На днях в Доме кино «Ренессанс» состоялась ретроспектива работ известного режиссера Джасура Исхакова. Автор таких популярных фильмов, как «В стремнине бешенной реки» и «Прощай зелень лета», для нас, молодых он казался эдаким мудрым, убеленным сединами аксакалом. А каким он был на самом деле? Веселым, свободолюбивым, порой спонтанным… И совсем не аксакалом. Просто человеком.
Вот как вспоминает о нем его супруга, Режиссер радио, журналист Мастура Исхакова:
— Будущий кинорежиссёр, сценарист, писатель родился 16 марта 1947 года в семье Ильхома Исхакова и Хабибы Зияхановой. Родители нарекли его именем – Джасур, что означает «Смелый». Таким он и был.
Мастура Абдурахимовна рассказала, что, как и многие ташкентцы того времени, семья Исхаковых жила в большом общем многонациональном дворе возле парка Тельмана и Зоопарка, где обитали семьи разных национальностей — узбеки, татары, евреи, армяне, русские, греки. В выходные дни, в каникулы мальчишки и девчонки с утра до вечера гоняли мяч, играли в прятки, громко выясняли отношения, весело смеялись…
И вдруг затихали, усаживались во временной, на скоро сооружённой палатке и рассказывали страшные истории.
— Джасур был самый главный выдумщик, — смеется супруга режиссера, — в лицах, разными голосами говорил от имени импровизированных героев…
— В фильме «Прощай, зелень лета!..» по сценарию Джасура Исхакова, режиссёра Эльёра Ишмухамедова, великолепно показана атмосфера этого разноязычного двора, — добавляет Мастура-опа.
С детства маленький мальчишка вечерами с семьёй ходил гулять в любимый парк Тельмана. Взрослые устраивались в «Котлованчике», заказывали разливное пиво, изящно завёрнутый в газету солёный миндаль, а дети, получив свою порцию шипящих и хрустящих лакомств, бежали на детскую площадку. Повсюду слышались голоса на разных языках.
С наступлением темноты открывался Летний кинотеатр. Зрители устраивались на деревянных скамьях, а мальчишки карабкалась по толстым стволам деревьев и усаживалась на крышу широкой стены. На экране вспыхивали кадры из индийского фильма «Бродяга»… У многих на глазах выступали слёзы…
Эту пору детства, юношества, взросления Джасур очень тонко, с юмором, а где-то жёстко, с грустью, описал в сборнике рассказов «Сны о старом Ташкенте», каждый рассказ в котором — сценарий короткометражного фильма.
— Позже он говорил, что никогда не задумывался, будет студент 2-го курса Политехнического института архитектурного факультета Джасур писателем или не будет. Но именно в эти годы понял, что Его Величество – КИНО — смысл его жизни! – грустно добавляет Мастура Исхакова.
— Джасур любил своих героев! Да и в жизни для него не важно было какого статуса человек. Он мог найти тему разговора с любым. Каждый человек для него, как он сам повторял: «Космос»! – тут же вспоминает она.
Он сам нередко вспоминал: «Именно благодаря работе в кино, я объездил, исколесил, побывал в самых невероятных местах Узбекистана, где знакомился с разными людьми, которые затем становились героями моих рассказов, документальных или художественных фильмов».
И дальше супруга вспоминает:
— В год своего 70-тилетия в 2017 году Джасур издал первую книгу «Сны о старом Ташкенте», которая быстро разошлась. Поэт Бах Ахмедов в предисловии написал: «Автор буквально погружает нас в эти человеческие истории, мы видим живые картины, слышим голоса и даже интонации персонажей, и чуть ли не с первого «кадра» начинаем им сопереживать и симпатизировать. Вообще, умение сочувствовать своим героям, сострадание к людям, стремление не осуждать их, а понять глубинную мотивацию их поступков – это те качества, которые делают написанный текст не просто литературой, а чем-то большим, более общечеловеческим.»
Из воспоминаний писателя, поэта Раима Фархади: «Джасур не любил шумихи вокруг своего имени… Меня восхищало его умение видеть мир с кинематографической точностью, глазами ума и сердца! Он был весьма неординарной личностью, проявленной на ступенях рождения и формирования его как самобытного художника, творившего на великом русском языке, жившего в пёстрой многонациональной среде… Какая Музыка была, Какая Музыка играла!»
— Муж мог всю ночь напролёт сидеть на балконе и печатать на машинке, а позже уже на компьютере…, — говорит Мастура Исхакова. — А я в другом углу балкона строчила на швейной машинке очередной заказ. Как-то в полночь Эльсевар, дочь десяти лет, зашла на балкон и спросонья сказала: — «Папа печатает, мама шьёт, всё что нужно подошьёт». Вот так проходили наши ночи, когда рождались новые проекты, сценарии, рассказы…
— Для Джасура семья была на первом месте, — продолжаются воспоминания. — Каждое возвращение папы домой дети воспринимали как праздник! Он часто отсутствовал, то служба в армии, то учёба в Москве, беспрерывные съёмки, командировки в зарубежные страны… Но, он скучал по своей семье, жене, детям, друзьям, городу, его людям.
До сих пор жена вспоминает как, задумав отметить юбилей «Золотой свадьбы», Джасур Ильхамович решил сделать фильм о Ташкенте, своей семье с романтическим названием «Весны Ташкентской обаянье».
— Он как раз закончил писать последнюю книгу «Ночь жёлтой луны», многие главы которой надиктовал мне, и осуществил задуманное! – рассказывает она.
17 марта 2021 года в малом зале кинотеатра имени Навои собрались родные, друзья, коллеги. Приехали родственники из Новороссийска, Америки, Москвы. Эпиграфом фильма стали слова: «Всем, кто когда-то жил, кто живёт в настоящее время и тем, кому ещё предстоит жить в нашем удивительном городе Ташкенте посвящается этот фильм…Джасур, Мастура. Весна 2021 год.» — В этот день Джасур получил удостоверение о принятии его в Союз писателей Узбекистана, — с горечью добавляет Мастура-опа. — Позднее признание, но он услышал в свой адрес много искренних слов. Лицо светилось счастьем! Он признался, что счастлив, так как связал свою жизнь с литературой и кино, объехал с кинокамерой пол-Европы и всю нашу страну вдоль и поперёк.
Немного о творчестве последних дней:
— В последние годы Джасур тяжело болел. Самое ужасное было то, что он постепенно терял зрение, но продолжал работать. Устроившись на диване, закрыв глаза, он диктовал мне текст… Так были надиктованы многие главы из последней книги «Ночь жёлтой луны», изданной в начале 2021 года, при жизни автора. Остались не изданные пьесы, сценарии и незаконченные рассказы, такие как «Ксеня» и фантазийная история «Хромоножка Карррмен». Он оригинально обозначил свою фамилию наоборот Русадж Вокахси (ДЖАСУР ИСХАКОВ).
В последней истории «Хромоножка Карррмен» он впервые коснулся темы о птицах, тем более вороне. Но как это было по-человечески! Я слушала и живо представляла главную героиню с её проблемами, болью в лапках, её переживаниями о стае, о родителях.
« …Чаще всего сны бывают обрывочные, возникающие ниоткуда и пропадающие в самый интересный момент. И как бы ты не хотел продлить этот волшебный сон, он уже не возвращался. У уставшей, и слегка пьяной Карррмен, сон был глубокий и какие-то забытые образы вспыхивали на мгновение в её голове, сменялись другими».
«В какой-то момент она увидела живых ещё родителей, даже братьев, которых она не любила. Карррмен, хотела было спросить отца и мать: «Как же так, вы же уже умерли?» Но они только улыбнулись в ответ и рассеялись, как туман. И только мы с вами можем привести в порядок, восстановить и собрать воедино её рождение, её детство, её юность. Может, самую прекрасную пору жизни…».
Это один из отрывков, тех самых не законченных рассказов, которые как бы стали завершением творческого пути Джасура Исхакова…
— Мы с Джасуром прожили чуть больше 50-ти лет… Они пролетели как один день… Но в этом дне были радости, приключения, печали… И это всё отразилось в его творчестве, — завершает свои воспоминания супруга Джасура Исхакова, Мастура.
Второго декабря 2021 года Джасур Исхаков покинул этот мир, хотя ещё много хороших произведений мог бы подарить нам, читателям, зрителям, слушателям.
Но, именно таким, смелым и открытым останется в нашей памяти простой и очень смелый ташкентский парень Джасур.
Отрадно, что за последние шесть лет успели выйти несколько книг в разных издательствах Ташкента, Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Вены. За эти годы Джасур Исхаков стал обладателем Дипломов:
- Специальный Диплом «ВЫБОР ЖИВОГО СЛОВА»;
- 1-е место Международного Конкурса «Литературная Вена»;
- Специальный Диплом Ассоциации русскоговорящих авторов в Австралии и Новой Зеландии в 2011 году за рассказ «Восьмой раунд с Робертом Тейлором»;
- Диплом «22 июня» — За большой культурный вклад в работу над прославлением подвига Героев Великой Отечественной войны 1941–1945 годов за рассказы «Матрос с эсминца «Гремящий» и «Гроссмейстер» в 2018 году;
- В 2016 году рассказы Д. Исхакова «Дирижёр» и «Голубка» включены в сборник «Вальс в четыре руки» «Издательства АСТ» Санкт-Петербурга;
- В 2017 году в Ташкенте вышел в свет сборник рассказов «Сны о старом Ташкенте»;
- В 2019 году в Москве издан сборник с двумя повестями – «Асик или «Сны о старом Ташкенте» и «Короткое, как вздох, прощай…»;
- В 2020 году в альманахе «Российский колокол» — «Рождественская феерия» напечатан рассказ «Новогоднее такси»;
- В 2020 году в серии «Лондонская премия представляет писателя» изданы две книги «Голубка» и «Мотоциклист и ливень».
Писатель публиковался в периодических изданиях различных стран, в литературно-художественных журналах Узбекистана «Звезда Востока», России «Дружба народов», альманахах «Российский колокол», «Небожители подвала», а также в США, Австрии, Австралии и Южной Кореи.
По сценариям Джасура Исхакова было снято восемь художественных фильмов, а в других шести картинах он является автором сценария и режиссёром. В его списке более сорока документальных и десяти анимационных фильмов.
С Мастурой Исхаковой пообщалась Александра ФАЗИЛОВА.
На вставке Семья. 1983-84 годы.