но не все из них становились профессионалами. Критерий отбора в свой звездный коллектив детально продумал сам художественный руководитель и главный дирижер оркестра Г.Терзян, который большое внимание уделял физиологическим особенностям, профессиональным навыкам и коммуникабельности каждого претендента, зачастую привлекая к участию в кастингах и ветеранов своего коллектива.
Многие традиции наработки успешного педагога консерватории и заслуженного работника культуры Узбекистана описаны его соратниками и супругой А.А. Башировой, дипломанта международных и республиканских конкурсов в книге «Легендарный полковник Г. Е.Терзян. Восхождение на Олимп».
Еще при жизни самого маэстро кинорежиссер Э.Давыдов, лауреат Государственной премии республики, снял замечательный документальный музыкальный фильм «Под звуки военного марша». Музыкантов этого образцового оркестра хорошо знают в ближнем и дальнем зарубежье, постоянно приглашая на гастроли и музыкальные фестивали.
А нынче на родной земле случился вот такой облом — для образцово-показательного оркестра его бывшие однокашники, коллеги и ученики не нашли даже пригласительного билета на очередной фестиваль военных оркестров.
Где в это время пребывала Мнемозина — богиня памяти — одному Богу ведомо!
Фестиваль военных оркестров Минобороны состоялся. Наверняка в соответствующем документе появилась заветная галочка о проведениии мероприятия. Правда, не все желающие смогли послушать звуки армейских маршей и полюбоваться военной выправкой участников.- Из-за нынешней дислокации Дома офицеров он прошел в рамках отдаленного района, хотя в центральной части города парковых сцен и площадок для проведения республиканских фестивалей хватает.
Я не случайно вспомнила об известном музыкальном коллективе и о «забытых» дружеских связях. Сами оркестранты говорят, что дружба, между полковниками – руководителями двух самых известных в республике оркестров была, но вот с табачком, как и в известной пословице, вышла большая неувязка. А страдают от этого, конечно же, в первую очередь слушатели.
Кстати, и при проведении других «отраслевых» фестивалей, на которых мне довелось побывать, порой поражает разобщенность наших министерств и ведомств. И хотя на программках порой значатся и Минкультуры и Минобразования, их «содружество» сильно напоминает известную басню Крылова. Правда, в ней герои стремятся произвести хоть какие-то понятные действия, в отличие от ответственных лиц, часто действующих в ущерб совсем юным талантам и их наставникам.
Меня же в этой связи больше волнует людская память, которая как считал один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции Оноре Габриель Мирабо: «…верная и деятельная удваивает жизнь».Казалось бы, спустя столетия эта мысль не должна терять свою актуальность.
Но, увы, в наше время к Mnemosyne — великой древнегреческой богине Памяти все реже обращают свои помыслы современники. А, если и обращают, то лишь для достижения какой-то цели. Пусть даже благородной и объединяющей под своими знаменами всех жаждущих справедливости. Но, вот получив выстраданный заветный дар, подобно избалованным детям обращают свою энергию к другим не менее важным целям. И за примерами далеко ходить не надо.
Не долго музыка играла…
Ведь только год минул со дня установления памятника А. Пушкину в преображенном и ухоженном скверике. Звучала музыка, горожане, обрадованные решением властей, на фоне оригинального постамента солнцу русской поэзии выступали со стихами, делали многочисленные selfie в компании родственников и друзей; к памятнику возлагали пышные букеты власти предержащие и гости столицы.
Но нынче Александр Сергеевич уже с немым укором взирает на ленивых потомков, которым нет дела до пыльного постамента, до урн, переполненных мусором, сломанных скамеек, пожухлых хвойных деревьев, до вырванных под корень экзотических кустарников и цветов.
Воды не хватает для полива,- вздыхают хокимиатовцы,- а спустить воду, накопившуюся в водоемах десятка фонтанов у здания Республиканского НКЦ, никто не догадывается…
А с какой искренней радостью восприняли все горожане решение о «переселении» в центр мегаполиса семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, принявшей в годы войны 15 детей — сирот. 9-го мая в День памяти и почестей этот символ Ташкента был торжественно открыт. Несколько дней на глазах удовлетворенных горожан не просыхали слезы, а сам постамент утопал в цветах.
Но сегодня ухоженным выглядит только сам памятник, а как спустишься со ступеней, то взгляду предстает сплошное запустение: фонтаны, некогда украшавшие главную аллею, кажется, навсегда распрощались с упругими струями воды, с клумб исчезли пышные многолетние розы. Даже малое озеро, в котором по замыслу архитекторов-ландшафтников вечрами должен был бы величаво отражаться знаметитый памятник, стаол опасным мусоросборником, а второе — покрылось плотной тиной, которую уныло рассекают несколько утлых лодочек.
Словом, когда Пушкин и Шамахмудов с некоторыми потерями пребывали на прежних местах, то все было, как говорится, шито- крыто до заветной июньской даты раз в году. Зато в нынешнем их постоянном ракурсе определилась и значительная степень ответственности тех, под чьим руководством они воздвигнуты.
Никто не ведает, по какой причине самоустранились и районный хокимият и дирекция парка от поддержания благоустройства Театральной площади в Яккасарайском районе и небольшого оазиса, получившего всего четыре месяца назад почетный статус – «Парк Дружбы народов».
Однако в наши дни при таком раскладе почивать на лаврах отнюдь небезопасно.
Ведь высокое начальство, по уже установившейся доброй традиции вполне может посетить образовавшиеся запущенные уголки даже в рабочий день с любого входа.
Новые прожекты и их воплощение
Сейчас ум и совесть нашей интеллигенции, воодушевленные значимыми победами, сконцентрировались на восстановлении еще некоторых «исторических справедливостей».
На первом месте это, конечно же, уроженец Ташкента гвардии генерал-майор, Герой Советского Союза Сабир Умар-оглы Рахимов, (12 (25).01 1902 – 26.03. 1945 г.г.). Хлопочут о возвращении славного имени одному из районов мегаполиса, станции метрополитена и установке достойного памятника. И это очень здорово!
Деятели искусства взывают к полной реабилитации Хамзы Хакимзаде Ниёзи — одного из основоположников узбекской советской литературы, поэта, драматурга, общественного деятеля, народного поэта Узбекистана (6.03. 1889 – 18.03.1929г.г.). И здесь речь идет о повторном переименовании городского района, знаменитого узбекского драматического театра, музыкального учебного заведения, улиц и т.д.
И это очень хорошо!
А еще все жаждут вспомнить поименно некоторых театральных — и кинорежиссеров, чьи творческие удачи собирали в залах разных стран рекордное количество зрителей, постоянно пополняя государственную казну. Но, вот их значительные юбилейные даты были отложены на неопределенное время в связи …с нехваткой средств у престарелых родственников.
Да, обращение к народной Памяти требует постоянства и мужества. И не важно музыкальный ли это коллектив, или деятели культуры и науки самой крупной страны в Центрально-азиатском регионе. Но при этом всегда следует помнить предостережение древнегреческого философа Эпикура: всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной (с нами), если исполнится то, чего я ищу..? »
В переводе с древне-философского на наш современный язык это звучит так: прежде чем возжелать чего-либо, следует подумать о последствиях. Например, о достойном содержании объектов культуры. Иначе от потомков нареканий не оберешься.
Кстати, былую традицию «Военные оркестры в парках» возобновили в ближнем зарубежье. Так, не объединиться ли и нашим ведомствам под общим музыкальным стягом, сделав свое искусство всеобщим достоянием. Для подрастающего поколения и дальнейшего развития самой культуры это значительно важнее, чем проведения обособленных мероприятий.
Ната Айрумова