На заставке: Могила Чокана Валиханова. Современный вид. Фото Я. Фёдоров
Глава тринадцатая
Уже не помогали ни свежий степной воздух, ни кумыс, ни свежесваренное мясо. Туберкулёз прогрессировал. “Устал, нет никакой силы, весь высох, — пишет Валиханов в своём последнем письме к отцу, — остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет моё последнее письмо. Прощайте, обнимаю”[1].
В апреле 1865 года Чокана Валиханова не стало. Смерть молодого учёного потрясла русское образованное общество. Практически все видные деятели, имеющие отношение к науке откликнулись на это трагическое событие.
«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь»[2]. Так писал о Валиханове выдающийся русский востоковед академик Н. И. Веселовский[3].
Известный ориенталист Ф. Р. Остен-Сакен[4], в статье “Памяти Чокана Валиханова” опубликованной в “Отчете Русского географического общества” писал: “В минувшем году смерть похитила еще в цвете лет нашего сочлена Чокана Чингисовича Валиханова, прославившего себя своею поездкой в Кашгар. Валиханов родом из султанов Средней киргизской орды и правнук знаменитого в истории этой орды Аблай-хана должен по всей справедливости быть назван весьма замечательной личностью. Получив первое образование в Сибирском кадетском корпусе, в Омске, он поступил в 1853 г. на службу в Сибирское линейное казачье войско, но уже в следующем году был замечен по своим необыкновенным дарованиям и назначен в адъютанты к тогдашнему генерал-губернатору Западной Сибири Г. X. Гасфорту. В 1858 г. по случаю беспрерывных смут и восстаний в Восточном Туркестане, неблагоприятно отражавшихся на нашем киргизском пограничном населении, признано было необходимым отправить доверенное лицо в Кашгар как для получения на месте достоверных сведений о положении края, так и исследования, насколько это было возможно, торговых путей в этих частях Средней Азии. Поручение было опасное, и для исполнения оного нужен был человек с большою решительностью, наблюдательным умом, и притом такой, который бы знал татарский язык и восточные приемы, так как приходилось ехать переодетым в азиатское платье. Нельзя было найти человека, который более соответствовал бы всем этим условиям, как Валиханов. В июне 1858 г. он отправился из Семипалатинска в путь вместе с караваном, назвавшись родственником караванбаши. Караван перевалил в сентябре того же года Заукинский проход и достиг Кашгара, где Валиханов пробыл несколько месяцев, и после многих затруднений и опасностей благополучно возвратился 12 апреля 1859 г. в укрепление Верное. Поездка эта представляет собою замечательный географический подвиг; со времен Марко Поло Кашгар не был посещен ни одним европейцем, за исключением несчастного Адольфа Шлагинтвейта, убитого в этом городе, о чем Валиханов привез первые положительные сведения. Труды Валиханова напечатаны в наших «Записках» 1861 г. в двух обширных статьях: 1) «Очерки Джунгарии» и 2) «О состоянии шести восточных городов китайской провинции Нан-лу». Слабый здоровьем Валиханов сильно пострадал от своей поездки. Переведенный вслед затем на службу в Петербург, он не мог, однако же, оставаться здесь долго. Наш климат подействовал на него очень неблагоприятно, признаки чахотки обнаружились в сильной степени и заставили Валиханова возвратиться на родину, в степь, где он уже не мог поправиться здоровьем и скончался на 31 году от рождения. Те отрывки из трудов Валиханова, которые были напечатаны в изданиях общества, далеко не исчерпывают всех собранных им обширных и богатых материалов, касающихся географии, истории и этнографии среднеазиатских государств и в особенности киргизского народа. Для собрания этих материалов Валиханов не щадил ни трудов, ни пожертвований: тщательно записывал предания, легенды и поэмы своего народа, изучал среднеазиатские наречия, дорогою ценою скупал древности, находимые туземцами в старых развалинах и могилах, с опасностью для жизни проникал в буддийские монастыри и доставал там редкие рукописи. Мы имеем повод надеяться, что эти драгоценные материалы не пропадут для науки. Валиханов сохранил глубокую преданность своей стране, он любил киргизскую жизнь, но вместе с тем умел высоко ценить западную цивилизацию и предвидел для своего народа отрадную будущность только под покровительством России”[5].
После кончины Валиханова, в ауле султана Тезека над его могилой была построена сводчатая гробница.
Фотография неустановленного мастера. На обратной стороне надпись: Могила Чокана Валиханова близ станции Куякузской, Копальского уезда
Посетив могилу Чокана в 1867 году, новый Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман возмутился — «Такому великому человеку и такой скромный памятник!». Срочно выделили деньги из казны на строительство мавзолея. Но строители большую часть денег разворовали, соорудив памятник в виде часовни из плохо обожженного кирпича. Об этом узнал Колпаковский. Подрядчиков он жестоко выпорол и отправил на расправу к Кауфману в Ташкент. Тот сослал нерадивых строителей в ссылку, повелев воздвигнуть новый монумент, при содействии архитектора Павла Матвеевича Зенкова[6] (отца известного архитектора Андрея Павловича Зенкова[7]). Текст надписи был составлен самим фон Кауфманом, (казахский перевод её сделан Ибрагимовым[8]). В задании Кауфмана относительно установки плиты было сказано: «…Поискать мастера дельного, который бы мог аккуратно и без ошибок вырезать надпись»[9]. Плиту заказали в Екатеринбурге и везли её через Омск и Семипалатинск на Алтын-Эмель, где водрузили на могиле Чокана Валиханова. Посещение могилы казахского просветителя начальником края описал сопровождавший его Ибрагимов: “Констанnин Петрович почтил память покойного, сняв шапку над его могилой, а меня просил прочесть приличную случаю мусульманскую молитву. Впоследствии К. П. заказал на ней надпись на киргизском языке такого содержания: “Под этим камнем погребен прах султана Большой орды Чокана Валиханова, скончавшегося в 1865 году. Он был верный слуга царю, защитник правды. За верную и усердную службу, за любовь к добру и порядку и за отличные познания в науках государь император пожаловал его чином ротмистра. Господь рано призвал его к себе. Да успокоит аллах его душу вместе с праведными. Этот камень положен по приказанию туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта фон Кауфмана в 1871 году, в память уважаемого и любимого всеми покойного Чокана Валиханова.
Сообщение о посещении могилы новым начальником края, как молния, облетело всю огромную киргизскую степь и произвело чрезвычайно отрадное впечатление на все тамошнее мусульманское население. Сохранился ли тот камень на могиле Валиханова или нет, я не знаю, но у меня имеется копия мусульманского текста надмоrильной надписи и сделанного мною перевода этого текста на киргизский язык для вырезки на камне с надписью моею рукою: Представил его высокопревосходительству 27 ноября 1871 года”[10].
Со временем мавзолей ветшал. В конце XIX века чиновник и востоковед Николай Пантусов[11] докладывал, что памятник находится в полуразрушенном состоянии. В царской казне и у родственников Валиханова денег не было, так что восстанавливать памятник никто не стал. Лишь в 1958 году при советской власти на могиле Чокана Валиханова установили гранитный обелиск. Причем с той самой мраморной плитой, изготовленной стараниями Кауфмана.
С надгробием на могиле связана одна мистическая история. В 1917 году некто захотел сделать из неё жернова для ручной мельницы. Он отбил по периметру большие куски, сбил углы и пытался зубилом и молотком разрубить её на две части, чтобы легче было тащить. Отскочивший кусочек мрамора попал вандалу в глаз, и вскоре тот скончался от воспаления роговой оболочки.
Имя славного сына России и Казахстана не забыто. Памятники ему, кроме упомянутого уже семипалатинского, стоят в Алма-Ате, Павлодаре и Омске.
Вот и всё что мы хотели рассказать о славном сыне казахского и русского народов, прожившего очень короткую, но такую яркую жизнь..
[1] Валиханов Ч. Ч. Полное собрание сочинений в 5 томах, том 1, Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984.
[2] Там же. Том 4.
[3] Веселовский Николай Иванович (1848 — 1918) — русский археолог, востоковед, исследователь истории и археологии Средней Азии. Вёл раскопки в Самарканде, первым исследовал причерноморские и скифские древности, раскопал Келермесские курганы, Майкопский курган и курган Солоха. Первым начал раскопки курганного могильника Клады у станицы Новосвободная. Профессор Петербургского университета (1890), член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1914).
[4]Остен-Сакен Фёдор Романович (1832 — 1916) — российский ученый, этнограф, путешественник и государственный деятель, действительный тайный советник.
Неоднократно исполнял обязанности секретаря, председателя отделений и помощника председателя географического общества; в последние годы жизни состоял его почётным членом.
С 1870 до 1897 годы состоял директором департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел, приступившего при нём к изданию целого ряда интересных трудов, имеющих отношение к его деятельности. В честь Ф. Р. Остен-Сакена названы: гора (Баренцево море, архипелаг Шпицберген, название присвоено немецким географом А. Петерманом), мыс (Карское море, Таймырская губа; нанесён на карту в 1901 участниками экспедиции 1901—1903 гг., тогда же присвоено название.
[5] Отчет Русского географического общества за 1865 г. (1866, с. 9-11).
[6] Зенков Павел Матвеевич (1831—1915) — русский архитектор, первый глава г. Верного (ныне Алматы).
[7] Зенков Андрей Павлович (1863 — 1936) — русский советский архитектор. Один из основоположников сейсмостойкого строительства, первым из строителей совместил в архитектуре национальные колориты казахские и русские. Именем А. П. Зенкова названа улица в центре Алма-Аты.
[8] Ибрагимов Шахимардан Мирясович (Иван Иванович) (1841 – 1891) – российский дипломат, первый посланник России в Саудовской Аравии (1891). Переводчик при канцелярии Туркестанского генерал-губернатора (с 1867 г.), участник Зерафшанского, Кокандского и Хивинского походов. Редактор «Туркестанской туземной газеты» (с 1883 г.)
[9] Валиханов Ч. Ч. Указанные сочинения, Том 1.
[10] Там же, Том 5.
[11] Пантусов Николай Николаевич (1849—1909) — российский востоковед, археолог, филолог, нумизмат, этнограф; чиновник особых поручений при военном губернаторе Семиреченской области.