back to top
9.9 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Эркин Казимов: Праведники во власти

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

В начале года, в столице Узбекистана Ташкенте, состоялась интересная встреча интеллигенции, горожан, сельчан и всё это по одному интересному поводу. Представляете, через десятки лет ташкентский бомонд, обсуждал книгу о человеке, чьё имя оказалось в тени в течении многих лет.

Шараф Рашидович Рашидов!

Все, кто брал в руки микрофон горячо делились воспоминаниями, эпизодами из своей жизни, связанные с ним. Меня заставили задуматься слова его дочери, Гульнары Шарафовны. Она, перечисляя все достоинства и заслуги своего отца, отметила о феномене Рашидова, который, по её словам, ещё до конца не разгадан. Это меня в какой-то степени удивило и озадачило, потому как для меня всё это очевидно, как ясный день. Конечно, это моё сугубо личное мнение. Заново переживая и осмысливая рассуждения, фрагменты документального фильма, показанного после презентации книги, я мысленно перебрал в своей памяти всё связанное с Рашидовым. 

Воспоминания моего отца проработавшего с ним более двух десятков лет, который всякий раз рассуждая о Шарафе Рашидовиче говорил об этом удивительном человеке только в возвышенных эпитетах, повторяя каждый раз: “Что такие люди появляются на свет раз в тысячелетие”. Это огромное счастье, что узбекская земля подарила нам такого человека, способного жить по законам мироздания, обладающего чистым сознанием, проявившего свои лучшие качества созидателя и гуманиста.

Давайте вернёмся к феномену Рашидова. Он действительно был человеком преисполненный добродетелями, обладающий отзывчивой душой, нежелавший никому зла, лишённый духа насилия. Мне кажется это суть человека, приближающегося к божественным началам. Он умел влиять на людей силой чистоты своего сознания, при отсутствии какого-то ни было диктата. Слушая рассказы людей, соприкасавшихся с ним, понимаешь, что все его человеческие поступки соизмеримы с канонами морали, голосом совести. И есть ощущение, что принимая какое-то ни было решение о судьбе людей он, как мне кажется, задавал себе вопрос: “ А как бы в этой ситуации поступил Создатель?”.

Рашидов как никто другой понимал смысл человеческой жизни, обрёл мудрость, позволившую ему достичь вершин совершенства человеческой личности. Поэтому для меня, Гульнара Шарафовна, не было тайны его феномена. Она определена для меня духовной категорией, составляющей понятие праведности. Не прихотей ради, властителей шестой части земли, а волею Судьбы он был вознесён на олимп власти.

На вершине государственной власти оказался праведник, опровергающий все каноны немецкой классической философии Имануила Канта. Где в его  работах присутствует мысль, о том, что человечество должно быть благодарно Создателю за такие черты  характера как жадность, тщеславие, алчность, зависть, лицемерие и только это, по его мнению,  является по настоящему движителем развития цивилизаций. Миром управляют демонические фигуры, способные на допустимую жёсткость, граничащую с жестокостью в своих поступках.

Однако наш Герой всем своим поведением доказал, что власть может быть нравственной категорией, способной отличать добро от зла, правду от неправды в своих действиях. Своей праведной жизнью он показал пример порядочности в политике. Придя на вершину власти он сумел оздоравить общество, поднять его национальный дух  и продолжить великий поход свершений на узбекской земле.

 За годы его правления Узбекистан достиг небывалых вершин в своём развитии. При его участии, при его непосредственной инициативе, был создан индустриальной и агропотенциал республики. Сотни крупных, тысячи инфраструктурных предприятий получили своё развитие. Культура, образование, медицина всё это было в фокусе его внимания.

Благодаря его интеллектуальному потенциалу, мировосприятию Узбекистан равный среди других республик, значительно опередил в своём развитии многих и засиял ярким светом звезды Востока на просторах Союза. И в этом безусловно заслуга созидателя Рашидова. Тем не менее, несмотря на важность этих грандиозных планов развития республики, в центре внимания его деятельности всегда был простой человек, труженик, его чаяния и заботы… 

В своей книге “ Моя правда о Рашидове”, известный в стране публицист, писатель Мухтар Ганиев так вспоминает своё общение с Шарафом Рашидовичем, его высказывания по разным поводам.  Если хочешь узнать человека дай ему власть”, — говорил Шараф ака. Вот что сделала власть с некоторыми нашими начальниками, -продолжал он. Горделиво ходят по земле, не замечают людских забот, почуствовали вседозволенность, проявляют байские замашки. У нас в народе говорят: горделивый камыш в небо стремится, а народ его срежет, соткёт из него циновки и себе под ноги бросит. Народ всё видит. И слабости, и ошибки человеческие выправит.”

В другой главе Мухтар Ганиевич вспоминает разговор с Шарафом Рашидовичем на колхозном полевом стане. Недовольной делами некоторых руководителей целинных районов, он говорил: Эх Мухтаржон, вы знаете мы с вами в городе ежедневно поливаем на себя по шестьсот литров чистой воды. А они попадут в баню за неделю хотя бы раз, один Аллах знает. В городе у себя в квартире повернул кран, идёт горячая вода, повернул другой, холодная.

В многодетных семьях, кишлаках, посёлках матери, чтобы приготовить семье завтрак в четыре утра начинают доить коров, взбивают масло, носят воду. Чтобы быть с хлебом, на заре пекут в тандырах лепёшки. Что же, за это мы должны их наказывать? Во многих семьях не знают, что такое простыни, пододеяльники. Во дворах нет газа, на гузапае готовят еду, кипятят воду на костре для чая. За это мы должны их наказывать? В городе есть театры, кино, выставки, библиотеки, парки, а им куда пойти. За это мы должны их наказывать?

Жители этих целинных районов переехали сюда из живописных, предгорных зон Кашкадарьи, Самарканда. Все они земляки, родственники. Они бросили свои родные кишлаки, родину отцов и матерей и приехали за счастьем в жаркую степь. Эти два руководителя района держат их здесь, откровенно, красивыми обещаниями светлого будущего. Стоит нам снять этих руководителей с должностей, наши целинники соберут свои пожитки и вернутся в зелёные предгорья Шахрисябза, Яккабага, Китаба. За это мы должны их ругать, увольнять с работы? В целинных совхозах не хватает рабочих рук. Здесь на одном гектаре земли работают один-два человека.

Мы сейчас должны добрым словом, поощрениями, помощью в работе привязать их к новым местам. И очень важно здесь не подорвать авторитет их районных лидеров. Им нужно показать их недостатки, помочь исправить их ошибки, поправить, в конце концов, всыпать на бюро обкома, на заседании ЦК.  Но на местах, среди земляков, родственников, если нет твёрдого решения снять с должности, можно только пожурить. Много тонкостей, Мухтаржон, условностей в нашей жизни. Говорят, “Рашидов все решит”. Неправда! Не все он может решить. За каждым решением стоят судьбы людей. Наказания, жестокость, оскорбления вызывают обратную реакцию — ненависть, отвращение, протест. Иногда и я чувствую себя беспомощным, в потоке проблем, что подбрасывает нам жзнь”.

Видите сколько боли и сострадания в этих словах Рашидова за судьбы простых людей. Ко всем он относился с отеческой заботой. Не руганью, а воспитанием и наставлением. В этом его великодушие, милосердие и человеколюбие. В каждом таком эпизоде проявляется высокая себестоимость, цена его нравственных поступков. Люди, видя эту его заботу отвечают ему той же любовью, готовые трудиться не за страх перед ним, а исключительно с чуством благодарности и уважения, которое они испытывали к этому великому Человеку. Не в этом ли один из составляющих феномена Рашидова?

Его поэтический дар, мироощущение, глубина внутреннего мира его души, позволяли ему по-особому смотреть на события, происходящие в жизни. Истинные поэты, писатели по своей сути являются бунтарями против произвола власти и несправедливости. Поэтому Рашидову было гораздо легче чувствовать чаяния людей, быть их защитником, снимая всякое копившееся напряжение между властью и обществом.

Руководители Союза чувствовали потенциал его интеллекта, этого скромного человека, всегда выделяли его из числа его коллег. Я думаю, поэтому Шараф Рашидович был всегда востребован для участия в международных конференциях, межгосударственных переговорах.  Достаточно сказать о его участии в переговорах при разрешении карибского кризиса 1962 года, участие в переговорах во время противостояния Индии и Пакистана, закончившиеся подписанием мирного договора в Ташкенте и другие. Его международная деятельность получила высокую оценку руководства Союза. 

Представителям центральной власти и в голову не могли прийти соображения о необходимости проведения международной Конференции в Ташкенте писателей Азии и Африки, в которой приняли участие 204 литератора из 37 стран Азии и Африки, и гости из стран Европы, Америки и Австралии. И у меня нет ни малейшего сомнения в том, что эта идея проведения конференции могла родиться в светлой голове Шарафа Рашидовича, писателя, интернационалиста, величайшего гуманиста своего времени. Шараф Рашидович был автором идеи проведения международных кинофестивалей стран Азии Африки и Латинской Америки, международной Исламской Конференции и других. Он понимал, что проведение таких мероприятий не только помогает общению с лучшими представителями культур зарубежных стран, сближает народы мира, но и показывает всему миру достижения Узбекистана, выводя республику на мировую орбиту международных отношений.   

Не случайно эти конференции проходили в Ташкенте. Политбюро ЦК КПСС понимало, что поэт, писатель Рашидов проведет эти конгрессы на уровне достойном Советского Союза. Такие идеи не рождались у руководителей среднеазиатских республик. Не умаляя их достоинств просто хочется подчеркнуть уровень Шарафа Рашидовича, всегда выделявшегося из ряда своих коллег. Не в этом ли проявляется ещё одна грань феномена Рашидова?

После ухода из жизни Шарафа Рашидовича во времена Горбачёва целая республика её трудолюбивый народ был оболган, и унижен в глазах всей страны. Лучшие его представители, подверглись репрессиям. Были оклеветаны, подло опорочены и оскорблены в застенках тюремных изоляторов. Глумлением, надругательством над личностью, были попраны элементарные человеческие права членов их семей. И вся эта клевета освещалась на информационных просторах Союза. Сегодня ещё живы люди, верившие этим сплетням и слухам выдаваемые за реальность происходящих событий, которые неосведомлённый читатель и слушатель принимал на веру.

Нас людей, знающих о тех несправедливостях, до сих пор коробит от негодования за те грязные наветы и издевательства, обрушенные на нашу республику. Хотелось бы создать художественные многосерийные сериалы об этих гнусных событиях прошедшей эпохи. Опираясь на единичные случаи нарушения законности отдельными преступниками, в застенках КГБ подвергались пыткам и издевательствам тысячи и тысячи ни в чём не повинных людей.

Были унижены и оскорблены лучшие люди республики, посвятившие свои годы служению стране и ее идеалам. Это необходимо сделать в память о всех честных сыновьях и дочерях нашей страны, которых постигла эта трагедия. Эти фильмы не для нашего народа. Наш народ и так прекрасно осознает какая это была мерзость “гдляновщина””ивановщина””лигачёвщина”. Эти фильмы обязательно нужно вывести на экраны центральных каналов России, для того чтобы поколение людей, которое на просторах СНГ было обмануто чудовищной ложью,  познало правду и были сняты грязные обвинения с лица нашей республики, вычеркнуты все наветы из сознания этих обманутых людей советской страны. Когда страшная гидра “гдлян””иванов” и другие нелюди в погонах замахнулись на своих  Кремлёвских создателей, были состряпаны  уголовные дела против кандидатов и членов Политбюро ЦК КПСС Лигачёва, Гришина, Романова, Соломенцева. И только тогда, когда беззаконие коснулось их лично, пришло осознание центральной властью, масштабы чудовищных преступлений, творившихся на узбекской земле.      

Конечно, если бы Шараф Рашидович был жив, он не допустил бы издевательства над своим народом. Он до последнего дыхания служил своей родине. В книге “ Моя правда о Шарафе Рашидове” Мухтар Ганиев сравнивает героического Данко из сказок старухи Изергиль Максима Горького с Рашидовым. Помните, когда многострадальный народ Данко, блуждая во тьме непроходимых болот в поисках выхода, сострадающий людям Данко вырвал из груди своё пылающее сердце и огнём его осветил людям дорогу из тьмы. Но на выходе к заре, обессиленный Данко упал, и кто-то, проходя рядом, подло раздавил горящее сердце Героя, и оно мелкими, яркими искрами разлетелось по предрассветному небу, из последних сил озаряя небесный свод священным, сердечным огнём Данко.

              Как это похоже на судьбу Рашидова!

Шараф Рашидович, до последней секунды своей жизни излучал свет, до последнего дыхания отдал энергию своей души на благо народа. Таким он навсегда останется в памяти и сердце своего народа. Сегодня пришло новое поколение, продолжающее его дело, следуя дорогой проложенной этим великим сыном узбекского народа. 

Ташкент 23.01.2021 год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Человеческое достоинство и конституционные гарантии их реализации

Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства...

Больше похожих статей