back to top
6.5 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Волшебная лампа Лоуренса

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Волшебная лампа Лоуренса

Часть 2
Начало:
https://nuz.uz/kolumnisty/12909-volshebnaya-lampa-lourensa.html

Мак-Магон пишет Хиджасскому шейху Хусейну доверительное письмо, которое заключает словами: «В доказательство нашего доверия и благодарности посылаю вам с вашим доверенным 20000 серебром».
В заданиях, которые получает французский коллега Лоуренса Пико из Парижа, говорится: «Будете платить деньги дезертирам за повреждение железнодорожных путей. Пленникам, которые встанут на нашу сторону, раздайте оружие и патроны. Организуйте из них группы, которые будут постоянно тревожить нашего неприятеля. Если вы будете иметь доносителей, состоящих в тесной связи с арабами, то сможете руководить ими и направлять их действия.В конечном счете вы сможете создать совет из разных племенных вождей и руководить ими».
Теперь движение арабских народов за свободу могло «начаться», его нити были в нужных руках. Самой сильной британской пружиной, которая могла бы приводить в движение весь арабский полуостров, был Т.Э. Лоуренс, в 1915 году – поручик, через год – капитан, а вскоре – полковник разведывательной службы.
С марта 1915 года, когда Лоуренс предстал перед полковником Хогартом в Генеральном штабе в Каире, он начал долгие разведывательные поездки от одного арабскому племени к другому. И всюду на языке пророка он призывал к джихаду – священной войне – против турок. При этом он упорно искал человека, который мог бы чисто символически встать во главе войск и охотно исполнял бы инструкции из Лондона, передаваемые через Лоуренса.
Кто ищет, тот находит. Выбор Лоуренса пал на одного из четырех сыновей шейха Хусейна – принца Фейсала. Для этой роли тот обладал всеми необходимыми качествами: был малодушен, труслив, честолюбив, как и его отец. Они с отцом хорошо понимали друг друга и быстро сблизились с Лоуренсом.
Шейх Хусейн, важное лицо в Мекке и Медине, не устоял наконец перед золотом, оружием и посулами стать королем всех арабов. Он предал своих оттоманских покровителей. Так началось в июне 1916 года арабское восстание против турок.
Турки тотчас выдвинули против Хусейна до зубов вооруженный карательный корпус. Напуганный владыка, храбрый лишь со слабым противником, кинулся просить своих покровителей о помощи. «В противном случае, – сообщал он, – я окажусь под крепостными стенами святой Мекки… Погибну я и все мои люди до последнего бойца».
В конце июня 1916 года в Джиду прибывают английские военные корабли. Они нагружены оружием, снарядами и главное – новыми золотыми монетами для Хусейна.
Среди представителей британского военного командования, которые под обжигающим полуденным солнцем сошли на берег, был и Т.Э. Лоуренс. Ему были поручены особые задачи. Через несколько дней он отправлялся в дорогу с охранной грамотой шейха Хусейна. Ехал он через пустынные районы верхом на верблюде в место расположения главного штаба принца Фейсала в оазисе Вади Сафра.
«Как тебе нравится Вади Сафра? – спросил Фейсал гостя в присутствии собравшихся шейхов, которые рассматривали молодого британского офицера с любопытством и подозрительностью. «Здесь хорошо, – ответил Лоуренс и, подражая арабской манере, добавил: – Но отсюда далековато до Дамаска».
Фейсал понял.
«Благодарение Всемогущему… Турки ближе, чем Дамаск».
Ситуация, в которой оказалось правоверное войско Фейсала, состоящее из восьми тысяч всадников, была далеко не блестящей. Принц получает массу оружия, боеприпасов и продовольствия, более тридцати тысяч золотых монет ежемесячно… Но всего этого не хватает. Большое количество добра и денег исчезает уже в дороге, в бездонных карманах меньших шейхов, подшейхов, советников и изменников, которые раньше брали взятки у турок, сегодня – у англичан… Берут у одних, у других, раздавая под залог арабские земли и самих арабов… Лоуренс сразу понял, что если бы Фейсала постигла большая неудача, от священной войны остался бы лишь пустой звук. По настоянию Лоуренса принц приобретает батарею беглого огня для боевых действий в горах, а также минометы, приглашает английских инструкторов.
Фейсал выражает своему другу благодарность, одевает его в белоснежные шелковые одежды и делает своим любимцем. Аль-Лоуренсу – так его теперь называют – оказываются всяческие знаки внимания.
Первым успехом в карьере Лоуренса-«советника» было ночное нападение на порт Ямбу, при котором были использованы прожекторы английских торговых судов. Небольшой турецкий гарнизон был так ослеплен светом этих прожекторов, что почти без сопротивления сдался всадникам Фейсала.
После основательной и продуманной подготовки, опиравшейся на данные разведки, Лоуренс и Фейсал предпринимают поход на север – в Палестину и Сирию, где, согласно стратегическому плану, армия должна была соединиться с войском генерала Алленби и вытеснить османские соединения из района Хиджасской железной дороги, соединяющей Дамаск с Мединой.
Арабские соединения, управляемые советником Фейсала Аль-Лоуренсом, окружили порт Ведж, в нескольких местах разбили железнодорожное полотно, взорвали десятки мостов и 6 июля победно вступили в Акабу, большой порт на Красном море. Вскоре после этого Лоуренс, в форме майора генерального штаба, рядом с генералом Алленби, триумфально празднует победу в осажденном Иерусалиме.
Благодаря рассказам, которые «тихой почтой» не только передаются из уст в уста, но и приобретают романтическую окраску, Аль-Лоуренс становится легендарной личностью. Этому способствовало и то, что турки, после нападения всадников Аль-Лоуренса на поезд, в котором ехал высокий представитель Оттоманской империи, объявили за его голову фантастическую цену – двадцать тысяч золотых. Но в основном рекламу Лоуренс создал себе сам. Больше из пропагандистских соображений, а также из-за непреодолимой тяги к театральности он создал свою, особую гвардию телохранителей, которая сопровождала его повсюду. Гвардия Лоуренса быстро приобрела известность. Для этого было достаточно двух приказов: «Никого не щадить!» и «Кто принесет мне больше голов турок, будет особо отмечен». Гвардия состояла из девяноста тщательно вооруженных всадников, передвигающихся верхом на сильных, выносливых верблюдах. Лучшие двенадцать человек выполняли обязанности личной охраны Лоуренса. Все они были одеты по-дикарски пестро, вызывая удивление и страх. Только их вождь, Аль-Лоуренс, согласно определениям британской печати–«некоронованный король арабов» – всегда был одет во все белое. Очевидцы говорили о том впечатлении, которое вызывало зрелище «сотни Лоуренса»: пестро одетые всадники и их вождь в белоснежных одеждах…Правда, были и другие оценки. Английские солдаты, например, называли их головорезами.
Кульминационным моментом священной войны, во время которой полковник Лоуренс стоял во главе арабских войск, стало 1 октября 1918 года, когда он рядом с принцем Фейсалом проезжал по улицам завоеванного Дамаска. В этот же день генерал Алленби сообщил в Лондон, что историческая земля Палестины и Сирии «освобождена от турецкого господства»…
Тридцатилетний полковник «Интеллидженс сервис» Т.Э. Лоуренс был у цели. Он, правда, не был еще генералом, но грелся в лучах славы после похода через весь Аравийский полуостров.
Его имя повторял мир.
«Ваши заслуги не имеют равных, – сказал Лоуренсу генерал Алленби. – Могу ли я для вас что-нибудь сделать?».
«Я бы хотел вернуться в Лондон».

Окончилась Первая мировая война, но проблемы с нефтью на Среднем Востоке продолжались. «Сыскные псы» Британской империи трудились неустанно. В это время в Ираке началось восстание 150 тысяч вооруженных арабов. Это был ответ истинных владельцев волшебной лампы Аладдина на так называемый «нефтяной договор», заключенный в Сан-Ремо в феврале 1920 года. Согласно этому договору, западные страны поделили границы арабской земли на отдельные мандатные участки.
Это был также ответ на все лживые обещания Лоуренса и его хозяев о том, что бывшие подданные Оттоманской империи обретут наконец свободу.
В создавшейся антибританской атмосфере вновь активизировались агенты «Интеллидженс сервис». С помощью различных уверток и хитростей им удалось сколотить из продажных иранских политиков какой-то «общественный совет», который выдавался за некий зародыш парламента. В ноябре 1920 года тогдашний министр колоний Уинстон Черчилль посадил на трон Ирака лучшего друга полковника Лоуренса – эмира Фейсала.

…Через «нефтяную» область Багдада в Афганистан направляется караван. Но кто этот смуглолицый человек с равнодушным взглядом? Он нам знаком. Да, конечно, это он, «некоронованный король арабов», «принц из Дамаска», таинственный и легендарный Аль-Лоуренс, вездесущий герой британского шпионажа в арабском мире. Он в пути. Новое задание. Новая малая война во имя вящей славы Британской империи. Согласно старому лозунгу: «Кровь других – это наши деньги!».

Одна из легенд рассказывает, что полковник Лоуренс после 1918 года отошел от разведки, потому что британское правительство обмануло его арабских друзей, установив на их землях колониальное господство. Аль-Лоуренс, мол, не хотел предстать перед арабами предателем и изменником. Однако более убедительна иная версия, говорящая о том, что полковник Лоуренс знал уже в самом начале священной войны против турок ее намечаемый в Лондоне исход, и, конечно же, он не воевал за освобождение арабов. Он сражался за английскую колонию.
Но одного у него не отнимешь – этот человек, безусловно, поражал воображение. Он представал во многих ярких обличиях. Когда он писал свою знаменитую книгу «Семь столпов мудрости», то выступал в качестве доцента арабистики, планировал также новый перевод «Одиссеи» Гомера… О нем ходили невероятные слухи. Согласно одним, его видели в Южной Америке, согласно другим – в Сирии, где под именем шейха Уренса он организовывал восстание против французов. Все эти слухи были превосходным материалом для того, чтобы приписать Лоуренсу исключительную роль в судьбах арабского мира. Пресса в 1920-х годах писала: «Каждое появление полковника Лоуренса означает, что в какой-либо исламской стране началась новая британская интрига».
Чем больше легенд и историй возникало вокруг имени Лоуренса, тем успешнее он нес службу лучшего агента «Интеллидженс сервис». В 1928-1929 годах он организовал в Индии восстание против афганского хана Атануллы и на британские деньги возвел в Кабуле дворец своему приятелю Аль-Сааку. Более чем правдоподобно, что он приложил руку к организации басмаческих отрядов в Таджикистане.
Пораженные отвагой Лоуренса, великий драматург Бернард Шоу и его жена Шарлотта захотели познакомиться с ним. Знакомство это произошло в 1922 году, когда драматургу было 64, а Лоуренсу – 34 года. «Дамасский принц» приходил в дом четы Шоу, когда ему вздумается, а если уезжал, то писал длинные письма Шарлотте.

…Случилось это 18 мая 1935 года. По ухабистому деревенскому тракту близ Бовингтона мчался огромный могучий мотоцикл – любимый вид транспорта англичан. К рулю пригнулась небольшая, субтильная фигура мотоциклиста, с защитными очками на лице. Он был в форме летчика британских королевских воздушных сил. Внезапно на дорогу выезжает длинный черный лимузин. Пронзительный скрежет металла… мотоциклист слетает с сиденья и всем телом, плашмя падает на землю. Когда люди подбежали к нему, то увидели человека, лежащего в луже крови… Вскоре после того, как его доставили в больницу в Бовингтоне, он скончался.
Это вызвало сенсацию. Наиболее крупные лондонские газеты вышли специальным выпуском, где огромными буквами было дано: «Смерть полковника Лоуренса».
Что это – случайность? Самоубийство? Никто не знает, но в обществе ходят самые невероятные слухи. Репортеры гоняются за сенсациями, воскрешают старые легенды, придумывают новые…
Так окончил свой земной путь полковник Лоуренс, прозванный «дамасским принцем» и«некоронованным королем арабов»… Тот самый Лоуренс, которому британское правительство в 1920-х годах предлагало место губернатора Египта либо кресловице-короля Индии.Лоуренс, который всему этому предпочел скромный дом в Клоудхиллс, чтобы в тиши заняться переводом гомеровой «Одиссеи». Которого Бернард Шоу, подаривший ему злосчастный мотоцикл, считал неизлечимым лицедеем.
В 1962 году знаменитый английский режиссер Дэвид Лин снял большое эпическое кинополотно«Лоуренс Аравийский», посвященное жизни этого человека.Сценарий фильма основан на автобиографическом бестселлере Лоуренса «Семь столпов мудрости», а также на исторических исследованиях биографов британского агента, по сути, возглавившего партизанскую войну арабов против Оттоманской империи – так называемую «Войну в пустыне». Главную роль в этом фильме исполнил ПитерО\’Тул.
…Хоронили полковника Лоуренса с высочайшими воинскими почестями.В лондонском кафедральном соборе святого Павла был поставлен его бюст.
Со смертью этого человека словно была перевернута одна из очень значимых страниц истории британского колониализма. Однако битва за темную, кровью оплаченную жидкость еще долго, долго будет длиться.

Дилором Нурмухамедова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей