Атомная энергетика вчерашнего дня и будущего, гибридная АЭС в Узбекистане, формирование новой отрасли с нуля — это лишь малая часть из того, о чем говорил глава «Росатома» Алексей Лихачев на площадке Международного молодежного ядерного форума Obninsk NEW.
В своей лекции он рассказал не только об истории и технологиях атомной энергетики, но и о том, какое нас ждет будущее. В этой перспективе особое место занял Узбекистан. Рассказываем о главных тезисах лекции Лихачева и делаем вывод, почему стоит послушать его выступление.
Первые в своем роде
Узбекистан уже вошел в мировую историю современной атомной энергетики, приняв решение построить малые модульные реакторы с интегральной компоновкой промышленного назначения. Об этом сообщил во время своего выступления глава «Росатома» Алексей Лихачев.
«Мы заключили первый экспортный контракт на строительство малых реакторов в Узбекистане. Также сейчас рассматривается корректировка конфигурации: размещение и больших, и малых реакторов на одной площадке. Это очень интересный подход наших узбекских друзей. Начать они решили с малой мощности, заключили договор на шесть реакторов, из которых первые два уже в работе. Это пока единственный экспортный договор на малые модульные реакторы, который существует на планете Земля», — заявил Лихачев.
Такие проекты обсуждают в мире давно, но пока ни один не реализуется в том формате и виде, который продуман в Узбекистане. Конфигурация гибридная. Специалисты считают, что такой подход оптимален для условий страны и региона: большая генерация даёт постоянную мощность, малая — гибкость и манёвренность. Это экономит ресурсы, но требует продуманного управления. Лихачёв обратил внимание участников форума на оригинальный подход наших энергетиков, который планируется к реализации.
«Узбекистан, наш добрый партнер, с которым нас связывает и сотрудничество в сфере образования, и сотрудничество в академической сфере, и сотрудничество с Академией наук, хочет сделать зеленый энергетический кластер, где будет и малая, и большая генерация. И большая генерация будет давать, условно говоря, базовую нагрузку, а малой можно маневрировать, отвечать на вызовы, на пиковые всплески потребления энергетики. А общестанционная у них инфраструктура будет единая. И это даст возможность очень сильно сэкономить настройки», — отметил Лихачев.
Ставка на кадры
К моменту запуска АЭС в стране будут готовы «свои» атомщики. Это отличает «Росатом» от других вендоров, который придерживается дальновидного подхода в формировании кадров для отрасли. Подготовка началась сильно заранее. НИЯУ МИФИ впервые за свою на тот момент 75-летнюю историю решил открыть свой первый зарубежный филиал в Ташкенте. В 2019 году филиал принял первый поток студентов, к настоящему времени состоялись 3 выпуска бакалавров по четырем направлениям. В 2022 году еще один зарубежный филиал был открыт в Казахстане.
Глава «Росатома» выразил благодарность НИЯУ МИФИ за то, что эти зарубежные филиалы были открыты и приняли студентов, желающих освоить профессию ядерщиков за несколько лет до принятия окончательных решений. И к настоящему моменту уже есть первые выпускники-бакалавры и магистры.
«Мы все делаем правильно. К моменту запуска будут не просто специалисты, прошедшие практику, скажем, на наших станциях, мы это обеспечим, а будет в обеих странах создан свой отряд атомщиков, свой профессиональный кадровый корпус знающих людей, обладающих и теоретическими базовыми знаниями, и практическими навыками. Вот в этом, наверное, главный смысл — в людях», — сказал Лихачев.
«Мы создаём отрасль, а не просто станцию»
Росатом строит АЭС в Египте, Бангладеш, Турции, Китае, Индии, Иране и других странах. По словам Лихачева, по экспорту реакторов на сегодняшний день реализуется 27 проектов, из которых 24 экспортных реактора поставляет «Росатом». Но здесь также следует отметить одну важную деталь: речь идет не только о поставках технологий, а о формировании целой системы.
«Россия готова укреплять технологический суверенитет своих партнеров в энергетике, формируя полноценные научные и производственные цепочки. Именно так развивается сотрудничество в области мирного атома, когда станции строятся за рубежом одновременно с подготовкой местных кадров, с обучением инженеров, рабочих, управленцев для новых объектов. По сути, мы не просто строим станцию. Как говорят в «Росатоме», мы создаем для наших партнеров новую отрасль энергетики и экономики», — отметил Лихачев.
Такая стратегия требует глубинного сотрудничества на различных уровнях: от рабочих на площадке и подготовки специалистов до скрупулезной работы с регулятором и правительством. По словам Лихачёва, президенты страны, где сооружаются АЭС, лично в курсе деталей проектов.
Выступление главы «Росатома» в Обнинске вышло за рамки энергетики. Лихачёв говорил о будущем, которое нас ждет, и делал это не в духе «технологических фантазий», а как человек, который отвечает за реальные проекты с видением на ближайшие 20-30 лет. К примеру, направления, которые в скором времени станут настоящим, — это четвёртое поколение АЭС с реакторами на быстрых нейтронах, замкнутый топливный цикл, АЭС на Луне весом до 1200 кг и сроком работы до 10 лет, новое поколение плазменных и ядерных двигателей, а также квантовые технологии.
Лекция Лихачёва — это не просто доклад. Его выступление можно воспринимать как манифест технологической стратегии, в которой участвуют много стран, включая Узбекистан. Можно долго спорить над прогнозами и оценками, но неизменным остается тот факт, что нам удалось запрыгнуть в уходящий вагон и стать частью мирового атомного клуба, четко представляя будущее и создавая активы для будущего поколения.