В рамках фестиваля «Шарк тароналари» состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Музыкальная культура народов Востока: принципы творческой интеграции в процессах глобализации». В ней приняли участие 46 музыковедов, фольклористов, культурологов, ректоров престижных вузов, руководителей международных научно-исследовательских институтов и научно-творческих центров и других специалистов из 32 стран.
На расширенном заседании, проходившем под руководством председателя Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Султана Раева при участии ректоров художественных вузов Турции, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, профессионалов сферы, рассматривались вопросы повышения качества и эффективности научно-исследовательских работ, внедрения в систему образования инновационных образовательных технологий, выработки принципов взаимной гармонии узбекского национального музыкального искусства с музыкальным искусством тюркских стран.
– Можно сказать, что «Шарк тароналари» стал для меня родным. В 2017 году я завоевал гран-при фестиваля. Все лето того года провел в подготовке к конкурсу. Усилия не пропали даром. Мне сказали, что впервые в истории этого масштабного мероприятия высшую награду получил инструменталист. Я играю на таре – щипковом музыкальном инструменте. Тогда мы исполняли композицию вдвоем с Камраном Керимовым, который играл на нагаре – азербайджанском барабане. Все удивлялись, что можно победить без певцов и ансамбля. Приглашение на нынешний «Шарк тароналари» в качестве председателя жюри стало большим сюрпризом и огромной радостью. Спасибо организаторам, высоко оценивающим мое присутствие здесь. Я постараюсь оправдать надежды и ожидания. Хочу добавить, что открытие фестиваля на площади Регистан прошло идеально. Каждый раз, когда я присутствую здесь, чувствую, что нахожусь в сказке. Регистан – мистическое место. Тем более когда вокруг звучит потрясающая музыка в живом исполнении, – поделился впечатлениями председатель жюри конкурса Сохиб Пошазода из Азербайджана. – Что касается моего участия в научно-практической конференции, то я говорил о том, как в условиях глобализации и стремительного развития технологий сохранить принципы и традиции восточной музыки. Это очень актуально. Я сам тарист. Существует более 40 исполнительских штрихов, из которых сейчас используют всего 10-12. Молодежь не знает, как их играть, а это очень важно. Если хочешь модернизировать игру, в первую очередь надо знать основы, поэтому я передаю знания будущим поколениям таристов. И это касается не только музыкантов, но и всей культуры в целом.
В рамках конференции состоялось подписание 12 соглашений о сотрудничестве между руководителями вузов и международных научно-исследовательских центров Китая, Франции, России, Германии, Гамбии, Омана и Иордании. Цель – проведение совместных творческих проектов, туров, международных фестивалей, симпозиумов, конкурсов, летних (зимних) школ, мастер-классов ведущих профессоров и преподавателей, преподавание теоретических дисциплин, участие в научно-теоретических конференциях и симпозиумах, научных семинарах, круглых столах и встречах, обмене совместными научно-методическими публикациями и учебно-методическими изданиями, повышение квалификации профессоров и преподавателей, установление кооперативных отношений для сотрудничества, участие в международных художественных, научных и образовательных программах.
– С 2004 года я преподаю узбекский язык студентам государственного университета в Дели. Индию хорошо знают в Узбекистане, но не все индийцы информированы об Узбекистане, его истории, культуре. Я решил исправить эту несправедливость и познакомить соотечественников с вашей страной. Ничто не раскрывает душу народа лучше, чем его язык, поэтому я сначала сам выучил узбекский, а потом стал учить ему молодых индийцев. Составил 11 учебников, по которым обучаются студенты. Занялся написанием книг, так как сложно было найти необходимые пособия. Я также пишу статьи об Узбекистане, вашей культуре на узбекском и английском языках, – рассказал участник конференции, декан факультета узбекского языка и
литературы Национального Университета Нью Дели (Индия) Шахид Таслеем. – Рад находиться в эти дни в Самарканде. Мой доклад на конференции касался музыкальной культуры, связывающей Индию и Узбекистан. История взаимоотношений наших стран насчитывает века. Мы должны развивать эти связи, придавать им новый импульс. Данное мероприятие важно не только для Востока, но и для всего мира, так как музыка имеет свой язык. Это язык духа, чистоты, искренности, взаимопонимания между нациями и народами.
Итоговым документом конференции стала резолюция «Союза художественных университетов тюркских государств» при ТЮРКСОЙ. Институт узбекского национального музыкального искусства имени Юнуса Раджаби был единогласно принят в члены данного Союза.
Изюминкой мероприятия стала презентация «Капсулы макома», собравшей в одной флешке бесценные сокровища узбекской классической музыки. Профессионалы, любители, народные самородки исполняют маком, обогащают его, шлифуют, совершенствуют, передают новым поколениям певцов прекрасные образцы народной музыки. Эта капсула была размножена и вручена всем участникам конференции вместе с инструкцией, содержащей информацию о том, в какое время исполняется каждый маком, какое психоэмоциональное влияние он имеет на человека.
По итогам конференции «Музыкальная культура народов Востока: принципы творческой интеграции в процессах глобализации» был опубликован «Сборник статей», содержащий основные научные результаты, выводы и избранные материалы.
Динара Шамухамедова