Об этом глава государства говорил на совещание по вопросам реформирования системы дорожного хозяйства.
За последние 6 лет ассигнования на строительство и ремонт в нашей стране увеличились в 3 раза. Для предприятий в системе Комитета по автомобильным дорогам закуплено более 2 тысяч единиц спецтехники. За счет этого было построено и отремонтировано 65 тысяч километров дорог.
В прошлом году стартовал проект «Менинг йулим» и внедрена система строительства и ремонта внутренних дорог на основе предложений населения. В одном только текущем году на внутренние дороги в 470 махаллях было выделено 410 миллиардов сумов. Результаты работы по улучшению дорог затронули 3,6 миллиона человек.
В целом в 3 тысячах махаллей дороги впервые были заасфальтированы, а грунтовые дороги в 2 тысячах махаллей покрыты гравием.
Однако в сфере существует ряд системных проблем. Одним из основных недостатков является низкое качество строящихся дорог. Новые дороги быстро деградируют и требуют ремонта.
Нуждаются в совершенствовании стандарты проектирования дорог. Для всех типов дорог, независимо от размера или климатических условий регионов, применяется один шаблонный проект. Не учитывается придорожная инфраструктура, в результате большинство объектов торговли и сервиса размещается беспорядочно.
Еще одна причина низкого качества дорог – слабый дорожный контроль. Нынешние требования к дорогам вынуждают технических инспекторов тратить большую часть времени на изучение документов подрядчика, а не на проверку качества дорог. В дорожном строительстве наблюдается нехватка квалифицированных кадров, умеющих управлять современной техникой.
Из-за отсутствия автоматизированной системы мониторинга дорог нет объективных данных о нагрузке на дороги. По дорогам передвигается автотранспорт, превышающий допустимую осевую нагрузку.
Глава государства, в частности, поддержал предложение о переходе от ресурсного метода к объемному методу в дорожном строительстве. Отмечено также важность внедрения стандартов Международной федерации инженеров-консультантов, предполагающий осуществление контроля за всеми процессами в дорожном строительстве и за конечным качеством сертифицированными инженерами.
Определено, что впредь бюджетные средства на строительство и ремонт внутренних дорог будут выделяться только в рамках программы «Менинг йулим».
В. Новиков