back to top
10 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Возрождение добрых традиций джадидизма в «Новом Узбекистане». Окончание

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Часть 1, Часть 2

— Развитие СМИ

Джадиды занимались просвещением через издательскую деятельность. Они шли на большой риск, создавая новые газеты, публикуя остросоциальные статьи, выступали за создание независимых СМИ. Они писали о невежестве людей, в частности чиновников, о важности образования, регулирования обрядов и обычаев, в том числе и об уменьшении расходов на свадьбы, об отмене цензуры. Тот факт, что некоторые газеты публиковались на узбекском языке, говорит о борьбе джадидов за национальную идентичность.

Примечательно, что День печати в Узбекистане отмечается 27 июня, и именно в этот день в 1906 г. вышел первый номер газеты «Тараккий». Все это было невыгодно властям, издательские дома джадидов часто закрывались, но создавались новые – так они доносили свои мысли до населения. В XXI в., с развитием свободы слова и социальных сетей, выражать свое мнение и продвигать идеи стало намного проще. В Узбекистане ситуация со СМИ стала улучшаться с приходом Шавката Мирзиёева. Тем для освещения стало больше, в том числе стали писать о коррупции. Журналисты, освещавшие «закрытые» темы, были освобождены из мест заключения. Был открыт доступ к ряду СМИ, критиковавших узбекскую власть, в том числе к узбекской службе Би-Би-Си, «Голосу Америки» и «HumanRightsWatch», а в мировом индексе свободы слова позиции Узбекистана с каждым годом повышаются. Однако при этом у нас остается достаточно высокий уровень цензуры, существует и самоцензура, а независимых СМИ недостаточно.

— Театры

Появление и развитие культуры театра в Центральной Азии по европейскому образцу также стало заслугой именно джадидов. Первой постановкой театра нового типа считается написанная Бехбуди в 1911 г. драма «Падаркуш» («Отцеубийца»). Премьера состоялась в Самарканде в 1914 г. и произвела неожиданный эффект. Несмотря на простой сюжет и любительскую игру актеров, постановка понравилась зрителям, привыкшим к традиционным маскарабозам.

Сами джадиды для развития театров занимались всем, начиная с режиссуры и заканчивая гримом, а держалось все это лишь на их энтузиазме – они понимали, что делают это для обогащения культуры людей. Они вывешивали афиши, в день постановки с утра играли карнаи и сурнаи, а зрители прощали им все сюжетные и технические недочеты, постепенно вырабатывая эстетический вкус. Стали появляться все новые площадки, а один из самых известных театров, созданных джадидами в 1914 г., существует до сих пор – это Узбекский национальный академический драматический театр.

Джадидам сегодня явно не понравилось бы, что в современном Узбекистане поход в театр стал чем-то заурядным, скучным и устаревшим. В стране насчитывается 37 государственных и один независимый театр – «Ильхом», который недавно хотели закрыть владельцы соседнего отеля. Однако театр остается на своем историческом месте, что подтверждает тот факт, что многие не понимают ценности театрального искусства в целом.

Люди отстаивали сохранение театра, но их было мало. Большую роль в сохранении театра сыграла защита Саиды Мирзиёевой. Несмотря на то, что сейчас театры не очень популярны, они продолжают быть неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и повышать духовную составляющую людей. Именно поэтому, в частности, Бродвейский театр в Нью-Йорке или «Ла Скала» в Милане до сих пор не утратили свою всемирную популярность. В Республике Узбекистан вновь по заветам джадидов следует популяризировать театры и развивать театральную деятельность.

— Гендерное равенство

Джадиды были ярыми борцами за гендерное равенство и утверждали, например, что образование женщинам нужно не меньше, чем мужчинам. Учитывая, что сознание джадидов, несмотря на их осознанную европеизацию, было мусульманским, они боролись за права женщин, опираясь на религию. Они утверждали, что менять общество нужно с реформ в духовно-культурной и бытовой сферах, в том числе с изменения взглядов на место и роль женщины в жизни мусульманина. Джадиды сделали многое, чтобы женщин допустили в итоге до выборов в органы власти. Во времена СССР к женщинам стали относиться иначе: им дали право на образование, они начали занимать важные посты в правительстве, заниматься наукой.  Однако архаичное преставление о том, что «женщина – хранительница очага» сохранилось, а после обретения независимости стало вновь популярным.

В народе участились случаи многоженства, возникли гендерные дискриминации, в том числе появилось неравенство на рынке труда. Образование женщин стало менее важным, чем образование мужчин. Несмотря на то, что в Узбекистане существует законодательное равноправие, в реальности оно не всегда учитывается. Следует отметить, что за последние несколько лет в стране начали больше говорить о правах женщин, домашнем насилии, были приняты необходимые законы, например, закон о защите женщин от притеснения и насилия. Даже председателем Сената впервые стала женщина. Такая тенденция не может не радовать, но давление общества, к сожалению, сохраняется во многих ситуациях.

— Патриотизм

Народу Узбекистана сегодня не хватает любви к Родине, о которой не обязательно заявлять публично, писать стихи или песни. Достаточно делать что-либо, что потенциально может быть полезным для страны. Одним из видов патриотизма является «гражданский патриотизм», когда люди готовы пожертвовать своими интересами и даже жизнью за то, чтобы улучшить что-то в своей стране. Именно к этому и призывали джадиды: они продвигали идею национального возрождения. Сегодня это можно считать национализмом, но в наши дни, учитывая, что не надо бороться за независимость, они бы точно призывали к патриотизму.

Приведем в качестве примера американскую модель патриотизма. Она особенна тем, что для американцев патриотизм – это религия. Они верят в свою страну, в ее великое будущее и хотят сделать это будущее сами. У них есть вера в то, что любой их труд будет зачтен, государство защитит их права, а в итоге это принесет пользу обществу. В случае неудачи, они не перестают стремиться к американской мечте и верят, что каждый гражданин США может стать президентом страны. Пройдя по улицам американских городов, можно заметить практически на каждом доме национальный флаг, что наглядно подтверждает предыдущие слова, учитывая, что американцев никто специально не призывает это делать.

К сожалению, назвать «современных джадидов» Узбекистана не так уж и легко. Известна активная деятельность Азизы Умаровой, которая поднимает многие социальные вопросы «на самых верхах», а также Рауфа Салаходжаева, вошедшего в 2017 г. в список 100 лучших молодых экономистов мира. На принципах джадидизма создана и функционирует МННО BuyukKelajak. Данная инициатива в самом начале казалась весьма перспективной, и многие ожидали от этой организации бума новаторских идей, которые приведут к эффективным реформам. Однако к концу 2019 г. организацию одновременно покинул ряд экспертов, у одного из членов организации оказался поддельный диплом PhD, а аккаунт совета в «Фейсбуке» якобы был взломан – там появился пост, где глава экспертного совета обвинялся в ущемлении прав трудящихся. После всего этого появились сомнения в реальных перспективах данной организации.

Факт того, что отечественных прогрессистов катастрофически мало, возможно, говорит о том, что люди в Узбекистане еще недостаточно подготовлены к прогрессу, тем более с ориентиром на Европу. Сегодня, как и в прежние времена, когда любое подражание европейскому миру расценивалось как нечто запрещенное, а джадидов называли «слугами сатаны», у людей неправильное представление о так называемой «западной модели развития», а слова «как в Европе» часто вызывают мысли исключительно о «пропаганде» ЛГБТ.

Махмудходжа Бехбуди писал, что когда-то исламские философы сохранили для Европы Платона и Аристотеля и помогли им возродить античную традицию, а теперь пришло время перенять что-то и у них. Успешный зарубежный опыт можно адаптировать под наши реалии и менталитет, которые вследствие этого тоже будут меняться. Для изменения сознания людей не обязательно прибегать к революциям – нужно просто работать всем гражданским обществом на благо развития своей страны и набраться терпения, поскольку реализация многих идей требует времени. В частности, предстоит пройти длинный путь, прежде чем будут приняты соответствующие законы, которые максимально уменьшили бы процент дискриминации женщин в Узбекистане и лучше защищали бы их права. Время для того, чтобы отойти от идеологического сопротивления и активнее привлекать к развитию Узбекистана НКО, которые способны помочь государству в решении многих актуальных и сложных задач, включая борьбу с коррупцией и полноценное и всеобъемлющее обеспечение защиты прав человека и гражданина. Настало время для более серьезного отношения к нашей культуре, архитектуре, искусству и богатому духовному наследию. Важно обеспечить достоверность предоставляемой в СМИ информации, исключить манипуляции общественным сознанием. Следует как можно скорее, опираясь на принципы и идеи джадидизма, создать необходимые условия и внедрить общественный контроль, которые в совокупности привели бы к более качественной и ответственной работе чиновников на благо развития Узбекистана и его граждан.

Представляется, что современные сложности возрождения добрых традиций джадидизма в «Новом Узбекистане», которые во многом позволили бы решить накопившиеся в разных сферах общественной жизнедеятельности актуальные проблемы, описанные выше, обусловлены недостаточной степенью изученности джадидизма научно-экспертным сообществом Узбекистана. Ученые – историки, культурологи, этнографы, лингвисты, социологи, экономисты и иные специалисты – практически не работают с первоисточниками, что является серьезным упущением на пути обеспечения достоверности сохранения и преумножения великого наследия узбекского народа, включая традиции джадидизма. Сегодня важно проводить больше профильных научных исследований, конференций, круглых столов, дискуссионных клубов и т.д., чтобы гражданское общество объединилось в общем деле разработки и реализации концепции возрождения в стране идей джадидизма.

Исмат КУЧИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Национальный центр по правам человека провел на СОР29 сайд-ивент

В рамках COP29 в Баку Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека было организовано параллельное мероприятие в форме side...

Больше похожих статей