В 2007 году у нас в стране был издан капитальный труд французского писателя и историка Марселя Бриона под названием «Я – Темур, властитель Вселенной», по праву считающийся одним из лучших исторических исследований, вышедших в Западной Европе в последние годы. Автор изучил множество исторической литературы об Амире Темуре, читал в оригинале арабские источники и в переводах – труды, изданные на фарси. Монография Бриона стоит в ряду наиболее авторитетных современных работ о великом Сахибкиране и его эпохе.
«…Темур, сын Тарагая, был сыном одного из небогатых землевладельцев города Кеш, расположенного к юго-востоку от Самарканда, и его с детства одолевала жажда к овладению духовными и светскими науками. Но не в меньшей степени его влекло и поле битвы. С непоколебимым мужеством и стойкостью Темур вступал в свои многочисленные сражения…»
(М. Брион)
Когда в середине XIV века Амир Темур появился на политической арене, на территории Центральной Азии господствовали ханы Чагатайского улуса и население десятилетиями страдало от монгольского гнета. Регион был раздроблен на бекства и вилояты, между которыми постоянно происходили раздоры и войны. Обладая талантом организатора и руководителя, Темур осознавал необходимость освобождения края от иноземного гнета, объединения вилоятов в единое централизованное государство. Он организовал и возглавил движение по освобождению края от монгольского порабощения. Выступая за объединение раздробленных на бекства вилоятов в централизованное государство, он добился признания его мощи сопредельными странами, восстановил и расширил торгово-экономические и политические отношения со многими странами Запада и Востока. Объединение громадных территорий с различным уровнем культуры в единое централизованное государство создало условия для бурного развития культуры, которое западные ученые называют «Темуридским Ренессансом».
Правление Амира Темура длилось 35 лет. Он создал государство, простиравшееся от Инда и Ганга до Сырдарьи и Заравшана, от Тянь-Шаня до Босфора. Большую часть жизни полководец провел в военных походах, объединив и подчинив себе земли между Сырдарьей и Амударьей. В состав государства Амира Темура, кроме Мавераннахра и Хорезма, входили также Фергана, Шаш, области вокруг Закаспия, Афганистан, Турция, Индия, Иран, Ирак, южные области России, Закавказье и ряд стран Западной Азии. Всего Темур смог объединить 27 государств и областей.
Поставив целью создание мощной империи, Амир Темур уделял большое значение внешней политике, чему способствовал его дипломатический талант, благодаря которому были установлены прочные дипломатические отношения со многими странами. В этот период развивается внешняя торговля, налаживаются торгово-экономические отношения с Китаем, Индией, Русью, Испанией, Францией, Англией, Византией и другими государствами. Чеканятся серебряные монеты с именем Темура, что также говорит о высоком развитии торговых отношений. Особый подъем переживают ремесленное производство и торговля, центрами которых стали Самарканд, Бухара, Ташкент, Термез, Кеш, Карши и другие города. При Амире Темуре происходит возрождение материальной и духовной культуры. Развернулось большое градостроительство, к которому привлекались лучшие зодчие из стран Азии и других регионов.
Внешняя политика Темура была настолько мудрой и гибкой, что в ней трудно выделить основную линию. Его аналитический ум позволял выйти наилучшим образом из самых критических ситуаций и даже извлечь из этого определенную выгоду. Умело организованное политическое управление при АмиреТемуре обусловило мощный подъем культуры, развитие духовности и рост благосостояния народа.
«…Доблестный воин, обладавший выдающимися качествами как солдата, так и полководца, он бился в сражениях до последнего, так и не позволив ни одному из своих врагов одержать над ним победу. Тем не менее, в разгаре самых яростных сражений он всегда стремился к тому, чтобы дым, скорбь и беды, порождаемые войнами, обходили стороной ученых, мудрецов, литераторов и поэтов, искусных мастеров, которым он всегда и не колеблясь был готов оказывать любую поддержку и помощь…»
(М. Брион)
В своей государственной деятельности Амир Темур опирался на три положения: твердость веры, правосудие и сильную власть, основой которой был принцип: сила – в справедливости. В «Уложении» Темура можно прочесть следующее: «…в управлении страной руководствуйся советами, будь предусмотрительным, с тем, чтобы в результате не сокрушаться и не досадовать… Все дела осуществляются благодаря твердости, терпению, здоровью, бдительности, осторожности и упорству».
«Уложение» Темура является своего рода Конституцией, в которой изложен процесс управления государством и все связанные с ним аспекты. Оно было составлено им на основе различных жизненных ситуаций, их глубокого осмысления. Непосредственным толчком к созданию «Уложения» было стремление обобщить собственный опыт государственной деятельности, сформулировать правила, которыми он руководствовался в своей жизни и которые рекомендовал соблюдать своим потомкам. Темур писал: «Пусть эти правила послужат им руководством, как в их поведении, так и в управлении государством, дабы они могли сохранить то государство, которое я им оставляю».
В «Уложении» обосновывается необходимость опоры на различные слои общества, советов с мудрыми, соблюдения законов и справедливости, уважительного отношения к офицерам и солдатам. Большое внимание уделяется главным опорам государства – чиновникам и военачальникам. Важнейшей составной частью системы управления государством являлась армия, укреплению и совершенствованию которой Амир Темур придавал исключительное значение. В «Уложении» определены права и обязанности всех, начиная от государя и кончая простым воином. Видимо, поэтому армия Темура была самой крупной и мощной армией средневековья как в организационном, так и в тактическом отношении.
Закон, сказано в «Уложении», один для всех – как для визиря и для эмира, так и для простых подданных. Подчеркивалась важность наказания всех, кто нарушает законы, злоупотребляет властью, не выполняет свои обязанности. Особенно был строг Темур к блюстителям правопорядка, государственным служащим: «…власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Вот почему я основал здание моего величия на исламе, с прибавлением к нему правил и законов, которые я точно соблюдал на протяжении моего царствования».
«…С глубоким уважением к знанию он вел беседы и диспуты с учеными, богословами, литераторами и другими деятелями науки и искусства. Амир Темур был убежден: для людей ученых, опирающихся на науку, высшей ценностью является человеческая личность, тогда как для невежд самым главным богатством являются материальные блага. С юных лет он задумывался о том, как приумножить свои знания и состояние и потому большую часть своего досуга посвящал беседам и дискуссиям с учеными, знатоками шариата и деятелями духовенства…»
(М. Брион)
Можно уверенно утверждать, что Амир Темур,будучи мудрым государственным деятелем, глубоко осознавал значение науки и культуры в процветании страны. Об этом свидетельствует то, чтоон старался привлечь под свое покровительство лучших специалистов: ремесленников, художников, архитекторов, ученых.В Самаркандев тот период был собран весь цвет тогдашней науки, культуры и литературы. Историк Ибн Арабшах перечисляет имена более 80 ученых по различным отраслям науки, оговариваясь при этом, что помнит не всех. Среди перечисленных – теологи и законоведы ал-Хорезми, ал-Жазори, философы ат-Тафтазони, Джурджани, знаменитые историки НизамиШами, Шарафиддин Али Язди, Гиёсиддин Али Язди, Абру, Самарканди, Мирхонд, медики Фаррух и Джалолиддин, музыковеды Чанги, Мираги, художники Пир Ахмад Багишамали, Абдулхай Багдади и многие другие деятели, которые опережали свое время и быливыдающимися среди своих современников.
Значительную концентрацию ученых и представителей культуры и искусства в столице Темуровского государстваподтверждает венгерский путешественник и востоковед Г. Вамбери: «Темур привлекал в свою столицу иностранных ученых и всех их очень щедро вознаграждал и поддерживал личным своим вниманием и покровительством. Некоторые из этих ученых во владениях Темура были гораздо более обеспечены, чем на своей родине. В блестящий период Темурова правления были основаны и богато одарены высшие школы (мадраса). Темур подавал пример: остальные члены фамилии, визиры и богачи соперничали между собою в устройстве и одарении школ, мечетей, читальных домов и лазаретов…»
Темур благосклонно относился к ученым и ценил в них, наравне с познаниями,честность и личные качества. Он часто сходил с трона, чтобы запросто беседовать с историками и философами и со всеми людьми, сведущими в науках, спорил по некоторым проблемам.Из книги М. Лянглэ«Жизнь Темура» можно узнать, чтовеликому властителю ненравилось, когда с ним безропотно соглашались.
Даже во время своих походов он находил время для бесед с учеными. Так, по свидетельству одного из историков, 7 ноября 1400 года, будучи в Сирии,Амир Темур пригласил к себе ученых города Халаф и долго беседовал с ними по вопросам мусульманского права. Беседой он остался доволен и дал поручение эмиру города создать благоприятные условия ученым для жизни и творческой, а также преподавательской деятельности.
Сам Сахибкиран пишет в своем «Уложении», что оказывал почтение потомкам пророка, ученым, богословам, философам и историкам:«Я уважал и почитал их. Я сходился с учеными и снискал расположение тех, у которых была благородная душа…».
Устройство государства Амира Темура, его мастерство полководца, военная стратегия на протяжении многих веков служили образцом для держав Востока и Запада. В его эпоху культура, наука, архитектура, изобразительное искусство, музыка, поэзия достигли необыкновенного расцвета, утвердились многие обычаи нашего народа. Благодаря всем этим факторам Темуридская цивилизация вошла в историю Востока как своего рода второй мусульманский Ренессанс.
Т. Солиходжаев.