Известный режиссер и сценарист Али Хамраев 19 мая 2016 года отметил 79-й день своего рождения. Поздравляя знаменитого земляка, которому «паспортного» возраста никак не дать, хочется проследить его жизненный и творческий путь, который вобрал в себя перипетии двух столетий и стал яркой вехой в истории отечественной и мировой культуры.
Яблоко от яблони недалеко падает, говорят в народе. Али Эргашевич Хамраев всей своей биографией подтверждает эту истину. Родился он в годы, когда в котле преобразований XX века сплавились и переплелись судьбы разных народов, и в жилах героя нашего очерка слились горячая азийская и украинская кровь. В день рождения принято вспоминать о родовых корнях. Отец героя нашего очерка, Эргаш Хамраев, был сыном батрака. Родился он в 1909 году в Риштане – местечке под Кокандом, с древних пор славящемся мастерами-керамистами. Загоревшись желанием учиться, сбежал из родительского дома. Бегство увенчалось определением в детский дом в Коканде. Но мечты получить образование Эргаш не оставил: поступил в Ферганский педагогический техникум и, получив диплом, готовился стать учителем. Гуляя перед началом учебного года с друзьями в Маргелане, Эргаш загляделся на киносъёмку. В эти минуты его и приметил режиссер Наби Ганиев, который снимал первые кадры фильма «Подъем» об индустриализации республики. Он приказал переодеть паренька, поставил в кадр, попросил сказать несколько слов, и Эргаш Хамраев вместо школы в Фергане оказался в Ташкентской киностудии. Яркое исполнение одной из главных ролей в фильме стало событием в кинематографе Узбекистана. Затем молодой актер был послан на учебу в Ленинградский техникум искусства сцены, где параллельно смог получить образование кинодраматурга.
В 1933 году Эргаш Хамраев вновь сыграл главную роль — в фильме «Рамазан». В 1935-м — еще одну, в фильме «Джигит» по своему сценарию, и стал одним из самых популярных киноактеров Узбекистана. Кроме того написал сценарии к картинам «Кинжал Тагира», «Отцы», «Работник». В то время отечественная кинематография только зарождалась, и вместе с её основателями Наби Ганиевым, Сулаймайном Ходжаевым, Камилем Ярматовым, Маликом Каюмовым и другими Эргаш Хамраев стоял у истоков узбекского национального киноискусства.
Когда пришла пора обзавестись семьей, избранницей стала украинская дивчина Анастасия Тарасич. Время было неспокойное, но любовь цветёт во все времена, и 19 мая 1937 года у молодой пары родился сын Али. Не успев сполна насладиться отцовскими радостями, летом того же года молодой актер был арестован по необоснованному обвинению в поджоге Ташкентской киностудии и заговоре против советской власти. Спустя два года его выпустили, но предложенные киностудии сценарии больше не принимали, на съемки тоже не приглашали. Правда, удалось сняться в эпизоде фильма «Веселей нас нет» (1940 год), но он был запрещен руководителем республики Усманом Юсуповым — в картине актриса Шаходат Рахимова в финале целовалась с русским женихом. Как только грянула война и объявили призыв, Эргаш Хамраев был призван в действующую армию — во время службы он окончил Самаркандское кавалерийское военное училище и был офицером.
— В июле 1941 года отец снялся в боевом киносборнике в роли солдата, которого мать провожает на войну, — рассказывает Али Хамраев. — Последняя съемка состоялась ночью. Рано утром с военным эшелоном он уехал на фронт… И не вернулся…
Сохранились письма жене, оставшейся в Ташкенте с маленькими детьми. Вот строки, написанные 25 сентября 1941 года:
«Пришли фото (и Алика). …Насчет гонораров за сценарий «Конники»: меня не интересует этот вопрос. В эти дни я и вообще военные люди забыли цену рублю. Цена жизни наших детей, жен, отцов и матерей, а также честных друзей дороже всяких денег. Победим — и деньги, и золото, и слава — всё будет наше. Благодарен Маркиной (которая отдала тебе, жене фронтовика, свою часть гонорара), и многим командирам я рассказал о её поступке, и они тоже от души благодарят её. Раз вокруг тебя в тылу есть такие люди, можно нам спокойно воевать и, если надо, то также спокойно умереть!»
В первую военную зиму, 15 февраля 1942 года, Эргаш Хамраев пал смертью храбрых в заснеженных полях под русским городом Вязьма.
Прошли годы. Подрос сын Эргаша Хамраева – Али. И заступил на смену отцу, преуспев в профессии и сохранив отцовское горячее сердце и правдолюбие. Он стал известным советским и узбекским режиссёром и сценаристом, заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР, лауреатом Всесоюзных и Международных кинофестивалей, лауреатом Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы — поэта и драматурга, имя которого, по иронии судьбы, теперь в тени.
Что пришлось пережить в войну и послевоенные годы Али Хамраеву? Каким был его путь к успеху? Всего не пересказать … Мать растила детей одна, много работала, и улица играла немалую роль в его жизни. Мальчиком претерпел он унижения и побои, стыд второгодника, у которого по гуманитарным предметам в 9 классе были круглые пятерки, а по техническим — двойки. Увидев слезы матери, подросток поклялся в душе закончить школу с медалью — и это ему удалось. Отец порадовался бы за сына. Уже взрослым, в 1973 году, Али Эргашевич нашел место его захоронения. Такие раны не лечит время. Потому тема человеческого и женского достоинства – из ключевых в творчестве режиссёра.
Если говорить о выборе пути, наверное, определяющей явилась судьба отца и генетический код, переданный сыну. Да и мать, работавшая на киностудии, открывала доступ к просмотру фильмов, в том числе трофейных. Совсем мальчишкой он увидел «Огни большого города» Чарли Чаплина и был потрясён. В профессиональном становлении огромную роль сыграли и режиссёры мирового класса — Куросава, Тарковский, Феллини, Антониони, Бергман, Хичкок, Форд, Спилберг, Параджанов.
В 1956 году Али Хамраев поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК, мастерская Григория Рошаля и Юрия Геника). К защите диплома в 1961 году представил полнометражный художественный фильм «Маленькие истории о детях, которые…», снятый с Мукаддасом Махмудовым. Вернувшись на родину, одну за другой снял картины, принесшие признание и любовь публики: в 1964 — «Где ты, моя Зульфия?» и «Любит — не любит?», в 1966 – «Белые, белые аисты», 1968 – «Дилором».
Особый интерес режиссера вызывало время, в котором прошло детство его отца, и Али Хамраев снимает фильмы о гражданской войне: «Чрезвычайный комиссар» (1970) и «Седьмая пуля» (1972). Каждый из снятых им фильмов — будь то драма, комедия, приключенческое кино, мюзикл – неповторим, и к некоторым из них он сам пишет сценарии. Высокого признании добилась историческая лента «Человек уходит за птицами» (1975), завоевав премию на Всесоюзном кинофестивале за изобразительное искусство и премию «Серебряный павлин» за лучшую режиссуру на VI международном кинофестивале в Дели (1977). Драма о послевоенной жизни «Триптих» (1979) получила Гран-при на Международном кинофестивале в Сан-Ремо (Италия). Но некоторые картины приходилось отстаивать — и не всегда успешно, работы чуть ли не по десятку раз просматривались разного рода комиссиями.
Незабываем фильм «Телохранитель» (1979) с известными актерами советского кино Александром Кайдановским и Анатолием Солоницыным – своего рода «Сталкер» на восточный лад. Большой успех у зрителей вызвали работы Али Хамраева начала 80-х — «Жаркое лето в Кабуле» и «Невеста из Вуадиля».
В марте 1973 года, во время поездки в Берлин, он рассказал о поисках могилы своего отца коллеге и другу Андрею Тарковскому, и тот взял с Али Эргашевича клятву воплотить историю на экране. Это удалось сделать только в 1985 году, ценою больших усилий преодолевая цензуру. В течение 14 лет фильм был запрещен к показу в Узбекистане, хотя автор объездил с ним полмира, показывая на различных кинофестивалях.
В те годы Андрей Тарковский написал для Али Хамраева сценарий к фильму «Сардор», – но кто допустил бы такой творческий тандем в те времена!
В 1987 году режиссер создаёт последний из своих фильмов советского периода — «Сад желаний», лирически повествующий о последнем предвоенном лете, когда, несмотря на кажущееся благополучие, тучи сгущаются над не такой уж и мирной жизнью. Режиссера не оставляет тема репрессий – их пережили и семья, и народ.
На следующий, 1988 год, по приглашению Микеланджело Антониони А.Хамраев уехал в Италию работать над проектом о Тамерлане (Амире Темуре). Добиться права на поездку было непросто, итальянский режиссер для этого специально приезжал в Москву, но картина не пошла, хотя материалов было наработано немало. Али Эргашевич успел подготовить в Афганистане эпизоды с участием конных отрядов, но переворот и приход к власти талибов не позволили продолжить работу. Из Афганистана выбирался на джипе генерала Абдул-Рашида Дустума — одного из лидеров антиталибского Северного альянса. Вспоминает, как по дороге джип остановили талибы, но тут выручил итальянский язык. И талибы решили, что перед ними итальянец, иначе не миновать бы расстрела. В 1998 году режиссер за свой счёт снял часовой документальный фильм о генерале Дустуме и презентовал своему герою видеокассету с записью ленты.
Но это было позже, спустя 10 лет после отъезда в Италию. Предстояло еще пережить перемены. В 1990 году окончательно расшаталась система скреп советской державы и сложились условия, позволившие режиссёру ощущать себя тем, кем он и является — свободным художником и человеком мира. Ныне он постоянно живёт в Сан-Ремо, поближе к сыну и дочери, которые поселились в прекрасном «Городе цветов», как неофициально называют этот итальянский курортный город, где проходит популярный музыкальный фестиваль итальянской песни. Мэтр кино наездами бывает в Москве и Узбекистане, осуществляя свои новые проекты. Время высветило героев из самой жизни, и авторские художественные ленты органично пополнились документальными.
Как и прежде, Али Хамраев нередко сам пишет сценарии к снимаемым фильмам, как это было и с новым игровым фильмом «Бо Ба Бу» (Италия, Франция, Узбекистан, 1998). Картина, главную женскую роль в которой исполнила знаменитая французская актриса Ариэль Домбаль, а одним из главных мужских персонажей был совсем молодой в то время артист кино Джавохир Закиров, рассказывает, как отец и сын, пасшие в пустыне баранов, нашли в песках умирающую белую женщину, словно слетевшую в эти глухие края с небес. В фильме почти нет текста, притчевые композиции и метафорические образы, характерные для многих картин Хамраева, берут начало в апокалиптических темах и мотивах. Участник кинофорумов в Роттердаме, Шанхае, Карловых Варах, фильм заслужил «Золотую стрелу» — Главный приз фестиваля «Лики любви». С картиной связано много переживаний, режиссёру даже пришлось судиться с итальянским продюсером Шанталь Ленобаль Бергамо за право показа. Так что за славу и успех своих творений автору приходится платить дорого — временем жизни и сердечным непокоем.
Режиссер Али Хамраев — автор более двух десятков художественных и сорока документальных и телевизионных фильмов, во многих из которых он выступает и как сценарист. Из работ нового века — написанные, но не осуществленные сценарии к фильмам«Авантюра», «Побег из Афгана»», «Джан» по Андрею Платонову; документальные фильмы «Жить, жить — любить», «Басин», «Танец ценою в жизнь» (о балерине Галие Измайловой), «Великан» (о художнике и скульпторе Бакы Урманче), «Страсть Игоря Савицкого», телесериалы «Место под солнцем» и «Артисты» и другие.
И хотя проживает он в Италии, чувство истинного дома обретает лишь в Узбекистане — здесь родные могилы, и незнакомый человек может вознести за тебя молитву; в чайхане всё тот же аромат свежезаваренного чая и лепешки, а воздух старых улочек пропитан историей, дарующей новые сюжеты. Над одним из них — фильмом о художнике Павле Бенькове — мастер работает в настоящее время.
Продолжение
Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2
Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3
Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4
Тамара Санаева
Фото автора и из личного архива А. Хамраева
Спасибо за статью , узнал много нового об любимом и уважаемым мной человеке. К вышесказанному хотел бы добавить что этот замечательный режисер и сценарист является еще и прекрасным рассказчиком и надеюсь напишет когда нибудь мемумары. Часть из будущих мемуаров я читаю будучи "другом" Али Хамраева в фэйсбуке, чему я очень рад..
Спасибо , что сложилось все так в моей жизни, что мне повезло быть рядом, помогать и работать рядом с выдающимся, талантливым и невероятно творческим Режиссёром, Артистом, Сценаристом , светлым, находчивым, выносливым Али Эргашевичем Хамраевым… Он нас всех всегда поддерживал и помогал в трудную минуту… А , как интересно было наблюдать за его работой… Это , всегда размах, величайшее мастерство, умение сделать шедевр одним дублем !!! Многие лета и удачных творений !!! И ещё, невероятные организаторские способности и умение собрать , сплотить и передать своё видение материала , свою задумку без напряга. Все понимали и чувствовали его с полу- слова, с полу- взгляда… Все, кто оказывался рядом , чувствовали себя другом и никто не мог позволить себе разочаровать мастера….