back to top
25.4 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

Возрождение добрых традиций джадидизма в «Новом Узбекистане». Часть 2

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

Часть 1

Лидером Туркестанских джадидов был Махмудходжа Бехбуди (1875 – 1919) – известный просветитель, один из идеологов и лидеров джадидизма, издатель и политик. Он был потомком тюркского шейха Ходжа Ахмеда Яссеви. В формировании мировоззрения Махмудходжи огромную роль сыграл основоположник движения джадидизма Исмаил Гаспринский. Махмудходжа Бехбуди был автором, в частности, «Мунтахаби жугрофияи умумий» — «Кискача умумий жугрофия» (1903), «Китоб-ул-атфол» — «Болалар учун китоб» (1904). В 1913 г. М. Бехбуди начал выпуск газеты «Самарканд». В своих произведениях он использовал термин тюркский язык как синоним узбекского языка. М. Бехбуди, как и другие джадиды, выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, за реформы политического устройства страны. Он боролся за введения в мусульманских школах нового метода обучения, ряда светских предметов. М. Бехбуди выступал за создание истории своей родины – Туркестана. Другим лидером туркестанских джадидов был Мунаввар Кары Абдурашидханов (1878 – 23.05.1931) – узбекский просветитель. Он стал основателем национально-просветительского движения джадидов и руководителем организации Шура-и-Ислам в Туркестане.

Костяк так называемого «Бухарского джадидизма» составляли выходцы из самой Бухарского эмирата, в основном представители интеллигенции, муллаваччи (ученики медресе, и недавно окончившие обучение в медресе), купцы и торговцы, а также ремесленники. В 1908 г. бухарскими джадидистами была создана организация «Бухорои Шариф ширкати», которая в основном занималась изданием, печатанием и продажей книг и учебников на территории Бухарского эмирата. Наиболее известными представителями бухарского джадидизма стали Абдурауф Фитрат, Файзулла Ходжаев, Усман Ходжаев, Абдулкадыр Мухитдинов, Муса Саиджанов. В г. Ташкенте печаталась джадидистская газета «Азия».

В отличие от бухарского джадидизма, хорезмский или хивинский джадидизм возник совершенно в других условиях, в начале XX в., когда на территории Хорезма существовало Хивинское ханство. Первая джадидская школа была открыта в Ургенче в 1904 году. Впоследствии, хорезмский джадидизм раскололся на два крыла. В так называемое правое крыло входили баи (богачи), промышленники, купцы и торговцы. Руководителем правого крыла являлся главный визирь (премьер-министр) Хивинского ханства в 1907–1913 гг. – Ислам-ходжа, известный своими либеральными взглядами. Правое крыло хорезмских джадидистов выступало за сохранение монархии в государстве, осуществление масштабных либеральных и общественно-политических реформ, создание и развитие промышленности в экономике ханства, а также за свободные рыночные отношения. Левое крыло объединило ремесленников, часть баев и купцов, а также разные слои хорезмцев, в том числе и бедняков. Главой левого крыла являлся кази-калян (главный шариатский судья) Бабаахун Салимов. Силами левого крыла была создана сеть мактабов (школ) с совершенно новым современным методом обучения, названная «Янги усул мактаби» (с узбекского языка буквально дословно переводится как «Школа нового метода»). Для создания этих школ им был организован специальный фонд под названием «Джамияти хайрия» («Общество благотворительности»). Первая такая школа была открыта в ноябре 1904 г.  У хорезмских джадидистов не было своего общего центра (у правого крыла центром являлась Хива), а также уставных документов вплоть до Первой мировой войны. После ее окончания, начала гражданской войны в Российской империи и развития общественно-политического кризиса в Хивинском ханстве, хорезмские джадидисты стали значительно более сплоченными.

Постепенно джадидизм перерос в национально-освободительное движение народов Центральной Азии. С приходом большевиков и просуществовавшей всего 72 дня Туркестанской автономии джадиды разделились на два лагеря – тех, кто присоединился к басмачеству, и тех, кто примкнул к большевикам. Однако во время сталинских репрессий многих из них признали неугодными советской власти и репрессировали. Позже их реабилитировали, а уже в независимом Узбекистане они стали гордостью народа.

В декабре 2023 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил на открытии международной конференции «Джадиды: национальное самосознание, идеи независимости и государственности». Он сказал: «Все мы знаем, что джадиды, выступившие с благородной идеей “Единство в языке, мыслях, действиях”, считали, что пробуждение народов и их освобождение от оков отсталости и невежества возможно лишь путем распространения знаний и просвещения, светского развития». Глава государства добавил, что джадиды открывали школы нового типа, театры, библиотеки, издательства. Для изменения мировоззрения и образа жизни общества они выпускали газеты и журналы, отправляли молодежь учиться в развитые государства. По мнению Шавката Мирзиёева, «наряду с этим они предприняли идеологические и практические шаги для последовательного кардинального реформирования государственного управления, судебно-правовой, финансовой, налоговой систем и земельных отношений. Одним словом, мобилизовали все силы и возможности для воплощения в жизнь идеи национального возрождения и прогресса». Однако, как отметил Президент Узбекистана, политический строй и условия того времени не позволили им достичь этих великих целей. Шавкат Мирзиёев полагает, что «наши сегодняшние реформы по построению в Новом Узбекистане справедливого, свободного и процветающего общества, благополучной жизни, истинно народного государства, где превыше всего – достоинство человека, его интересы, полностью созвучны благородным идеям и программам джадидов». Глава государства также заявил, что Узбекистан стремится увековечить память предков, для этого принимаются новые указы, ежегодно 31 августа отмечается День памяти жертв репрессий. Действуют Мемориальный комплекс и Общественный фонд «Шахидлар хотираси», Государственный музей памяти жертв репрессий и его территориальные отделения в Каракалпакстане и областях. Кроме того, в Бухаре будет открыт Музей истории джадидизма. Издаются научные и художественные произведения, многотомные книги памяти «Неизвестные страницы истории», «Жертвы репрессий», рассказывающие о том сложном периоде. Шавкат Мирзиёев сообщил, что «в последние годы Верховный суд Узбекистана реабилитировал свыше 1030 соотечественников – жертв репрессий тоталитарного режима, что стало еще одним шагом на пути к восстановлению исторической справедливости». Планируется создание в махаллях Уголков памяти жертв репрессий и Книг памяти махалли, ежегодная подготовка и издание сборников, посвященных жизни и деятельности не менее 100 жертв репрессий и джадидов. Президент Узбекистана уверен, что «сегодняшняя представительная конференция послужит всестороннему развитию нашего духовного мира, дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества, научных и культурных связей между народами и государствами».

Проблемы, которые джадиды хотели решить в том обществе полтора века назад, остаются актуальными до сих пор. В «Новом Узбекистане» они соответствуют стратегическим направлениям развития страны:

— Образование

Как отмечалось выше, главной целью джадиды называли высокий уровень образования людей. Для этого они старались открывать все больше школ «усулиджадид», что в переводе с арабского означает «новый метод». Они стремились сформировать у молодежи новое мировоззрение. Учитывая, что в медресе имектебах обычно преподавались только религиозные предметы, джадиды по европейскому образцу вводили светскую арифметику, географию и историю. Первая новометодная школа в регионе открылась в 1893 г. Джадиды были заинтересованы в образовании женщин, они выходили с инициативой совместного обучения мальчиков и девочек в школах. Бехбуди выражал мнение о необходимости сексуального воспитания – в том обществе предложить такую идею мог исключительно смелый и высококультурный человек.

Сегодня, согласно статье 41 Конституции и закону об образовании Республики Узбекистан, каждый имеет право на образование. Отсюда исходит уровень грамотности населения, почти по всем показателям равный 100 процентам. Спорить с официальной статистикой сложно, однако явные пробелы образования заметны всем. В частности, пандемия коронавируса, заставившая всех школьников и студентов отправиться на внеплановые каникулы и обучаться дистанционно, является доказательством неразвитого онлайн-образования.

О дистанционном образовании не задумывались как об одном из современных, а иногда и очень удобных методов обучения. Кроме того, из знаменитого видео все вновь убедились, что в Узбекистане чувствуется нехватка грамотных учителей. Проблема признается руководством страны, но пока не решена, несмотря на большие усилия повысить уровень качества национальной системы образования. Количество квот на поступление в вузы остается практически неизменным на протяжении 20 лет в отличие от числа желающих в эти вузы поступить. Отсюда и большое количество неформально занятых среди молодежи, и коррупция в системе образования. Можно продолжать этот список, но заметна тенденция обесценивания образования, и решить полностью эту проблему с каждым годом будет все сложнее.

Исмат КУЧИЕВ

Окончание следует

2 КОММЕНТАРИИ

  1. При всем разнообразии религиозных течений и того кого в них почитают, при этом адепты одной веры полагают, что их течение является истинным. При этом получается, что другие ошибаются или заблуждаются. Получается эти заблуждающиеся зря прожили свою жизнь и не могут претендовать на какие-то блага потом, а если вдруг могут, то постулаты каждого движения не верны. Это как в математике, доказательство от противного.
    И при этом напрашивается 1 вопрос.
    Люди ушедшие до появления монотеистических религий, их бессмертые души как утилизировались, неужели 100% в аду? И вопрос 2.
    В Судный день какое количество воскресших, ждущих этого момента, единовременно появится? Это невозможно представить. Они могут не поместиться на планете. Если за 2000 лет сменилось 100 поколений

  2. Неужели нельзя было написать нормальную статью, где есть аргументы и факты из истории ? Зачем народу знать , как будем мы вспоминать репресированных? Позорите страну не достаточным образованием….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Эксперты ЦА объединяют усилия в решении проблем реабилитации и реинтеграции граждан, возвращенных на родину из зон боевых конфликтов

26 июля специалисты, вовлеченные в проекты по реабилитации и реинтеграции граждан стран ЦА, возвращенных из зон боевых действий, приняли...

Больше похожих статей