История тридцать шестая
Продолжаем рассказ о первых рок-группах Узбекистана, тогда их также называли бит-группами. Вслед за «Кибергами» и «Синхроном», как отмечал Владимир Барамыков в дружеском чате на «ОК», в 1968 г., в Ташкенте появилась любительская группа «Ваганты». Своим наименованием она напоминала о бродячих студентах Средневековья, певцах-вольнодумцах, задирах и соблазнителях.
Группу собрал Герхард Вальтер (соло-гитара), представитель второго поколения поволжских немцев, сосланных в годы Великой отечественной войны в Среднюю Азию. Преданный битломан, он попытался воплотить на узбекской земле ливерпульскую формулу создания музыкального коллектива, исполнявшего поп-музыку нового времени.
К Вальтеру присоединились Борис Новогрудский (бас-гитара), Сергей Каспаров (ритм-гитара), Г. Лемберг – ударные. Битловская классика — три гитариста и барабанщик.
Начали…, конечно, с The Beatles. К тому времени ливерпульская четверка записала уже восемь альбомов, включая легендарный «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», с общим числом 110 песен. Магнитофонные записи битловских пластинок в Ташкенте тогда уже имелись и в неплохом качестве, проблема была с текстами. Ведь на конвертах дисков или на вкладках они еще не печатались, да и самих пластинок The Beatles в Ташкенте тогда было с десяток, может другой у начинающих дискоманов, и уж точно никто из них не владел всей вышедшей к тому времени битловской подборкой. Западных музыкальных журналов тоже практически не было.
«Ваганты» нашли выход. «Песни Beatles, — читаем в статье Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net, — «снимались» путём переключения скорости на магнитофоне с 19-й на 9-ю скорость, где сразу становились слышны и понятны слова {относительно}, интонация, подпевки, затаённое дыхание и самый виртуозный проигрыш». Так поступали тогда и некоторые меломаны, которые стремились понять, о чем поют западные рок-н-ролльщики. Ташкентские музыканты также обращались за помощью к немногочисленным в городе знатокам английского, которые из любопытства или за некоторое вознаграждение расшифровали таким образом тексты песен зарубежных рок-групп. Я знал одного такого переводчика – Эдик с 24-го квартал Чиланзара — учился в английской спецшколе. С ним музыканты рассчитывались магнитофонными записями западных рок-групп. И, кроме того, у него было несколько дисков.
«Ваганты», пользуясь такой примитивной методикой, включили в свой репертуар около 50 битловских песен, то есть половину из того, что было написано к тому времени ливерпульским ансамблем.
Начались выступления по клубам и другим местам, включая университет, которые вызвали масштабный резонанс в среде городской молодежи. С аппаратурой были немалые проблемы, многое в ней осталось самодельным, но боевой задор, энтузиазм, энергия молодости и новизна музыкального – английского рок-н-ролльного! — языка, возможность слышать здесь то, что слышали там, вызывали сильнейший ажиотаж у публики, которая щедро вознаграждала молодых ташкентских рок-музыкантов восторженным шквалом аплодисментов.
Однако, несмотря на оглушительный успех и серьезные усилия, «Ваганты» так и не смогли обзавестись нормальной звукотехникой, в отличие от тех же «Кибергов», Мало того, их англоязычный репертуар ожидаемо не пришелся по вкусу КГБ. Герхарда Вальтера вызвали на беседу. Борис Новогрудский рассказал о ней в дружеском чате в «Одноклассниках»: «Геру вызвали и говорят ему, что знают, кто такая Мишель! (Michelle)*. Это проститутка, а вы поёте о ней песни! И что это за название? «Ваганты»! Вот есть же нормальные творческие коллективы, ну, там «Дружба», «Юность!». Можно же дать себе название идейное, хорошее! А вы, понимаешь всё какое-то несоветское!».
* Любовная баллада The Beatles из альбома Rubber Soul (1965). Мишель – обобщающий образ, в котором отразились впечатления Пола от встреч с девушками, изучавшими французский язык в Ливерпульском художественном колледже, где учился Леннон.
«Это все была самодеятельность, — говорит сегодня Герхард Вальтер. – Да, мы были молодые и красивые, а некоторые и талантливые, но совковое болото ставило нам такие препоны, что найти, например, гитару, усилитель, микрофон, … что на творчество уже не оставалось сил. Но самым страшным было получить разрешение на выступление от какого-нибудь чинуши, не имеющего понятия ни о музыке, ни об искусстве, ни о чем-либо».
Но, тем не менее, концерты продолжались, слава бежала впереди музыкантов. Пытаясь найти верный путь между свободой творчества и музыкой социалистического реализма «Ваганты» стали разбавлять битловский репертуар песнями других групп и своими собственными а-ля Beatles, видимо не все участники были с такими экспериментами согласны. Каспаров перешел к «Кибергам», Лемберг, судя по всему, ушел из музыки. В группу пришли другие музыканты и «Ваганты» даже некоторое время работали в Узбекконцерте, но дальше не сложилось.
Как читаем у Садовникова на сайте uzrock.net: «В итоге через три года после первой спевки лидеры «Вагантов» Герхард Вальтер и Борис Новогрудский осознали, что в обществе, где всё новое естественно чуждое, где мнимый патриотизм возводится в ранг политики и идеологии, где нет свободы слова, а свобода в выборе музыкального мировоззрения нет вообще, невозможно создать творческие союзы и заниматься любимым делом».
В 1971 г. Герхард Вальтер стал автором многих песен и гитаристом, созданного будущим президентом Ташкентского джаз-клуба Сергеем Гилевым джаз-рок ансамбля «Интер», одного из первых советских ансамблей такого рода. Спустя 25 лет Вальтер переехал в Германию, где продолжает писать песни. А Борис Новогрудский через восемь лет уехал в Канаду и живет сейчас в Калгари. Но это уже другая история.
Александр ПОПОВ
На фото: группа «Ваганты. Фото из книги С. Гилева «Беседы о джазе»
* Примечание. Автор приложил все усилия, чтобы сведения, приведенные в статье, были достоверны, но за давностью лет не может гарантировать, что информация в этой публикации полностью корректна.
При подготовке публикации использованы материалы статьи Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net.
Автор благодарит за помощь и участие Рауфа Кадырова, Герхарда Вальтера, Олега Цоя.