Алексеева В.С., доктор философии по социологическим наукам, поясняет почему важно закрепление в конституционных нормах обязательства государства за создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта.
В недавно опубликованном для общественного обсуждения проекте конституционного закона включена статья 42, которая закрепляет обязанность государства создавать условия для развития физической культуры и спорта, духовного и нравственного воспитания детей и молодежи. На мой взгляд, очень своевременно и актуально, так как внимание к вопросам здоровья государства косвенно отражается и вопросе развития физической культуры и спорта, даже можно сказать в необходимости уровня вовлеченности населения в массовый спорт.
Глобальные процессы, сопровождаемые цифровизацией серьезно изменили наш образ жизни – с одной стороны можно наблюдать как стремительно меняется образ жизни, с другой стороны есть и негативная сторона прогресса. Повсеместное проникновение в нашу жизнь цифровых технологий сопровождается и снижением физической активности людей. И это затрагивает абсолютно любую категорию людей – дети все больше времени проводят в гаджетах, взрослые предпочитают активности просмотр новостей в социальных сетях.
При этом общеизвестным фактом является наличие связи здоровья человека и физической активности, которая должна быть обязательным элементом здоровой жизни человека. Очевидно, что регулярные занятия спортом влияют не только на физическое состояние человека, но и на психологическое самочувствие. Тем не менее, в нашей стране наблюдается снижение физической активности населения и как следствие ухудшение здоровья населения.
Здоровье определяет качество жизни и важно обращать внимание, что спорт и физическая культура – это не только здоровый образ жизни, но и развитие выдержки и терпения. Поэтому необходимо активно вовлекать людей в занятия спортом и физической культурой. Это в свою очередь определяет ценностное отношение к своему здоровью, ведь физическая активность как элемент здорового образа жизни решает такие задачи как профилактика заболеваний, а все знают, всегда лечге предупредить болезнь, чем ее лечить.
Всемирная организация здравоохранения постоянно занимаясь изучением вопросов здоровья населения различных стран, приводит аргументы в пользу постоянных занятий физической культурой населения. Среди них – профилактика и лечение неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, рак и диабет, уменьшение симптомов депрессии и тревоги. Физическая активность способствует улучшению навыков мышления, обучения и критической оценки.у подрастающего поколения и в целом повышает общий уровень благополучия.
Обеспокоенность вызывают факты, которые приводит Вемирная организация здравохранения. К примеру, до 5 миллионов случаев смертей в года можно было бы предотвратить, если бы население мира было бы более активно физически. У людей, которые недостаточно активны физически и не занимаются спортов, риск смертности повышается на 20-30%. Эта информация – пища для размышлений и активный призыв к действию. Если мы не будем развивать физическую культуру и спорт в стране, если не обратить на эту проблему внимание сегодня, то завтра мы получим результат в виде увеличение количества больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, гиподинамию и другие последствия отсуствия физической активности в жизни населения.
Меры по развитию физической культуры и спорта определены в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. 67 цель данной стратегии так и звучит – увеличение количества граждан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом. В увеличении охвата занятиями физической культуры среди населения, а по предварительным расчетам это до 6 млн. граждан (42% из которых составляет подрастающее поколение), поможет создание условий в махаллях – будут построены многофункциональные спортивные площадки в 508 махаллях.
Отдельно стоит отметить, что в нынешнем году в Узбекистане на развитие спорта выделено 2,3 трлн сумов – это в пять раз больше, чем в 2017 году. За последние пять лет на спортивную сфера из бюджета направлено 4 трлн сумов. В республике ввели в эксплуатацию 118 крупных спортивных объектов и реконструировали еще 110 объектов. Меняются подходы к выявлению талантливых спортсменов среди молодежи и детей, растет оплата труда тренеров в спортивных школах и концепции развития спортивных школ.
В настоящее время регулирование отношений в данной сфере регулируются Законом “О физической культуре и спорте”, недавно подписанным Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан» и Концепцией развития физической культуры и спорта до 2025 года.
Нужно отметить, что законом “О физической культуре и спорте” предусмотрена реализация государственных программ развития физической культуры и спорта, но зона отвественности за столь важный участок социальной политики рассредоточена среди различных институтов. Следовательно, в сегодняшних реалиях интенсивных реформ, задача развития физической культуры и спорта, должна перейти напрямую к государству, как гаранту реализации и незыблемости начатых реформ в данном направлении.
Поэтому целесообразно включение нормы в Конституцию о том, что государство создает необходимые условия для развития физической культуры и спорта, что в будущем будет способствовать более щирокому привлечению граждан, особенно молодежи, женщин и детей, к занятиям физической культурой и спортом и послужит формированию у населения здорового образа жизни.
Автор: Алексеева В.С., доктор философии по социологическим наукам.