Согласно исследованиям Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ), были определены наиболее привлекательные товары регионального экспорта на немецкий рынок.
В исследовании использованы критерии выявления конкурентных преимуществ и территориальной диверсификации экспорта с применением индексов RCA (Revealed comparative advantage) и HHI (Herfindahl–Hirschman index).
По результатам исследования наиболее привлекательными товарами, обладающими конкурентными преимуществами экспорта (RCA ≥ 1,000) на рынке Германии определены текстильные изделия (16,6% в 2022 г.), одежда (15,7%), химические удобрения (12,6%), овощи и фрукты (7,2%), цветные металлы (6,9%), неорганические химические вещества (3,1%).
Для справки: Германия является новым осваиваемым рынком для Узбекистана. За 2018-2022 годы экспорт узбекских товаров возрос в более 1,7 раза и в 2022 году составил 88,9 млн.долл США (0,5% общего объема экспорта страны).
Оценка территориально-товарной структуры позволила выявить следующие особенности регионального экспорта по вышеуказанным товарам:
Динамичный рост экспорта в Бухарской, Кашкадарьинской, андижанской, Джизакской, Ташкентской областях (2018-2022 годы) был достигнут за счет расширения производственных мощностей пищевых продуктов и промышленных товаров. При этом ведущими регионами-экспортерами местных товаров на немецкий рынок являются Ташкент, Наманганская, Ташкентская, Джизакская, Ферганская области (более ½ части товаров, экспортируемых в Германию).
В группу с относительной территориальной диверсификацией экспорта (индекс концентрации экспорта – ECI => 0) включены текстильная пряжа, ткани, готовые изделия (0,371), одежда (0,454), овощи и фрукты (0,387): регионы-экспортеры текстильной продукции (Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ферганская, Хорезмская области) и одежды (Андижанская, Бухарская, Наманганская, Самаркандская, Ташкентская области) характеризуются специализацией экономики на переработке хлопка-волокна на фоне предпринимательской активности населения.
Для справки: В 2021 году в Узбекистане внедрена система преференций GSP+, позволяющая экспортировать в страны Евросоюза 6200 разновидностей товаров без пошлин. В результате этого узбекский экспорт в ЕС возрос на 47,2% в 2022 году, Германию — на 23,1%, причем более 85% роста приходится на текстильную продукцию.
В группу с относительной концентрацией экспорта (ECI => 1) отнесены цветные металлы (0,714), удобрения и неорганические химические вещества (1,000). Наличие и использование минерально-сырьевых ресурсов на фоне развитого крупного бизнеса предопределили Ташкентскую области и г.Ташкент основными экспортерами данных товаров.
В целом, перспективы поиска дополнительных возможностей укрепления позиций регионов Узбекистана на немецком рынке связаны:
➖ с диверсификацией производства и поиском путей экспорторасширения текстильной продукции (Наманганская, Самаркандская, Ташкентская), одежды (Сырдарьинская, Ферганская области), включения местной продукции в глобальное цепочки создания добавленной стоимости;
➖ с расширением экспорта электрических машин, аппаратов и приборов, дорожных принадлежностей и сумок, кожаных изделий, имеющих широкий спрос в странах ЕС (Андижанская, Наманганская, Ташкентская, Ферганская области, г.Ташкент);
➖ освоением экспортоориентированной продукции фармацевтической продукции на базе организации двухстороннего сотрудничества и размещения совместных узбекско-немецких предприятий в фармацевтических зонах (к примеру, Заамин-фарм Джизакской, Касансай-фарм Наманганской, Сырдарья-фарм Сырдарьинской областей).
Для регионов целесообразным является стимулирование привлечение иностранных инвестиций в перспективные средне- и высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью, в том числе IT-технологии, микробиологию, селекционирование и пр.