«…Искусствоведы напишут об этой изумительной выставке прекрасно и обстоятельно. Я же замираю душой по-своему: бриллианты и жемчуга, кружева и кринолины, ордена и оружие… Станы. Руки. Взоры. ЛИЦА… Царствующие особы и великие политики, писатели, актеры…
«А вон «наше английское все»», – говорит дочь, и мы стоим у прижизненного портрета Шекспира. И еще королевы и принцы, великие полководцы и великие куртизанки…
И тут старушка-смотрительница срывается с места, шепотом: «Внизу еще зал, может быть, вы не знаете…».
Горячо благодарим, именно туда и направлялись. Здесь – писатели, ученые, побольше «своих». Вон романтический лорд Байрон. Читаю аннотацию. Какая-то, увы, мне не ведомая леди Каролина Лэм, оказывается, вот что о нем сказала: «Безумный, дурной человек, с которым опасно знаться…».
Портрет замечательный, а отзыв зловредной леди, к счастью, не нанес ущерба его романтической репутации.
И еще станы, и взоры, и лица. Чарльз Дарвин. Господи, как хорош! Стать какая! Глаза прекрасные. Легкое белое облако выхоленной бороды… В руке на отлете – модная шляпа. Неужели все-таки – от обезьяны?.. Не может быть…
А вон мой любимец – Бёрнс. Явно прищурил левый глаз: «Покупайте веники, вот хороший веник…» Я прищурила правый: «Ты свистни – тебя не заставлю я ждать…»
Это – всего лишь пост в Фейсбуке. Но по блеску слога, остроте взгляда, умному юмору и огромной культуре, стоящей за каждым словом, автор узнается безошибочно и сразу: конечно же, это пишет несравненная Римма Волкова. Она сейчас в Москве, описывает для ФБ-друзей свои впечатления от открывшейся в Третьяковке выставки «От Елизаветы до Виктории» (английский портрет из собрания Национальной галереи Лондона). Описывает, сами видите, так, что хоть срывайся с места и лети прямо сейчас туда на любом подвернувшемся ковре-самолете, чтобы увидеть все своими глазами!. .Ах, если бы…
…И все-таки я могу не только завидовать ее впечатлениям, сидя в Ташкенте. А что могу еще? А вот что: пересмотреть давно скачанный старый английский фильм об упомянутой в отзыве Риммы Николаевны печально известной возлюбленной Байрона.
«Леди Каролина Лэм». Фильм 1972 года, поставленный Робертом Болтом по его собственной пьесе. Знаменитый фильм со знаменитыми же Сарой Майлз и Ричардом Чемберленом.
«Бриллианты и жемчуга, кружева и кринолины, ордена и оружие… Станы. Руки. Взоры. ЛИЦА… Царствующие особы и великие политики, писатели, актеры…».
Да, все перечисленное есть в этом красивейшем фильме. Но все это присутствовало в нем и много лет назад, когда, еще в студенчестве, смотрела его впервые. Тогда – следила за сюжетом, любовалась красотой кадров, оценивала игру актеров… Что же изменилось с тех пор?
Кое-что изменилось: во мне самой. Может быть, профессия литератора, редактора наложила свой отпечаток, – только давно уже воспринимаю кино, да и любое зрелище иначе: раскладываю его для себя на собственно визуальный ряд и словесную основу, отделяя «картинку» от литературы. Вот и сейчас – говорить о самом фильме, пожалуй, не стану (разве что об изумительной работе Теняковой, озвучившей Сару Майлз). Но… ох, какой сценарий! Какой же он был мастер – Роберт Болт, писавший о любви королей и великих поэтов!..
«– Ваша мать считает, что вы должны развестись. У жены премьер-министра не может быть испорченной репутации!
– Удивительно, сэр, что вы упомянули мою мать в этом контексте…»
«– У меня нет сердца, смиритесь с этим.
– У вас вульгарное сердце!..»
«– Чарльз мечтает попасть в полк серых шотландцев. Тех самых, что вы видите на этой картине.
– О, Чарли, по-твоему, они от кого-нибудь бегут?..»
«– Я не стихия, мадам.
– А Бонапарт был стихией.
– Я победил его!
– Да, и этим войдете в историю…
– …благодарю вас.
– …а он войдет в историю просто потому, что он Бонапарт».
«– Сэр! Я собираюсь домой!!!..
– …Вы забыли свое опахало»…
Право, затрудняюсь назвать более блестящие из известных мне кинодиалогов.
А ведь когда-то пьесы этого драматурга шли в нашем старом театре Горького: «Быть или не быть» – о некоем Уилле Шекспире, «Да здравствует королева, виват!» – о ненависти двух коронованных сестер… С Грязновой, Дмитриевой, Пачисом, Павленко!.. Но и те великолепные спектакли, и этот очень яркий, очень нервный фильм о Байроне и его Каро – все-таки для меня лишь во вторую очередь произведения театрального и киноискусства. Прежде же всего – литература. Мастера по имени Роберт Болт.
Спасибо, Римма Николаевна, за то, что, сами того не зная, напомнили мне обо всем этом, заставив заново пересмотреть давний киношедевр, – чтобы оценить шедевр литературный. И еще – что подарили на один вечер совсем немного Англии.
Лейла Шахназарова.
Лейла, читать вас всегда большое удовольствие и радость. Удовольствие — ваш прекрасный слог, радость от того что вы подаете пример великолепного вкуса.