back to top
6 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

История лабиринтов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
История лабиринтов

Часть 3 (окончание)

(Часть 1 — https://nuz.uz/kolumnisty/13419-istoriya-labirintov.html
Часть 2 — https://nuz.uz/kolumnisty/13559-istoriya-labirintov.html)

Многие слышали о том, что на севере России и в странах Скандинавии попадаются странные сооружения — лабиринты, столетия назад выложенные из камня на морском берегу. К сожалению, к тому моменту, когда они стали предметом научного изучения, большая часть связанной с ними информации уже стерлась из памяти тех, кто жил на этой земле. В XIX веке фольклористы по крупицам собирали материал о «троянских городах» — именно так назывались эти лабиринты чаще всего.

История лабиринтов

«Троянский город» не относится к числу мегалитических построек — камни, которые использовались для его строительства, максимум, были размером с человеческую голову. (На самом деле использовались те камни, что были под рукой, стало быть, они были разными по величине). При этом диаметры самих лабиринтов варьировались в пределах от 7 до 18 метров. Камни просто лежали на земле, их никто не вкапывал, не обрабатывал дополнительно. Большинство «троянских городов» находилось на побережье материка или на островах.

История лабиринтов

Лабиринты северян весьма разномастны по количеству витков — их от 9 до 15. Что же касается типа, то это всегда классический лабиринт, но с различными вариациями. В частности, случается, что вход и выход не совпадают.

История лабиринтов

В России обнаружено около 60 «троянских городов», расположенных на побережье Балтийского и Белого морей. И это не так много — в соседней Финляндии их 141, а у шведов и того больше — порядка 300 лабиринтов. Есть пара десятков в Норвегии, а в Дании «троянские города» остались только в названиях населенных пунктов. Германия и Англия могут похвастаться лишь отдельными экземплярами. Но у англичан есть свои дерновые лабиринты, им как-то каменные ни к чему. Глубже на материке «города» уже не встречаются.

Но если с географией все более-менее ясно, то возраст свой эти лабиринты успешно скрывают. В самом деле, как можно датировать камни, разложенные на земле? Иногда это удается сделать по наслоениям почвы, но это редкая удача. Один из «троянских городов» на Белом море удалось датировать приблизительно X-XI веком н.э. А что касается находок в Карелии, то их датировка варьируется от конца неолита до начала железного века. Ориентировочно — 3-е тысячелетие до н.э. Косвенным указателем возраста является падение уровня моря в Скандинавии — за сотню лет уровень понижался на 90 см. Исходя из расчетов был сделан вывод, что некоторые лабиринты возникли в Средние века. Любопытно, что в Швеции лабиринты выкладывали по соседству с древними курганами, то есть с захоронениями бронзового века. Соседство лабиринта и захоронения (мнимого или реального) — это еще одна загадка, ждущая решения.

Кроме того, имеется странная связь с арифметической игрой, известной в Европе под разными именами, в частности, как «игра святого Петра» или «игра Иосифа». Игра эта еще не сам лабиринт, но ее изображали на рунных календарях и считали напрямую связанной с лабиринтом.

История лабиринтов

Что ж, так как исследователи до сего дня не определились с тем, что именно происходило внутри или снаружи северного лабиринта, мне остается привести лишь самые распространенные версии — что «троянские города» предназначались для вождения хороводов и игр, например, игры в мяч. Последняя была зафиксирована в бенедектинском монастыре в Осере, и ведущим в ней был… священник, который исполнял определенные танцевальные па, держа в руках огромный мяч. Впрочем, если однажды погрузиться в историю игр, то окажется, что и футбол когда-то был ритуальной игрой, в которой мяч олицетворял Солнце, а результаты игры могли использоваться для предсказания грядущего года. Насколько я помню, игра проводилась на Пасху, в ней участвовали мужчины, причем в одной команде были только женатые, в другой — только холостые. Рискну предположить, что там, где мяч олицетворяет Солнце, речь вообще идет об астрономии — не зря же в тех же церквях, где лабиринты выкладывались на полу центральных нефов, их окружали календари — 12 месяцев во главе с Годом, восседающим на троне. Это вполне недвусмысленное указание на то, что лабиринт связан со временем. Планеты же (а Солнце еще не так давно считалось одной из планет, равно как и Луна), являются первоначальными «измерителями времени» в силу своего периодического обращения. Так что не исключено, что лабиринт — это одновременно астрономическая модель мира, помощник в расчетах, место проведения ритуалов, в том числе и игр. Кстати, никакого противоречия с теорией, говорящей, что лабиринты связаны с царством мертвых, здесь нет, потому что время объединяет два царства, выделяя периоды их взаимодействия — тот же февраль остался самым куцым в году по простой причине: его римляне посвящали своим мертвецам, а потому не захотели добавлять лишних дней.

Частично это были мои собственные догадки по поводу назначения лабиринта, однако нам уже пора покинуть Европу и отправиться в страны, где люди знакомы с лабиринтами, но не с греческим мифом о Минотавре.

История лабиринтов

Как и было обещано, я собираюсь рассказать об Индии. Там лабиринты называются интересным словосочетанием: «чакра-вьюха». Чакры в наше время знают все, но не всем известно, что этим словом обозначается любое… колесо. А вот «вьюху» перевести сложнее, потому что это слово означает определенный боевой порядок войск, аналога которому нет в нашем языке. Из этого следует, что «чакра-вьюха» — это боевые порядки, расположенные по кругу, а в данном случае выстроенные лабиринтом.

Пример подобного расположения войск дается в поэме «Махабхарата». В преддверии очередного столкновения пандавов с кауравами последние решили, что им следует обратиться за помощью к мудрому Дроне. Тот согласился помочь и решил построить войска кауравов в «чакра-вьюху», потому что разрушить ее строй не под силу и богам. Однако Арджуна знал то же, что и Дрона, поэтому нужно было, чтобы его не было в этот день на поле боя. Вместо него выступил его сын Абхиманью, которому было известно, как разрушить строй, но не как вернуться обратно. Тем не менее герой выступил против кауравов и вскоре добрался до центра лабиринта, где его поджидала смерть.

Еще одна история, связанная с лабиринтом, имеется в «Рамаяне», правда, только в несохранившемся варианте, с которым удалось ознакомиться аль-Бируни. Этот фрагмент вошел в его книгу «Индия». В частности, там говорится о похищении жены Рамы Ситы царем ракшасов Раваной. А для того, чтобы максимально затруднить Раме ее возвращение, Сита была помещена в центр лабиринта, который, по словам аль-Бируни, находится на острове Ланка (Цейлон). Стоит уточнить, что лабиринт этот находился не на земле, но высоко в небе (как и весь остров?). Этот лабиринт аль-Бируни называет Альмултави (араб. «извивающийся, запутанный»), а также приводит автохтонное название Явана-Коти, «что [в исламских землях] иногда переводят как Рим». Любопытное замечание, не правда ли?

Индийские лабиринты повлияли на появление их аналогов на Суматре и в Афганистане, но те вторичны, а нас еще ждет Северная Америка. И если появление лабиринта в Индии еще можно пытаться объяснить походом Александра Македонского, то с индейцами все не так просто.

География североамериканских лабиринтов ограничивается юго-западными штатами — Аризоной и Нью-Мексико. Там обитает несколько племен, знакомых с лабиринтами. Никто не знает, почему ареал столь ограничен. Неоднократно предпринимались попытки объяснить это миссионерской деятельностью, но определенных доказательств нет. Зато есть основание для разумного сомнения: если бы миссионеры знакомили индейцев с лабиринтом, то вероятнее всего это была бы христианизированная версия, наподобие той, что находится на полу собора в Шартре, а не языческий классический лабиринт. Как вариант, можно прислушаться к самим индейцам хопи, которые рассказывают о том, как их предки попали в Америку — не исключено, что идея лабиринта пересекла Тихий океан вместе с ними. В пользу этого предположения говорит то, что индейцы, как и индийцы, связывают лабиринт с деторождением.

У хопи, пуэбло, навахо, а также пима и папаго лабиринт — это дом Ткуху. Индейцы пима часто изображают его на плетеных корзинках. О Ткуху рассказывают, что лабиринт спас его от преследователей, и те погибли страшной смертью.

История лабиринтов

***
На этом мой рассказ о лабиринтах подходит к концу. Мы прошли через множество времен и стран. И не раз оказывались рядом с пропастью, которая разделяет нас и наших, порой и не особо далеких, предков. Мы не понимаем символы, столь значимые для них, мы расшифровываем их письменности, чтобы тут же признать собственное поражение, когда речь заходит о смысле прочитанного. И все-таки, пусть и неразгаданный, лабиринт способен указать на вопрос, в равной мере близкий и нам, и тем, кто был прежде. Передаю слово Хорхе Луису Борхесу:

«Эту нить Ариадна своей рукой вложила в руку Тезею (в другой у него был меч), чтобы он сошел в лабиринт, отыскал его центр, человека с головой быка или, как предпочел Данте, быка с головой человека, убил его и сумел потом, после подвига, распутать хитросплетения камня и возвратиться наружу, к ней, любимой.

Все так и случилось. Тезей ведь не мог знать, что этот лабиринт — лишь малая часть другого, лабиринта времени, где в назначенном месте его ожидает Медея.

Потом нить затерялась, затерялся и сам лабиринт. И теперь никому не известно, что вокруг нас — затаенный строй лабиринта или гибельный хаос. Наше чудесное предназначение — воображать, будто лабиринт и нить существуют. Мы никогда не держали нити в руках; быть может, она мелькала (чтобы тут же исчезнуть) в миг откровенья, в музыкальной фразе, во сне, в совокупности слов, именуемых философией, или в простом, бесхитростном счастье».

В. Севастьянов.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Замечательная статья. Особая благодарность за любимого Борхеса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей