back to top
6.5 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

«Бессмертие и продолжение нас…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
«Бессмертие и продолжение нас…»

1 июня – День защиты детей

Дети – это наши надежды и наше будущее, это наше бессмертие. Залог того, что мы не уйдем бесследно: наши дети продолжат нас.
Однако дети – это не только радость и счастье, но и тревоги наши и боль. Ведь нужно не только родить ребенка, но и воспитать его настоящим человеком. В момент рождения ребенок – лишь «кандидат» в человека. Но он не может им стать в изоляции от людей. Ему нужно учиться быть человеком в общении с людьми, в первую очередь – с родителями.

Безусловно, очень непросто все годы, пока твое дитя подрастает, содержать его материально. Но насколько же труднее, помимо того, чтобы поить и кормить, – его ВОСПИТЫВАТЬ! Прежде всего, любому родителю необходимо помнить и учитывать, что каждый ребенок получает от природы множество различных способностей, задатков и черт характера, не все из которых – добрые и хорошие. Задача воспитания – «очеловечить» и развить эти задатки.
Как же этого добиться?

Оказывается, быть воспитателем – это, может быть, больше, чем быть родителем. Чтобы воспитать настоящего человека, надо знать законы воспитания, надо знать психологию ребенка. А это – те знания, которых, увы, подавляющее большинство родителей не имеют. Поэтому и действуют примерно так, как воспитывали их самих, как «принято» в данном обществе, как делают их соседи, знакомые. И это еще в лучшем случае. А нередко и впрямую воплощают давнюю миниатюру Райкина: «Вы моему оболтусу, чтобы вовремя уроки сделал, по-соседски в стенку стукните… Если что – на работу мне звякните… А хулиганить будет во дворе – участковому свистните…» И дальше: «Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет, – вместе получается воспитание…»
А оборачивается такая доморощенная «педагогика» зачастую весьма печальными последствиями.

Издавна известна мудрость: у волка вырастет только волк, у осла – осел, у змеи – змея. А вот из человека в результате плохого воспитания может вырасти и волк, и осел, и змея в человеческом облике… И начинается все это – и хорошее, и плохое, – конечно же, с семьи, с семейных взаимоотношений.
Современная психология выделяет три основных стиля семейных отношений: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.
Первый из них обычно проявляется в семье как… отсутствие всяческих взаимоотношений: отстраненность, отчужденность членов семейного союза друг от друга, их невнимание к делам и чувствам другого. Понятно, что такая семья не может выступать очагом воспитания. Дети в таких семьях растут предоставленными самим себе и впоследствии, как правило, полностью отказываются от какого-либо усвоения родительского опыта.
Две других модели – авторитарная и демократическая – образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи друг к другу, их жестокость, агрессия, диктат, черствость, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. Вряд ли нужно подчеркивать, что именно последняя модель – наиболее оптимальна в плане воспитательных возможностей и здорового психологического климата.

По мнению психологов, для счастья в семье достаточно всего нескольких психологических условий. Это:
– нормальное бесконфликтное общение;
– доверительность и эмпатия (действенное сочувствие другому, эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающий к действиям в его пользу);
– понимание, или, во всяком случае, стремление понять друг друга: каждый член семьи, независимо от возраста, должен иметь возможность высказывать свою точку зрения, иметь свою позицию;
– наличие дома (не просто жилплощади, а места, где можно отдохнуть и каждому члену семьи в отдельности, и всем вместе).

Говорить об огромной воспитательной силе личного примера давно уже стало общим местом. И все-таки значения своего эта истина не утрачивает. Ведь основана она на извечной склонности детей к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Поведение детей отражает достоинства и недостатки родителей. То, что делают родители, часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то, что они ему говорят. И дети зачастую быстрее и лучше усваивают то, что видят, чем то, что они слышат. Из старой восточной притчи: «Делай то, что говорит учитель, но не делай то, что он делает»… Ан нет, нельзя навязать ребенку подражание взрослому в одном и запретить подражание в другом. Личность маленького человека воспитывается вовсе не только тогда, когда с ним разговаривают, или поучают его или приказывают ему. Мы воспитываем своих детей в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда нас нет дома. Как одеваются родители, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как они радуются или огорчаются, как они обращаются с друзьями и врагами, как они смеются, читают газету – все это имеет огромное значение в деле воспитания. Малейшие изменения в тоне ребенок чувствует, все повороты родительской мысли доходят до него невидимыми путями мгновенно. А если дома родители грубы, или хвастливы, или пьянствуют, или оскорбляют друг друга, им, увы, можно больше не думать о воспитании: они уже воспитывают своих детей, и воспитывают плохо, и никакие самые лучшие советы и методы здесь не помогут.

Родительская требовательность к себе, уважение к маленьким и большим членам семьи, контроль над каждым своим – своим, а не ребенка! – шагом – вот один из главных и безотказных методов воспитания.
Воспитание детей требует тона серьезного и в то же время простого и искреннего. Самая незначительная нотка фальши, искусственности, зубоскальства, легкомыслия обречет воспитательную работу на неудачу.

Безусловно, нужно воспитывать у детей такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически относиться к себе. Нельзя прямо или косвенно внушать ему мысль о его исключительности, превосходстве над другими, захваливать. Но есть и еще один важный момент: родители также не должны трусливо отгораживать своего ребенка от влияний негативных или даже враждебных. Ведь в жизни ему все равно придется столкнуться с различными соблазнами, с недобрыми людьми и сложными обстоятельствами. Задача взрослых – выработать у ребенка умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. Вовремя помочь ему в этом, остановить или направить.

Воспитание детей, нашей надежды и опоры… Как его организовать – об этом мы постарались здесь дать хотя бы общее представление. А вот когда его, это воспитание, начинать?.. Ответ на это дал когда-то В.А. Сухомлинский.
Одна недавно родившая женщина спросила его:
«Моему малышу сейчас три месяца. Не рано ли сейчас начинать его воспитание?»
Великий педагог ответил:
«Вы опоздали ровно на три месяца».

Т. Солиходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей