Рост международной незаконной торговли табачными изделиями не обошел стороной и Узбекистан. Согласно экспертным исследованиям, за последние 2 года рынок нелегального табака в Узбекистане вырос более чем в 3 раза. В мае 2023 года доля нелегальной табачной продукции составила 23,1%.
С ноября 2012 года вступил в силу Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Он является вехой в укреплении глобальных действий против табака и новым правовым актом общественного здравоохранения. Целью этого международного документа является ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями за счет пакета мер, которые должны быть предприняты странами в сотрудничестве друг с другом: это глобальное решение для глобальной проблемы.
Протокол насчитывает 64 Стороны, однако, несмотря на существенный рост рынка контрабандных сигарет, Узбекистан в их число не входит.
Вместе с этим только в 2023 году, в апреле и мае, в Узбекистане были приняты два Закона, призванные защитить население страны от несертифицированных, контрафактных и контрабандных товаров, а также ограничить распространение и употребление алкогольной и табачной продукции. Это Закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» и Закон «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение населения качественными потребительскими товарами».
Оба документа установили зоны ответственности для реализации мер по борьбе с контрафактом и контрабандой для ряда министерств и ведомств – Министерства экономики и финансов, Министерства юстиции, Государственного таможенного комитета, Министерства внутренних дел, Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей и других ведомств и организаций.
Законом «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» ряд полномочий возложен и на Министерство здравоохранения Узбекистана. В их числе:
— реализация мер по распространению среди населения, прежде всего лиц, не достигших двадцати одного года, информации о вреде употребления алкогольной и табачной продукции;
— мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на ограничение распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;
— проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий употребления алкогольной и табачной продукции, способов профилактики, диагностики и лечения алкогольной или никотиновой зависимости, санитарно-эпидемиологических исследований масштабов употребления алкогольной и табачной продукции и другие меры.
Документ вступил в силу 24 мая текущего года, однако за прошедшие 3 месяца не наблюдается активности со стороны Министерства здравоохранения в отношении вышеуказанных пунктов. В то время, как другие ответственные органы, в частности, Государственный таможенный комитет, проводит активную работу по своему направлению, и регулярно задерживает на границе крупные партии контрафактных сигарет, Министерство здравоохранения, ответственное за здоровье и жизнь граждан, бездействует.
В ведомство был отправлен журналистский запрос с вопросами о практической реализации мер, которые Министерству здравоохранения поручено реализовать согласно Закону. Ответа на обращение на момент публикации материала не поступило.