back to top
7.3 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

Комфорт — не роскошь (продолжение)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Часть 1

Комфорт - не роскошь (продолжение)

В Ташкенте 2-3 года назад «велосипедное движение» возникло как бы вдруг, ниоткуда, но быстро приобрело массовость в основном среди молодежи. Спрос породил предложение, и также стремительно стали открываться пункты проката двухколесных машин. Стайки велосипедистов в ярких спортивных костюмах заполнили пешеходные дорожки, робко прижимались к обочинам автотрасс, петляли по выбоинам тротуаров. Но для счастливых групп велосипедного сообщества в городе не нашлось места. Начинание угасло так же неожиданно как возникло, и пункты проката в спешке один за другим бесследно исчезли.

Очень жаль. Потому что можно сколько угодно призывать к здоровому образу жизни, раскручивать с помощью роликов социальной медиарекламы пропаганду физкультуры и спорта без достижения планируемых результатов. До тех пор, пока все увещевания будут только декларациями без реального подкрепления созданием условий. Знают ли «отцы» города о желаниях, устремлениях, мечтах молодого поколения, составляющего большую часть его населения, которому, как утверждают, предстоит строить будущее? Что конкретно предлагают власти города молодым людям для организации их досуга?

Информаций об открытии новых торгово-развлекательных комплексов, занимающих, кстати, огромные территории, в СМИ — несчесть. А новостей об организации в густо населенных микрорайонах, жилых массивах площадок для занятий спортивными играми, теннисом, гимнастикой, где могли бы совершенно бесплатно провести время их жители, почему-то нет. Уверена, что такое общение оценили бы не только юноши, но и девушки. Потому что современные юные представительницы прекрасного пола сегодня хотят выглядеть одновременно спортивными и привлекательно женственными. В китайском мегаполисе Шанхае с 24-миллионным населением, плотно застраивающемся жилыми домами-небоскребами в 35 этажей, находят возможность буквально втиснуть локальные бесплатные спортивные центры. Потому что администрация города осознает эту задачу как важную составляющую социальной программы. Кстати, доступность развлечения для молодежи тоже входит в критерии мировых рейтингов по благоустроенности городов.

Отдельного обсуждения в интересах изменения ситуации заслуживает уличное освещение города в вечернее и ночное время, вернее, его дефицит. Чем, какими экономическими или иными целесообразностями можно объяснить затемнение, а честнее говоря, полный мрак, наступающий сразу вслед за заходом солнца? Даже в центральных районах города не горят фонари на вычурных столбах: ЦУМ, массивы Ц-7, Ц-6, Ц-5. Парадокс, но света нет и в сквере с памятником народной поэтессе Зульфии, где ежегодно в ее честь проводятся торжества с полагающимися речами, возложением цветов, трансляцией многолюдных митингов по телевидению. Далее темнота – везде. Упоминать о жилых массивах, удаленных от центра, по понятным причинам не приходится. Сворачивать от автомобильных трасс в глубь дворов, чтобы прийти к своему дому, в полной темноте одинаково небезопасно в любом районе города.

Как южане ташкентцы любят солнце, считают некомфортной дождливую погоду и с нетерпением ждут окончания ненастья. Но в знойные дни, оказавшись вне дома, просто негде утолить жажду. В разных странах ближнего и дальнего зарубежья эта естественная потребность горожан удовлетворяется очень просто. Например, в Риме на улицах, в парках, супермаркетах, музеях установлены питьевые фонтанчики. Пользоваться ими одинаково удобно и детям, и взрослым, потому что предусмотрительно учтен их рост. Несколько глотков прохладной и, конечно, очищенной воды возвращают ощущение комфорта. Старшее поколение жителей Ташкента, наверняка, помнит, как после землетрясения 1966 года вместе с новостройками неожиданно появились похожие питьевые фонтанчики. В зависимости от застройщиков районов они назывались по-разному: и тбилисскими, и бакинскими, но были одинаково удобными.

Еще совсем недавно, не более года назад в Ташкенте практически нигде не было мусорных контейнеров, специальных емкостей для пустых пластиковых бутылок из-под напитков, оберток мороженого, сигаретных пачек, использованных проездных билетов. Поэтому выметенные с утра тротуары и прилегающие зоны озеленения к вечеру оказывались заваленным бытовым мусором. Заметно и катастрофически некомфортно это было для всех кроме благоустроителей города. Хочется думать, что изменение ситуации связано не только с их прозрением, но и в результате выражения общественного недовольства. Сегодня недостатка в мусорных контейнерах в целом по городу нет. Но их неподдающееся логике распределение вызывает недоумение. В ряде общественных мест с установленными скамейками их вовсе нет. К примеру, все тот же погруженный вечерами во тьму скверик Зульфии. Результат закономерен – все вокруг замусорено. А на аллеях за гостиницей «Узбекистан», где вообще не предусмотрена возможность присесть, они выстроились ровными рядами.

Многим жителям города поначалу понравились появившиеся несколько лет назад новые автобусные остановки. Но изготовленные из органического стекла и металла новшества оказались не очень комфортными. В жару они раскаляются и не спасают от духоты, а в дождь не защищают от косых мокрых потоков и порывов ветра. Но переждать какое-то время до прибытия транспорта на скамейке под козырьком все же лучше, чем совсем уж без него. К сожалению многие из них очень быстро утратили первоначальный нарядный вид из-за разбитых и исцарапанных перегородок, ободранных сидений и скабрезных надписей вопреки предупреждениям о штрафе.

Бороться с хулиганами всех мастей, разрушающими городское имущество, всегда очень трудно, потому что их редко удается поймать за руку. Значит, следует всемерно объединенными усилиями воспитывать общественное сознание. В этом смысле удачным признан опыт бывшего мэра Нью-Йорка Джулиани, который сумел одолеть вандалов, превративших городское метро в криминогенную андеграундную клоаку. Призывы не разбивать окна в вагонах электропоездов, не вырывать сиденья, не разрезать их острыми предметами, угрозы неотвратимого наказания долгое время оставались безрезультатными.

В немалой степени и вследствие пассивной позиции самих горожан. Чтобы изменить ситуацию, Джулиани предпринял неординарную стратегию. Даже реально возможное публичное недовольство налогоплательщиков не заставило его отказаться от собственного плана. Каждую ночь после закрытия подземки по его указанию восстанавливали все разрушенное за день и упорно вставляли новые стекла в окна. До тех пор, пока пассажиры вдруг не почувствовали комфорт ежедневных поездок и не стали защищать его как собственный дом. Сформированное усилиями мэра общественное протестное отношение к моральным изгоям стало самым главным аргументом его стратегии, получившей название «Вставленные окна».

Прогулки по городу, случайные или в специально отведенное время, расслабляют возможностью думать « ни о чем », не спеша с удовольствием бродить по излюбленным местам. Но возможность отдохнуть на скамейке – скорее удача, чем предусмотренное удобство. Их почти не стало в городе. А ведь они могли бы украсить аллеи и скверы причудливой формой, неожиданной окраской, гармонично вписаться в городской ландшафт. Их повсеместное отсутствие не просто неудобно, а физически тяжело для пожилых людей, потому что существенное ограничивает их возможности выходить из дома даже при необходимости. Расстояние от дома до поликлиники, почты, аптеки, рынка для них часто непреодолимо именно из-за того, что по пути негде передохнуть и отдышаться.

На недавней пресс-конференции мэру Москвы Сергею Собянину, известному радикальными мерами по преобразованию столицы России, пришлось ответить на многие неудобные вопросы журналистов и представителей общественности. В открытом общении он откровенно признал, что для эффективной работы всех служб города необходима обратная связь с населением, и призвал москвичей активнее указывать на проблемы и вносить конструктивные предложения для их оперативного решения. Регулярные отчеты руководителей городов и муниципальных образований перед населением приняты за норму во многих странах.

У нас такой практики нет вообще. Большинство горожан не знают хакимов своих районов ни в лицо, ни по фамилии, потому что даже приемы граждан по заявлениям в эти органы управления ведут заместители. На память не приходят публичные выступления городских чиновников в средствах массовой информации, встречи в махаллях. То есть, нет никакой обратной связи, необходимой в интересах города и его жителей. Установить ее – задача городских властей, способных подтвердить свое желание работать с горожанами в тесном контакте. Не ради участия в международных рейтингах, оценивающих уровень комфорта городов. А для создания, не имеющего никакого отношения к роскоши, удобного во всех отношениях городского жизненного пространства.

Евгения ДЕНИСОВА

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Человеческое достоинство и конституционные гарантии их реализации

Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства...

Больше похожих статей