back to top
1.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 января, 2025

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Путешествие Синдбада-морехода» в Ташкентском мюзик-холле

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История пятнадцатая. Первое отделение. Мюзикл по мотивам сказок

Еще в 1965 г. Батыр Закиров начал «пробивать» в дирекции Узгосэстрады и Министерстве культуры идею создания в республике нового коллектива в жанре «мюзик-холл». Помимо заманчивых творческих задач, в этом был еще и организационный мотив. Певец надеялся, что солидный, многочисленный состав уже нельзя будет заставить выступать в небольших неприспособленных залах на 200-300 зрителей, как это происходило с Государственным эстрадным оркестром Узбекистана. Руководство, вроде, не возражало, но, чтобы «пробить» проект понадобилось семь лет. Творческая жизнь коллектива продлилась шесть лет.  И за эти годы о Ташкентском мюзик-холле не было снято ни одного фильма, не сохранилось фонограмм, почти нет фотографий. Поэтому в этом выпуске, к сожалению, нет видеосюжетов.

Батыр Закиров видел мюзик-холл не только как большой, роскошный, гастролирующий по крупным площадкам коллектив. Он мечтал о творческой лаборатории, где была бы студия, в которой готовили и эстрадный балет, и артистов разговорного жанра, и музыкантов. То есть студия по типу ансамбля Игоря Моисеева. Закиров надеялся, что сможет добиться для мюзик-холла статуса Государственного и вместе с этим статусом появятся штаты, репетиционное помещение, жилье для участников…

Переходным этапом к созданию мюзик-холла стал ансамбль «Мелодия» («Наво»), который Батыр Закиров, уже в звании народного артиста УзССР, организовал в 1969 г. О нем он упоминает в своем дневнике. То есть такое название прозвучало на узбекской сцене задолго до того, как в 1977 г. в Узбекистане появился ставший очень популярным другой ансамбль с таким же именем.

Выступая на сцене и создавая мюзик-холл, Батыр Каримович подготовил сценарий, структуру программы будущего мюзикла, блестяще продемонстрировал не только свой художественный талант, но и проявил себя как грамотный администратор.

Официальное решение о создании мюзик-холла было принято в 1972 г. Получивший приглашение в новый коллектив эстрадный оркестр Узбекистана, насчитывал тогда всего 9 человек и представлял фактически расширенный ВИА. Были приняты срочные меры по пополнению состава до 17 человек. Вокальную группу образовали Луиза, Батыр и Науфаль Закировы, Эсон Кандов, Юнус Тураев, юная Наташа Нурмухамедова и Эльер Ибрагимов. Общая численность мюзик-холла превышала 70 участников, доходя иногда до 100 человек. Первоначальные вложения в его создание составили примерно 170 тыс. руб.

В качестве основной сюжетной линии прорисовывался музыкальный спектакль на восточную тему… В основу сценария легла идея мюзикла по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Первыми авторами стали московские эстрадные драматурги Геннадий Рябкин и Михаил Гиндин. В Ташкент в качестве музыкального руководителя и автора музыки был приглашен ленинградский композитор и аранжировщик Анатолий Кальварский. С ним тесно работали композиторы Тофик Бабаев из Азербайджана и ташкентцы Энмарк Салихов, Эдуард Каландаров, Владимир Силин…

Тофик Бабаев на слова ташкентского поэта Александра Файнберга (в будущем Народного поэта Узбекистана) написал песню Синдбада «Дуй, ветер, в парус тугой». Она, с четким ритмом и запоминающейся мелодией, стала лейтмотивом спектакля и символом Ташкентского мюзик-холла. Файнберг написал тексты и к некоторым другим номерам мюзикла.

Александр Файнберг (02.11.1939 – 14.10.2009).

Сценаристом и постановщиком в начале проекта был Батыр Закиров. Потом к нему подключились москвичи Марк Захаров и Александр Ширвиндт. Впоследствии они были определены как авторы сценария в афише.

Художником по костюмам и декорациям был приглашен Георгий Юнгвальд-Хилькевич, позже известный кинорежиссер. Костюмы получились очень удачные «благодаря тому,как вспоминает Луиза Закирова, — что он все списал у Бакста, объясняя это тем, что лучше он не сможет, а хуже не надо». Некоторые костюмы были созданы по эскизам Батыра Закирова.

Можно сказать, что создателями ташкентского мюзик-холла были «четыре мушкетера»: Батыр Закиров и его друзья — Марк Захаров, Александр Ширвиндт и Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Ширвиндт остался за кадром, возможно, как автор фото: Фото: 7 дней.ру

Состав участников мюзик-холла периодически менялся. Например, было несколько балетмейстеров: ленинградец Николай Маркарянц, работавший тогда по приглашению в театре им. А. Навои и москвич Юлий Взоров из ансамбля Игоря Моисеева. Позднее к ним присоединился Тахир Дусметов, главный балетмейстер Самаркандского театра оперы и балета. Над спектаклем работали около года. Из подготовленного материала можно было сделать 10 программ.

5 июня 1973 г. эстрадный спектакль Ташкентского Мюзик-холла, — который стал четвертым в СССР театром такого типа после Москвы, Ленинграда и Киева, — «1973-е Путешествие Синдбада-Морехода» был принят комиссией Министерства культуры УзССР и представителем ЦК КП Узбекистана на уровне третьего секретаря.

Теперь можно было показать его публике.

Александр Попов

Конец первого отделения

Автор благодарит экс-солистку Ташкентского мюзик-холла Наталью Нурмухамедову за помощь при подготовке материала.

Продолжение следует

На заставке: Труппа ташкентского мюзик-холла на фоне памятника Садриддину Айни, основоположнику таджикской советской литературы и одному из зачинателей узбекской советской литературы. В центре опознан Владимир Лапин (русский драматический театр им. М. Горького), исполнявший в программе мюзикл-холла роль Хана, правее него, при галстуке — Батыр Закиров. Фото из архива Натальи Нурмухамедовой.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Уточнение. На фотографии-заставке труппа ташкентского мюзик-холла в Семипалатинске на фоне памятника Абаю Кунанбаеву, выдающемуся казахскому поэту и музыканту, основоположнику казахской письменной литературы. А не на фоне памятника Садриддину Айни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Батыр Закиров and Фрэнк Синатра: в ожидании премьеры

                                                                                                                                                                                                          В зале Ташкентского Дома Музыки полным ходом идут репетиции музыкального спектакля "БАТЫР ЗАКИРОВ AND ФРЭНК СИНАТРА", премьера которого назначена...

Больше похожих статей