back to top
3.2 C
Узбекистан
Суббота, 11 января, 2025

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Ялла». Наследство

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История 17

«Ялла» — безусловно, основоположники поп-музыки в Узбекистане. Так же как ведущие фолк-группы СССР «Ариэль» и «Песняры» музыканты ансамбля с самого начала обратились к мелодике народного фольклора и добились блестящего успеха. Мелодии «Яллы» буквально пропитаны пряной восточной экзотикой, придающей им неповторимое очарование. Они резко отличались от большинства песен советской эстрады, среди которых было немало красивых творений, но в творчестве «Яллы» традиции национального мелоса проявлялись наиболее ярко и органично. Красочные переливы песен ансамбля подобны полотнам многоцветной ткани хан-атлас. К сожалению, ее не увидишь сейчас в Ташкенте.

Обработка народной песни «Гайра»

Выдерживая с большим вкусом национальный колорит, «Ялла» звучала очень современно. Например, в обработке народной песни «Гайра-гайра» (альбом «Фалакнинг феъл-афъоли» (1991) реально слышны масштабные пинкфлойдовские интонации. Они стали фоном для песни весьма фривольного содержания, где пылкий любовник срывает поцелуй с губ своей возлюбленной, лежащей в постели со своим мужем. Вот ее текст (приводится с минимальной правкой) по работе Леонида Юсупова «Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады» (1991):

«Гайра-Гайра»

— Я ходил в эту ночь к возлюбленной, шел осторожно, тихонько,

Покоится она в нежном сне, положил я руку на нее легонько.

Вздрогнув, она спросила: «Кто ты?

Муж мой лежит со мной…

Если проснется, тебя убьет, и меня не оставит живой».

Сказал я: «Буду жертвой твоей, дай поцелуй ради жизни моей»,

«Ладно, дам ради жертвы твоей, только без шума, тихонько».

Сказал я: «Дай еще один поцелуй», сказала она: «Бесстыдник, какой!,

Уходи, откуда пришел, но уходи тихонько»

На фото сидят: Фарух Закиров, итальянская поп-звезда Пупо, Стоят Мансур Ташматов, переводчица с итальянского Гульнара Шарипова, Виктор Логай-продюсер. Фото из архива Виктора Логая

«Ялла» была образована как коллектив широкого направления, ее музыка адресовалась не только молодежи, но и представителям старшего поколения, именно «Ялле» удалось возродить многие забытые народные мелодии и, талантливо переработав их, донести до нового слушателя. Ансамбль прекрасным образом доказал, что характерная для восточного мелоса полиритмия роднит его с рок-музыкой, облегченной версией которой можно назвать стиль ВИА.

Лирическая «Карусель». Красивая мелодия, простые слова и глубокое содержание. В съемке с «Яллой» участвует Татьяна Чибунидзе, популярная певица конца 1980-х гг. Здесь ей 16 лет.

— Мимо, мимо вдаль несутся
Наши дни и чьи-то лица
Хоть бы раз остановиться,
Оглянуться, оглянуться!

Коллектив сумел доказать, что традиционное для Средней Азии одноголосие можно преобразовать в многоголосное пение. «Через исполнение русских песен, — писал в книге «Вокально-инструментальные ансамбли» В. К. Яшкин, — где наглядно демонстрировались способность узбекских музыкантов к многоголосому пению, тактично преодолевалась одноголосая певческая традиция. Одновременно музыкальному руководителю «Яллы»Евгению Ширяеву удалось привить и музыкантам, и узбекским слушателям вкус к мышлению не только мелодическому («горизонтальному»), но и мышлению«вертикальному» — гармоническому». (М. Знание, 1980). Московский журналист был, однако, не в курсе, что во второй половине XX в. развитие многоголосия было характерно и для других жанров узбекской музыки. Мало того, как пишет в своей монографии «Музыка и педагогика» музыковед, профессор Рауф Кадыров, — еще в 1930-е гг. «народный музыкант,.. композитор Тохтасын Джалилов в работе в работе с хоровыми коллективами Ташкентского музыкального театра с успехом опробовал некоторые формы… остинатно-ритмического многоголосия».

«Мустафа», песня из фильма «Это любовь», очень популярная в Европе в начале 1960-х гг., В том числе и в ГДР. Я впервые услышал ее подростком на немецком языке в далекие 60-годы. Было очень ностальгично неожиданно найти ее в Сети в исполнении «Яллы»!

Музыканты «Яллы» всегда стремились уйти от концертов как чередования песенных номеров и видели перспективу в создании «Театра песни» со своей философией, что неоднократно продемонстрировали в своих программах, приглашая лучших режиссеров СССР. В этом они были уникальным коллективом в масштабах всего Советского Союза, где участие ВИА и рок-групп в театральных постановках, конечно, случалось, например «Поющие гитары» в рок-опере «Орфей и Эвридика» или «Аракс» в «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Но их роль сводилось в основном к аккомпанементу, тогда как «Ялла» раз за разом создавала театрализованные программы, где именно музыканты были действующими лицами. По этим программам сегодня отслеживается биография коллектива.

Фарух Закиров и звезда азербайджанской эстрада Полад Бюль Бюль оглы, затем посол Азербайджана в России. Фото из архива Виктора Логая

Фарух Закиров говорил тогда: «В республике необходим центр эстрады. Вспомним 60-е годы. Сколько прекрасных музыкантов воспитал Государственный эстрадный оркестр Узбекистана. Но оркестр должен быть составной частью более широкого музыкального объединения, в которое входили бы артисты других жанров. Например, эстрадныйбалет.Я вижу это как своеобразный музыкальный дом с множеством открытых дверей, хорошо видный и известный всем». Нельзя сказать, что такой дом оказался построен, но сделано для этого было многое и творческих побед одержано немало.

«У «Яллы» никогда не было жесткой жанровой направленности, строгого определенного стиля,рассказывал Фарух Закиров в 2008 г. в интервью Интернет-ресурсу Uzreport.Мы не пытались вписаться в… музыкальную моду, диктуемую временем. Боялись порой использовать… принятые всеми приемы, дабы не исказить смысл стихов. Главное – через хорошую музыку передать красоту и характер авторских слов. Очень важно в современном мире петь о любви, счастье, весне, о самом нормальном и человеческом».

Еще одна версия песни Płoną góry, płoną lasy польской группы «Червоны гитары» в исполнении «Яллы» на узбекском языке под названием «Olis, Olis»

Музыканты ансамбля в большинство песен искусно вплетали (и продолжают это делать) в современный «саунд» звучание узбекских народных инструментов, таких как рубаб, дойра, тар… Грамотное, уважительное использование интонационно-ритмических мотивов узбекского фольклора послужило большому успеху таких известных произведений, как «Песенка Насреддина», «Маджнунтол» («Плакучая ива»), «Бойчечак» («Подснежник»), «Яллама ёрим», «Это любовь»/«Последняя поэма», «Сияй, Ташкент», «Шахрисябз», «Канатоходец»/«Бака, бака банг», «Лицо возлюбленной моей», «Позовет меня дорога», «Чайхана», «Голубые купола Самарканда»… Многие произведения были созданы на стихи народного писателя УзССР Тураба Тулы.

Одним из хитов группы стала песня «Без любимых глаз» на стихи ташкентского поэта Петра Сулоева. Во вступлении здесь звучит греческий народный инструмент бузуки (собрат гитары типа мандолины).

За время существования вокально-инструментальной  группы «Яллы» в ее исполнении прозвучали более двухсот песен.

Татарская песня «Бэхеттэ-Шатлыкта» (Н. Ялларова, Н. Шаймарданов, в вольном переводе «Счастья и радости!»), пожалуй, самая танцевальная в репертуаре «Яллы». Как говорится, танцуют все!

Александр ПОПОВ

Автор благодарит за помощь Виктора Логая, продюсера «Яллы»

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Безналичная оплата в автобусах: только плюсы?

С 1 января 2025 года в автобусах Ташкента больше не принимаются наличные. Причины перехода на безналичную оплату и различные...

Больше похожих статей