В нашей стране всегда помнят о тех, кто прошел через многие испытания и трудности, принимал участие в боях против фашизма, своих народных героев и тех, кто пожертвовал жизнью во имя свободы, о которой на протяжении веков мечтал народ. Одним из таких героев был и Михаил Павлович Семаев, который в 19 лет сел за штурвал самого грозного самолёта-штурмовика Ил-2, чтобы защитить Отечество от фашистской нечисти.
Двадцатилетний выпускник знаменитого Оренбургского военного летного училища в 1943 году, был направлен на фронт и до мая 1945-го участвовал в самых кровопролитных боях. Во время боевых вылетов наш герой не думал об орденах и звездах на погоны, а лишь о победе над врагом и долге перед Отчизной.
В годы войны самолет штурмовик Ил-2 был самым грозным самолетом, не имел аналогов в армиях других воюющих стран. Пилот, который управлял этими воздушными стальными птицами никогда не жалел себя и выполнял приказ, зачастую ценой своей жизни. И каждый раз, когда он выполнял боевое задание, давал себе слово, что вернется живым. Самолеты штурмовики также предназначались для уничтожения танков противника.
М. Семаев воевал на III Украинском фронте в 187-м гвардейском штурмовом авиаполку старшим летчиком-штурмовиком «Ил-2». Михаил Павлович много раз глядел в глаза смерти, при выполнении боевого задания заходил в огненные стены заградительного зенитного огня, и только виртуозное пилотирование самолета спасало его от верной гибели. Та самая уверенность и сила воли спасла его в эти суровые годы. Но война есть война и она никогда не обходится без потерь. В то время он потерял родного отца, друзей и однополчан.
– Я горжусь, что мой отец и дедушка- участники Второй мировой войны. В последний раз с дедом отцу было суждено увидеться в Оренбурге во время отправки на фронт. В эшелоне дедушка увидел отца, они буквально на мгновение обнялись и попрощались навеки, – говорит Валерий Михайлович, сын нашего героя.
Тяжелое ранение в самом конце войны едва не стоило Михаилу Семаеву жизни. В районе озера Балатон в Венгрии немецким командованием была сосредоточена громадная танковая группировка под командованием фельдмаршала Гудериана. Завязались кровопролитные бои по ее уничтожению. При очередном боевом вылете штурмовик Михаила Семаева был сбит и упал на нейтральной полосе. К счастью, тяжело раненого пилота спасли фронтовые разведчики и он был отправлен в госпиталь. Там его прооперировали и восстановили зрение, вернув снова в боевой строй.
Когда война, наконец, закончилась нельзя описать никакими словами те слезы радости и чувства гордости за нашу Победу, которая была завоевана кровью наших отцов и ветеранов.
После войны, вплоть до 1948 года, Михаил Павлович служил в ВВС, но по состоянию здоровья ушел в отставку – сказались ранения на фронте. С 1948 по 1953 годы работал руководителем полетов аэропорта «Ташкент», был начальником аэропортов «Бухара» и «Наманган».
За время службы Михаил Семаев дважды был записан в Книгу почета Узбекского управления гражданской авиации. За его плечами много боевых наград: ордена Отечественной войны I степени, Славы III степени, Красной Звезды, медали «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и пяти юбилейных медалей.
Дело летчика Михаила Семаева продолжают его сын и внук Максим, также посвятившие свою жизнь гражданской авиации.
И. РЕШЕТНИКОВ,
Наманган
Фото автора
Cпасибо за Победу!
"старшим летчиком-штурмовиком «Ил-2»" — ну НЕ было такой должности в то время. За заслуги пилот мог быть повышен до должности командира звена и выше. Но не так, как в тексте…