back to top
2 C
Узбекистан
Понедельник, 13 января, 2025

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Звезда Альберта Малахова

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться
История тринадцатая 

Очень много сделал за годы активной деятельности на эстраде Узбекистана талантливый музыкант, композитор, пианист и скрипач Альберт Малахов. Его звезда сияла на музыкальном небосклоне Узбекистана всего около десяти лет. Выдающийся музыкант покинул этот мир 8 декабря 1969 г.  Рак желудка.

Альберт Малахов (19.04.1936 — 08.12.1989). Фото: commus.uz

Сведений об Альберте Малахове в источниках не очень мало, по сравнению с его огромным творческим вкладом в развитие музыкальной эстрады республики. Единственной обнаруженной автором фотографией стал любительский снимок на сайте Союза композиторов и бастакоров Узбекистана. С большим трудом благодаря пожелавшей остаться инкогнито, под инициалами “Р. С.”, был обнаружен фрагмент видеозаписи выступления Луизы Закировой, где оркестром дирижирует Альберт Малахов.

Поет Луиза Закирова. Оркестром дирижирует Альберт Малахов. Источник: «Ташкентская ретроспектива» 

Малахов начинал в 1956 г. скрипачом в оркестре Русского драматического театра им. А. М. Горького. В 1959 г. закончил Ташкентскую консерваторию по классу Б. Б. Надеждина (сочинение) и А. Ф. Козловского (по инструментовке и дирижированию) и был назначен концертмейстером, и дирижером оркестра Государственного театра эстрады. Год преподавал в консерватории. Играл в эстрадном оркестре под руководством А. Брима.

Когда Анатолий Кролл уехал из Ташкента, Альберт Малахов в 1963 г. возглавил  эстрадный оркестр Узбекистан и проработал с ним до 1968 г. Это время по мнению многих оказалось очень плодотворным для крупнейшего музыкального коллектива республики, который в конце 1960-х гг. много гастролировал по СССР.

Как рассказывал хорошо известный певец Эсон Кандов, «деятельность Малахова осталась в истории этого эстрадного коллектива одной из самых ярких страниц его творческой истории. Он создал программу, посвященную 40-летию образования УзССР. Написал много интереснейших и оригинальных композиций – «Звёздная дойра», «Чёрные глаза», «Танец хлопка» и другие, имевшие на концертах триумфальный успех».

Зал театра им. Я. Свердлова. Удобный, с хорошей акустикой. К тому же историческое здание, построенное в 1913 г. на месте цирка Шапито. Но его служебных помещений для размещения здесь после ташкентского землетрясения коллектива Государственного оркестра Узбекистана было недостаточно.

В Ташкенте Альберт Малахов был очень популярен. Его безусловно можно назвать одним из основателей эстрадного искусства Узбекистана. При Малахове в программе эстрадного оркестра Узбекистана появилась инструментальная джазовая классика. Но надо сказать, что появление тогда в репертуаре оркестра наиболее интересных, серьезных произведений связано не только с богатыми потенциальными возможностями Малахова, но и с изменением общественной обстановки. Ослабление в 1960-х гг. массированного давления на сферу искусства раскрепостило творческие силы музыкантов. Благодаря Альберту Малахову джазовые сочинения, до того звучавшие чаще на репетициях или в узком кругу, стали входить в программу оркестра. Он первым среди композиторов Узбекистана стал создавать джазовые номера на национальном материале. И это блестяще ему удавалось. Наиболее яркими образцами узбекского джаза стали уже упомянутые инструментальные пьесы «Шодлик» и «Звездная дойра». Кульминационным моментом последней было виртуозное соло дойриста Мирджалила Мирхаликова под аккомпанемент эстрадного оркестра — при этом состязались дойра и европейская ударная установка, за которой сидел талантливый барабанщик Пулат Мордухаев, в будущем отец Наргизы Закировой.

Основным музыкальным материалом оркестра тогда стали произведения композиторов Икрама Акбарова и Хайри Изамова. Знаменитой тогда стала песня Акбарова «Баргдай конади окшом» в исполнении Эсона Кандова. Новые произведения появились у Луизы Закировой: узбекская «Кара копкарлар» («Черные чертенята») на музыку Изамова, японская «Коницва аккотян» («Здравствуй, малыш»), индонезийская «Река Соло» — в блестящей оркестровке Малахова с искусно выписанными струнными… Позже появился еще один японский номер – танец «Золотые рыбки» в исполнении М. Абдуллаева. Чисто узбекским репертуаром оркестр не ограничивался. Восток был не только советский, но и зарубежный.

Благодаря творческому союзу Альберта Малахова и Батыра Закирова в эстраде Узбекистана появился квартет. Произошло это благодаря блестящей аранжировке песни «Кизма Нигор» Икрама Акбарова, которую Малахова сделал по просьбе Батыра. О подробностях этого эпизода становления эстрады Узбекистана рассказывает Мастура Исхакова в статье «Батыр Закиров. Соловей узбекской эстрады»[1]: «Узбекское песнопение по своей природе моноголосное, в нем никогда не было хорового пения. И вот на узбекской эстраде впервые появилась песня И. Акбарова «Кизма нигор» в исполнении женского вокального квартета. Это был пока маленький, хрупкий шажок в освоении нового жанра. Во время прогона, на сцене при появлении четырех девушек в экстравагантных по тому времени костюмах, в глазах начальства появился ужас. Песню практически они уже не слушали. Выступление вызвал такой ажиотаж и волнение, словно девушки вышли на сцену голышом. И этот номер, на который творческий коллектив возлагал большие надежды, комиссия зарубила». Номер зарубили, но квартет в узбекской песне остался! Тем более, что к тому времени на сцене стали появляться ВИА и рок-группы, где превалировала именно такая форма выступления. Да и для джаза квартет давно был привычным форматом. Джаз постепенно укреплялся на узбекской эстрадной сцене, а в апреле 1968 г. в Ташкенте прошел Первый фестиваль джазовой музыки.

Малахов писал симфонии, оратории, фортепианные концерты, вокально-симфонические и вокально-инструментальные циклы, эстрадные миниатюры, песни, романсы, музыку к спектаклям и кинофильмам, делал аранжировки к песням узбекских авторов (например, «Айт» К. Кенжаева).

Некоторые композиции эстрадного оркестра Узбекистана тех лет были записаны в Кремлевском Дворце съездов главным тонмейстером В. Бабушкиным.

Науфаль Закиров исполняет песню «Айт» («Скажи»), которая в своих интонациях в полной мере соответствует международным музыкальным тенденциям того времени.    

В своих произведениях Малахов умело и очень тактично использовал такие новые технические приемы, как музыкальный коллаж (использование в своих работах фрагментов из произведений других авторов, что очень характерно, например, для рок-музыки), алеаторика (как бы планируемая импровизация во фрагментах музыкальной композиции) и додекафония (особый способ построения произведения, когда равноправно используются все 12 тонов октавы, нет таких понятий как «красиво», «некрасиво», «благозвучно», «неблагозвучно» и приемлемым считается, в принципе любое звукосочетание).

Малахов много делал для Узбекфильма: музыка к таким известным фильмам как «Ташкент–город хлебный» и «Где ты, моя Зульфия?», киноленты «Плюс единица», «Трамвай», «Парень и девушка», «Он был не один», «Самарканд-2500». Солидное портфолио. Он писал не просто параллельный изображению аккомпанемент, но умело «наполнял» кадр иллюстративной музыкой. Малахова постоянно приглашали на радио.

При Альберте Малахове Государственный эстрадный оркестр Узбекистана стал серьезной организацией, способной решать крупные коммерческие задачи, получать максимальные проценты прибыли без дополнительных вложений! Оркестр колесил по стране. Постоянные гастроли выматывали, отчего росла текучесть. Был такой год, когда при штатном составе оркестра в 36 человек через него прошло 92 музыканта.

Между тем, материально-техническое положение оркестра с каждым годом ухудшалось. Техническая база, заложенная в момент образования оркестра, не получая дополнительных средств на восстановление, становилась все бедней. Реквизит еще каким-то образом удавалось изготовить и обновить, но полученные еще в 1959 г. инструменты «заигрывались до дыр» и надежды на получение новых были мизерны.

Но до землетрясения 1966 г. УзГосЭстрада находилась все-таки в пристойных условиях. Наличие «крыши» над головой давало ей сильнейший импульс для творчества. В Театре эстрады на проспекте Навои у каждого коллектива была комната, где хранилось его имущество, были репетиционные помещения. Регулярно велась работа с концертмейстерами, и солист мог прийти и порепетировать, чтобы выйти на коллектив и продолжить работу, а не начинать с нуля. Были склады, где хранился реквизит, помещения для профкома, парткома, комитета комсомола, был красный уголок… В общем, инфраструктура. Но после землетрясения под предлогом аварийности Театр у Эстрады отобрали и предоставили взамен с оговорками концертный зал им. Свердлова. Несмотря на большие размеры концертной площадки, для организационно-творческой работы он оказался малопригоден.

После смерти Альберта Малахова на место руководителя оркестра снова временно заступил Евгений Живаев. Затем его ненадолго сменил Евгений Ширяев…

Памятную статью, написанную к 80-летию Альберта Малахова его другом, ташкентским композитором Ф. Яновым-Яновским, можно прочитать на сайте Культура.уз[2].

Александр Попов

Продолжение следует

На заставке: Театр им. Я. Свердлова в Ташкенте (1965 г.) был центром эстрадной культуры Узбекистана. Здесь в 1966 г., после того как закрылся Театр эстрады, разместились его коллектив, включая Государственный эстрадный оркестр Узбекистана. Фото: mytashkent.uz


[1] Сайт proza.ru

[2] html https://kultura.uz/view_8_r_6855.html)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таксистам и отечественным автоперевозчикам даётся карт-бланш

Президент Шавкат Мирзиёев 11 января ознакомился с презентацией по мерам дальнейшего развития транспортно-логистической системы. За последние семь лет парк отечественных...

Больше похожих статей