23.8 C
Узбекистан
Пятница, 14 августа, 2020

История лабиринтов

Топ статей за 7 дней

Опубликован перечень карантинных ограничений, которые сохранятся после 15 августа

Опубликован перечень карантинных ограничений, которые не будут отменены в Узбекистане и после 15 августа.

С 15 августа в Узбекистане смягчаются требования карантина. Что будет разрешено?

В ходе состоявшегося видеоселекторного совещания президент Узбекистана заявил о постепенном ослаблении карантинных мер.

В стране наметилась тенденция — снижение ежедневных диагнозов Covid-19

По итогам 12 августа в стране было зарегистрировано 671 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. Все случаи были...

Подпишитесь на нас

51,577участниковМне нравится
22,003участниковЧитать
2,150участниковПодписаться
История лабиринтов

Часть 2
(Часть 1 — https://nuz.uz/kolumnisty/13419-istoriya-labirintov.html)

Сегодня я расскажу вам о лабиринтах Рима, со всеми загадками и нестыковками, которые с ними связаны.

В прошлый раз об этом не говорилось, но древнейшим датированным лабиринтом на сегодняшний день является его изображение, найденное в Греции, в городе Пилосе. Это глиняная табличка, которая сохранилась благодаря пожару, в котором сгорел дворец, что позволило датировать ее приблизительно 1200 г. до н. э. А лабиринты, что изображены на критских монетах, появились семью веками позже. Что касается петроглифов, то после передатировки они стали намного моложе таблички из Пилоса. Разумеется, эта информация не дает оснований считать, что лабиринт был «изобретен» на Крите или в Греции. И все равно крайне странно то, что римляне восприняли идею «троянских игр», которые проходят в лабиринте, не от греков, но от более близких соседей — этрусков.

«Троянские игры» — это первая разновидность римского лабиринта. Она ненамного старше второй — напольных мозаик, о которых речь пойдет ниже. Хотя, теоретически, история этих игр уходит корнями в мифологию и там теряется. Скажем, Вергилий утверждает, что «троянским играм» будущие римляне научились в самой Трое перед войной, но это, так сказать, поэтическая версия. Напомню, что пишет он об этом в I веке до н. э. А самые ранние мозаичные лабиринты датированы II веком н.э.

К сожалению, ритуал с точностью артефакта датировать невозможно. И все же сказать кое-что о реальной древности «троянской игры» можно — во многом благодаря археологической находке, сделанной в местечке Тральятелла. В античные времена эта местность принадлежала Этрурии, археологи нашли там этрусское захоронение. Среди найденных ими предметов оказался небольшой (24 см) кувшинчик для вина — ойнохоя. Датировали его примерно 620 годом до н.э. Особую ценность сосуду придала гравировка на поверхности. На одной из четырех полос обнаружилось изображение лабиринта. Перед ним — два всадника, еще левее — процессия воинов со щитами.

История лабиринтов

Возникла версия, что всадники и пешие воины покидают лабиринт, где проходила игра. Еще одной особенностью сосуда является надпись внутри лабиринта: в зеркальном отражении там написано Truia. Одни исследователи согласны видеть в этом слове искаженное «Троя», другие считают его производным от глагола truare — «двигаться». В зависимости от гипотезы меняется и смысл изображенных на полосах фигур. Но оставим ученым дебаты по этому поводу. Я не располагаю решающими доводами, которые бы дали перевес одной из гипотез. Важно другое: этруски были неплохо знакомы с лабиринтом задолго до того, как первый из них появился в Риме. Вот только почему они связали лабиринт не с Критом, а с Троей (если версия об искажении верна)? Этруски нигде не называют себя потомками троянцев. А вот римское родство с жителями этого города наводит на мысль о «детях лейтенанта Шмидта» — Гальфрид Монмаутский в «Истории бриттов» утверждает, что от троянцев ведут свой род бритты.

В чем же состояла «троянская игра»? Давайте узнаем об этом из первоисточника — более полного описания у нас просто нет. Итак, игра проводится в годовщину смерти Анхиза:

Юный блистающий строй на виду у отцов выезжает,
Взнузданных гонит коней, — и дивится, на мальчиков глядя,
Весь тринакрийский народ, и шумит с троянцами вместе.
Коротко стрижены все, по обычаю все увенчали
Кудри и каждый по два кизиловых дротика держит.
Легкий колчан у иных за плечом, и цепь золотая,
Гибко спускаясь на грудь, обвивает стройную шею.
На три турмы разбит отряд, перед каждою турмой —
Юный вождь, и за ним двенадцать отроков скачут,
Строй соблюдая тройной, блистая равным уменьем.

После того как они мимо зрителей всех проскакали,
Близким радуя взор, Эпитид им голосом громким
Подал им издали знак и бичом оглушительно щелкнул.
По трое в каждом ряду разделился строй, и немедля
Два полухория врозь разъехались; после, по знаку,
Вспять повернули они, друг на друга копья наставив,
Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широком
Поле; всадников круг с другим сплетается кругом,
Строй против строя идет, являя битвы подобье.
Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,
С копьями мчится вперед; вот обе смыкаются мирно,
Рядом летят… — На критских холмах, повествуют, когда-то
Был Лабиринт, где сотни путей меж глухими стенами
В хитрый сплетались узор и где все путеводные знаки
Людям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую.
Так же теперь следы перепутались юных троянцев,
То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной,
Словно дельфины, когда в многоводном море Ливийском
Или Карпафском они затевают разные игры.
Эти ристания ввел, состязания устроил такие
Первым Асканий, стеной опоясав Долгую Альбу;
Древним латинянам он искусство передал это,
Отроком сам обучившись ему с молодежью троянской.
Внукам своим завещали его альбанцы, от них же
Рим воспринял его и хранит, как наследие предков.
Отроков строй «троянским» зовут и «троянскими» — игры,
Что и доныне у нас в честь святого прадеда правят.

Вергилий сам указывает на сходство игры с критским лабиринтом. Отметим и мы некоторые детали, например, что все участники юны, так же, как на сосуде из Тральятеллы — там все безбороды. На Крите в лабиринт тоже спускались подростки. Раз это повторяется, то, наверное, важно. «Троянская игра» продолжает линию лабиринта как танца, только теперь в нем участвуют всадники. Что касается движений, то можно предположить, что они двигались по дорожке классического лабиринта, но как отрядам удавалось сходиться и расходиться? В настоящий момент еще не создана схема, удовлетворительно объясняющая ход «троянской игры».

Что связывает поминовение усопших и возведение городских стен? Конечно, общим будет разделение мира на оппозиционные области, принадлежащие живым и мертвым, культуре и дикости. Ритуал мог магически «закреплять» это разделение, делать его непроницаемым. Но что за силы сталкиваются внутри(!) лабиринта? Ведь мы не можем отрицать того факта, что в лабиринте всегда происходит борьба — с убийством противника или в чисто символической форме. В дальнейшем прохождение лабиринта станет означать очищение, его приравняют к паломничеству в Святую Землю. Вопросов, на самом деле, много. И их станет еще больше, когда я расскажу о мозаичных лабиринтах.

Все мозаичные изображения лабиринтов в римских зданиях были напольными — римлянам почему-то не приходило в голову изобразить лабиринт на стене. Размеры обычно варьируются в пределах 3-4 метров по одной стороне. Предпочтение отдавалось квадратной форме, хотя можно встретить и круглые разновидности.

История лабиринтов

В целом мозаичный лабиринт можно назвать чисто римским явлением — во-первых, они встречаются только на территориях, которые находились под сильным влиянием Рима, во-вторых, в их структуру внесены изменения, с первого взгляда отличающие их от классической модели.

История лабиринтов
История лабиринтов

Римский мозаичный лабиринт разделен на четверти (иногда — восьмушки). В классическом варианте дорожка проходит через все четверти виток за витком, здесь же витки проходят по четвертям от начала до конца, прежде чем перейдут к следующей. Периметр мозаичного лабиринта представляет собой укрепленную городскую стену с восьмью башнями.

История лабиринтов

Ворот четыре, но при этом открыты только одни — там, где находится вход в лабиринт. После знакомства с «троянскими играми» нас уже не удивляет концепция лабиринта как города, хотя грекам она не была знакома. Что касается деления на четверти, нелишне вспомнить, что слово «квартал» «четверть» и означает. Подобная организация городского пространства встречается достаточно часто в древнем мире. Кстати, в центре лабиринта, помимо ожидаемых персонажей, таких как Тесей, Минотавр и Ариадна, могли изобразить и Ромула, основавшего Рим. Считается, что на момент смерти Ромула ворот в Риме было как раз четверо. Что делает Ромул в центре лабиринта? Конечно, братоубийцу можно назвать «чудовищем», но едва ли именно это обстоятельство послужило поводом. На определенные мысли наводит тот факт, что Плутарх в своих «Жизнеописаниях» сводит в пару имена Тесея и Ромула.

Возможно, напольный лабиринт воспринимался как материальное воплощение идеи, заложенной в «троянскую игру». Как предполагалось выше, игра магически «укрепляла» стены города, стало быть, мозаика могла служить символом этого «Вечного города» (кстати, так назывался сам Рим). И смысл в нанесении такого символа на пол жилища мог быть тем же, что и сейчас существует в культуре Индии, где лабиринты рисуют на пороге, чтобы воспрепятствовать проникновению в дом злых духов.

Еще одной загадкой всех тех лабиринтов, о которых я успел рассказать, является присутствие в них самих или в их названии птиц. Вы же помните, что греческий танец лабиринта назывался «танцем журавля», но птицы на щитах воинов сосуда из Тральятеллы не похожи на журавлей. Как и те, что изображались на мозаиках рядом с башнями города-лабиринта.

История лабиринтов

Что означает этот мотив? Имеет ли какое-то значение видовая принадлежность птицы? Ведь даже в случае с журавлем мы не можем привести фактов сходства между поведением птицы и лабиринтом. Загадка остается неразгаданной. Можно, конечно, вспомнить о связях между птицами и душами умерших, но ниточка слишком тонка: души летучи, поэтому их олицетворяют те, у кого есть крылья — птицы, бабочки.

Что ж, мой сегодняшний рассказ подходит к концу. К сожалению, мы так и не успели добраться ни до каменных лабиринтов Скандинавии, ни до индийского эпоса, повествующего о лабиринте, где царь ракшасов Равана скрывал Ситу. Поэтому я надеюсь сделать это в следующей части, в которой попытаюсь максимально полно охватить географию лабиринтов.

(окончание следует)

В. Севастьянов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Что ждёт потребителя в сфере оказания бытовых услуг

В повседневной жизни каждый человек довольно часто сталкивается с проблемными ситуациями в сфере бытового обслуживания. Например, плохо...

Узбекистанцы, вывезенные из Ростова-на-Дону, прибыли в Ташкент

13 августа поезд с соотечественниками, вывезенными из Ростова-на-Дону, прибыл в Ташкент на Южный вокзал. Узбекистанцам, вернувшимся на родину, предстоит пройти карантин, после...

Фанаты московского «Спартака» раскритиковали Остона Урунова за дорогие покупки

Полузащитник сборной Узбекистана Остон Урунов, недавно перешедший из "Уфы" в московский "Спартак", опубликовал снимок с сумками известных брендов. Однако пользователи соцсети раскритиковали...

Кто «слил» в соцсети план Казахстана по Covid-19, официальные лица не комментируют его достоверность

В социальных сетях и мессенджерах Казахстана распространился документ («План действий на август-декабрь 2020 г.»), якобы, подготовленной аппаратом Совета безопасности РК для главы государства,...

Взаимное отторжение. Чем могут закончиться белорусские протесты

Белорусские выборы завершились обычными официальными цифрами, но совершенно новой реакцией общества. Как страна будет выходить из политического кризиса, пока непонятно, но она точно не будет такой,...

Больше похожих статей