На основании Постановления Президента Республики Узбекистан о музеях от 27 мая 2022 года в Узбекистане был объявлен творческий конкурс на создание памятника выдающемуся человеку — Игорю Витальевичу Савицкому, основателю Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени Савицкого в Нукусе.
Конкурс близится к завершению. Общественность волнуют его результаты.
Наш корреспондент встретился с председателем секции искусствоведов Творческого Союза художников Узбекистана, куратором выставки «Город —среда обитания. Скульптура» Эльмирой Ахмедовой, чтобы узнать мнение искусствоведа о проектах памятника, которые представлены для открытого просмотра в Академии художеств Узбекистана.
– Эльмира Рахимовна, осенью мне довелось увидеть в выставочном зале «Академия» несколько макетов памятника Савицкому. С тех пор прошло немало времени. Много ли заявок? Какими были критерии отбора проектов на конкурс?
– Как понимаю, задача перед конкурсной комиссией стоит непростая. Проект должен предложить уникальное художественно-архитектурное решение, отвечать высоким эстетическим требованиям и иметь ясный художественный замысел. В конкурсе, насколько известно, участвуют 15 скульпторов. Их работы не раз экспонировались на выставках. Некоторые представили более одного макета, поэтому в завершающем этапе конкурса рассматривается 20 проектов.
– Вы хорошо знакомы с с кругом отечественных скульпторов. Кто мог участвовать в конкурсе на создание памятника И.В. Савицкому?
– В творческом конкурсе на лучший эскизный проект памятника Савицкому могли участвовать скульпторы с опытом в области монументального искусства и современного градостроительства.
Это действительно опытные мастера. Замечу, памятник по эскизу победителя конкурса планируется установить в Нукусе в 2023 году. Композицию следует органично вписать в концепцию комплекса Государственного художественного музея имени И. В. Савицкого. Это может быть площадь перед музеем или иное место в музейном комплексе, которое задумал автор для установки памятника. Потому на конкурсной выставке представлены и архитектурные проекты на планшетах, я их внимательно посмотрела.
– Сроки конкурса на памятник Савицкому завершены. Кто определит его судьбу?
– Победителя, как принято, определит рабочая комиссия. В неё входят представители Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, директор нукусского музея, известные художники и скульпторы.
Макеты памятника Игорю Савицкому выставлены в здании Академии художеств на третьем этаже, они доступны для просмотра во все рабочие дни, и свое мнение о проектах может вынести каждый желающий.
Хочу отметить, в последние несколько лет мы живем в потоке всевозможных конкурсов. Скульпторы уже не успевают осмыслить, понять, вжиться в образ той личности, над памятником которому они будут работать. Случается, они создают по несколько памятников в год. Не отсюда ли сырые, безликие, скучные, не запоминающиеся как в художественном, так и в познавательном плане памятники? Скульпторы перестали участвовать в выставках, как говорится, «творят от конкурса к конкурсу». Это не лучшее для творческой среды.
– Но конкурс на создание памятника Савицкому — долгожданное и неординарное событие. Идея установки монумента памяти легендарному создателю уникального музея высказывалась неоднократно.
– Да, и когда конкурс на создание памятника Савицкому объявила Академия художеств Узбекистана, это вселило надежду на создание именно высокохудожественного произведения! Постановление об установке памятника Савицкому Игорю Витальевичу в Нукусе было объявлено 15 августа 2022 года. Представить проект нужно было уже в октябре. Это менее двух месяцев! Потому время для работы над столь серьезным проектом продлили ещё на два месяца.
– Активного обсуждения работ как-то не наблюдалось…
– После завершения сроков подачи заявки прошло несколько месяцев. Видела в СМИ лишь одну публикацию. Пока не известно, когда комиссия примет итоговое решение.
Конечно, скульпторы могли бы представить свои работы в социальных сетях, как это сделал заслуженный деятель искусств Дамир Рузыбаев. Или использовать это время для работы над проектом. Это не нарушает условий и правил конкурса. Дамир Рузыбаев показал свой эскиз проекта памятника в аккаунте на Фейсбуке. Публикация вызвала интерес, обсуждение…
– Открытое обсуждение помогло бы комиссии и авторам?
– Я искренне убеждена, что для таких знаковых объектов открытый конкурс – лучший формат. Наметилась тенденция: конкурсы проводить для галочки, а далее отдавать работу «своим».
После публикации Дамира Рузыбаева я решила ознакомиться со всеми представленными проектами, которые выставлены в Академии художеств. Что я увидела? Банальные, стандартные фигуры. Некоторые откровенно БЕЗобразны. Мне даже показалось, где-то проявилось даже глумление над образом героя памятника. Я смело могу об этом говорить, никого из участников конкурса не обидев. Проекты не подписаны, все они под номерами. Имена художников, как принято, до оглашения о решении жюри, не разглашаются.
– Что именно вас поразило?
– В целом проекты лишены новизны, свежести. Они не оригинальны. Неудачна и экспозиция — в коридоре 3 этажа, на каких-то случайных подставках, на подоконнике…
По условиям конкурса «скульптура должна иметь уникальное художественно-архитектурное решение, высокую эстетическую востребованность и состоятельность художественного замысла». А сам эскиз должен основываться не только на портрете-бюсте, а шире — быть художественно-творческой интерпретацией образа. Отмечу, что этот последний пункт и стал камнем преткновения для участников конкурса. В частности, основное мое замечание к представленным на конкурс эскизам состоит в том, что авторы слишком тривиально подошли к решению образа Игоря Витальевича Савицкого. Я даже не говорю о портретном сходстве. Конечно же, сегодня зритель ожидает современного подхода к создаваемым творениям. Как я уже отметила, инициатива исходила от Академии художеств республики, и, на мой взгляд, решающее слово должно быть за деятелями культуры и общественностью.
– На днях в Ташкенте был официально открыт памятник Святителю Луке. Вижу обсуждение общественностью этой работы известного скульптора Зураба Церетели. Но важна и оценка специалистов.
– В последнее время стало обычным делом открывать памятники, которые не становятся событием в нашей культурной жизни. Памятник медику и общественному деятелю Св. Луке – событие. И памятник Савицкому должен стать именно Событием!
Я уверена, что общество нуждается в обсуждении интересных произведений. Тем более, памятников, которые носят общественный, исторический характер и создаются на века. Но, как показывает реальность, и памятники сносят, переносят, складируют… Таких случаев предостаточно, к сожалению. Надеюсь, с памятником Игорю Витальевичу Савицкому такого не произойдёт.
К сожалению, никакой информационной работы, обсуждения, дискуссий, связанных с памятником не вижу. Широкое народное голосование помогло бы Комиссии отобрать несколько эскизов, которые затем уже оценило бы жюри. Это не только облегчит работу комиссии, но в какой-то мере придаст объективность процессу.
– Наверное, конкурсные проекты обсуждаются хотя бы в кулуарах?
– Я провела для себя небольшой блиц-опрос. Задала вопрос художникам, коллегам-искусствоведам, другим творческим собратьям: знают ли они о проходящем конкурсе, видели ли представленные проекты. Ответы не порадовали…
Интересно мнение общественности о ситуации в целом, о конкурсах, проводимых у нас в стране, о памятнике легендарной личности — Савицкому Игорю Витальевичу.
– Благодарим вас за беседу, она затронула немало актуальных тем.
Просим читателей высказать своё неравнодушное мнение о конкурсе. Проекты представлены в Академии художеств Узбекистана.
Беседовала Тамара Санаева.
Фото Эльмиры Ахмедовой.