Заканчивается март — первый месяц весны. Он вопринимается нашим сознанием как период обновления природы, когда в парках и садах зазеленели деревья и кустарники, появились первые любимые всеми цветы — сирень. Это время радостного прихода Навруза, редкого по своей органичности, истинно всенародного праздника. Это время торжества женской красоты и значимости, чему свидетельствует особо любимый всеми День 8-го Марта. Как правило, именно в эти солнечные дни, как бы звенящие своей хрустальной чистотой, начинаются массовые сельхозработы, идёт посевная — залог будущих обильных урожаев.
И как символично, что по завершении марта наступает день, который всё прочнее входит в обиходную жизнь людей, — День смеха, юмора, доброй шутки. Да, первому апреля особый статус придал недавний ХХ век, вернее его последние десятилетия. И тем не менее отсутствие исторических корней этого праздника не помешало ему и в нашей республике стать традиционным, особенно в молодёжной среде. Поэтому глупо было бы его не замечать, или сознательно игнорировать. Наоборот, думается, что он нуждается в добротном, осмысленном культивировании, поддержке и распространении, тем более, что предрасположенность нашего народа к искрящемуся, озорному юмору хорошо известна. Ведь не случайно с нашим краем связаны бессмертные деяния и анекдоты выразителя народной души Ходжи Насреддина. И не случайно элементы юмора и сарказма были свойственны многим поэтам прошлого, а в ещё большей степени — поэзии, прозе, драматургии Узбекистана в ХХ веке. Гротесковые портреты, хлёсткие характеристики, «солёные» определения — вот составные площадного, истиннно народного искусства маскаробозов. Ну а о нашем искусстве «аския» и говорить не приходится — это явление неподдельного и неподражаемого мастерства народных «остряков». Какая замечательная и благодатная почва для специальных праздников юмора и сатиры!
Боюсь, что могут найтись скептики, которые начнут урезонивать: а пристало ли нам, представителям молодого независимого государства, решающего великие проблемы своего кардинального преобразования, государства, которое испытывает намалые трудности и оправданные заботы, вдруг предаваться беззаботному смеху, зубоскальству, подтруниванию? Пристало, вполне пристало.
Во-первых, потому что «смех — сущность человека», как точно заметил великий жизнелюб Франсуа Рабле. А английский писатель 19 -го века Чарльз Гревиль даже подчеркнул, что «человек — единственное создание, наделённое могуществом смеха». Во-вторых, надо помнить, что смех — это показатель силы, что без своевременного и решительного разоблачения предрассудков, всего, что отживает, свой век, что мешает нам двигаться вперёд, мы не сможем обновляться. Опять использую мнение классика, на этот русского Дмитрия Писарева: «Где нет желчи и смеха, там нет надежды на обновление. Где нет сарказма, там нет и настоящей любви к человечеству»
Значит, перестраивать жизнь надо и положительными созидательными примерами, и — в не меньшей степени — разоблачением всего негативного, уродливого, тормозящего развитие прогресса во всех сферах нашего бытия и мышления. В том числе и средствами смеха, даже разящего.
Должен признать, что у нас, журналистов, в этом плане большой пробел — из нашего действенного арсенала практически выпал такой «боевой» жанр, как фельетон, мы ничтожно мало пишем критические статьи, высмеивающие бюрократов, взяточников, безответственных чиновников . Хотя и признаём, что назначение масс-медиа — быть медиками, во всяком случае — санитарами общества. Чтобы оно было здоровее!
Так давайте завтра не только вдоволь посмеёмся, но и призадумаемся…
Ведь есть над чем, не правда ли?
А .ХОДЖАЕВ