back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Али Хамраев: «Сегодня для меня, закончилась Вторая Отечественная…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Известному узбекскому режиссеру Али Иргашевича Хамраеву 19 мая 2021 года исполнилось 84 года. Редакция «Новостей Узбекистана» поздравляет Мастера кинематографии и желает новых творческих успехов.

«Я из Вязьмы еду в Москву. Завтра в Ташкент. Сегодня установили памятник отцу. Для меня, наконец, закончилась Вторая Отечественная… » — такое известие прислал за 10 дней до 76-й годовщины Дня Победы известный узбекский режиссёр Али Хамраев. И приложил фотографию.

В лесу под Вязьмой, где погиб в бою его отец, Али Иргашевич вместе с женой Гулей сажают белоснежные цветы вкруг только что установленного памятника.

Бронзовая каска, пробитая пулями, лежит на красной гранитной плите. Тонкое молодое лицо офицера смотрит с фотографии на стеле. Глубокий взгляд тёмных глаз … Оттуда, из рокового военного времени. И светлые, как и память об отце, строки на тёмном мраморе:

Хамраев Иргаш
1909 — 1942
Младший лейтенант
Актёр, кинодраматург

Они же повторены ниже на узбекском языке.

В лесу тихо. Лишь два негромких голоса да ветерок меж просыпающихся после зимней спячки деревьев. 79 лет стоят они почётным караулом над изголовьем лейтенанта Хамраева, чья жизнь безвременно и геройски прервалась в жестоком сражении всего лишь в 31 год вместе с жизнью погибших в бою однополчан.

Иргаш Хамраев родился в 1909 году в Риштане – местечке под Кокандом. Сын батрака, он мечтал учиться и сбежал из родительского дома. Мальчика, конечно же, на вокзале приметили довольно быстро и определили в детский дом в Коканде.

Мечта учиться привела затем Иргаша в Ферганский педагогический техникум. Учебный год ещё не начался, и гуляя с друзьями в Маргелане, юноша с нескрываемым интересом загляделся на киносъёмку. В тот день режиссер Наби Ганиев, снимал первые кадры фильма «Подъем», посвящённого индустриализации республики. Режиссёр сразу приметил паренька с выразительным взглядом антрацитовых глаз, велел переодеть его и поставил в кадр.
Так Иргаш Хамраев начал свой путь в кино — с яркого исполнения одной из главных ролей в картине Наби Ганиева.

Молодого актера, принятого на работу в Ташкентскую киностудию, послали учиться в Ленинградский техникум искусства сцены, где он, кроме актерского мастерства, получил образование кинодраматурга.

В 1933 году Иргаш Хамраев сыграл главную роль в фильме «Рамазан». В 1935-м — в фильме «Джигит». Его героев полюбили зрители, к актёру пришла популярность. Писал он и сценарии — к картинам «Джигит», «Кинжал Тагира», «Отцы», «Работник».
Отечественная кинематография в те годы только зарождалась, и вместе с Наби Ганиевым, Сулаймайном Ходжаевым, Камилем Ярматовым, Маликом Каюмовым и другими Иргаш Хамраев стоял у самых истоков узбекского национального киноискусства.

Годы были неспокойные — вторая половина 30-х была пропитана тревогой. Но любовь цветёт во все времена. Пришла она и к Иргашу. Избранницей стала украинка Анастасия Тарасич, и 19 мая 1937 года у молодой пары родился сын Али.

Спустя буквально пару месяцев, летом, на Ташкентской киностудии случился пожар. Актера Иргаша Хамраева необоснованно обвинили в поджоге и заговоре против советской власти. Пока разбирались, прошло два года.

Не найдя никаких доказательств вины, Иргаша выпустили. Он писал сценарии — но киностудия их больше не принимала. Не приглашали его и на съемки. Правда, удалось сняться в эпизоде фильма «Веселей нас нет» (1940 год), но он был запрещен руководителем республики Усманом Юсуповым — в картине актриса Шаходат Рахимова в финале целовалась с русским женихом.

И тут грянула война. Иргаш Хамраев был призван в действующую армию. Окончил Самаркандское кавалерийское военное училище, выпустился офицером.

— В июле 1941 года отец снялся в боевом киносборнике в роли солдата, которого мать провожает на войну, — рассказывает Али Хамраев. — Последняя съемка состоялась ночью. Рано утром с военным эшелоном он уехал на фронт… И не вернулся…

Эргаш Хамраев в эпизоде киносборника, снятого в июле 1941 года

Сохранились письма жене, оставшейся в Ташкенте с маленькими детьми. Вот строки, написанные 25 сентября 1941 года:
«Пришли фото (и Алика). …Насчет гонораров за сценарий «Конники»: меня не интересует этот вопрос. В эти дни я и вообще военные люди забыли цену рублю. Цена жизни наших детей, жен, отцов и матерей, а также честных друзей дороже всяких денег. Победим — и деньги, и золото, и слава — всё будет наше. Благодарен Маркиной (которая отдала тебе, жене фронтовика, свою часть гонорара), и многим командирам я рассказал о её поступке, и они тоже от души благодарят её. Раз вокруг тебя в тылу есть такие люди, можно нам спокойно воевать и, если надо, то так же спокойно умереть!»

В первую военную зиму, 15 февраля 1942 года, Иргаш Хамраев пал смертью храбрых в заснеженных полях под русским городом Вязьма.

Прошли годы. Подрос его первенец — сын Али. И заступил на смену отцу, сохранив в профессии отцовское горячее сердце и правдолюбие. Он стал известным советским и узбекским режиссёром и сценаристом, заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР, лауреатом всесоюзных и международных кинофестивалей, лауреатом Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы.

Занозой в сердце Али Иргашевича сидела боль, что не был на месте, где пал смертью храбрых отец. Шли годы. Гремели салюты Победы. Но для Али Хамраева они звучали не праздничным залпом, а боевой канонадой Великой Отечественной войны. Сын не оставлял надежды взять в руки горсть земли, политую отцовской кровью.
В 1973 году он найдёт место захоронения отца и напишет в письме матери:

«Здравствуй, дорогая мамочка!
Пишу тебе из Вязьмы. Три дня мотался с Адиком (сценарист Одельша Агишев, прим. автора) по Смоленской области, и вот, наконец, могу тебе сообщить, что точно установили мы теперь, где погиб и похоронен отец. Примерно в 30 км от Вязьмы, в 20 км от шоссе Москва-Минск находится большая деревня Старое Село. Там, в очень красивом месте, под высокими прямыми елями, среди кустов черемухи, рядом с рощей белых берез покоится прах отца вместе со множеством других погибших (около тысячи человек). Их всех перезахоронили сюда в 1958 году из окрестных деревень, в том числе из Чащёвки.

Тяжело и грустно было слышать в Чащёвке о феврале 1942 года. Там и сейчас, в мирное время, страшновато, а в войну было жутко, да еще тем, кто морозов и лесов никогда не видел. В деревне стоял медсанбат, в одной избе жили врачи, в другой была операционная, по другим избам лежали те, кто выжил, а кому не было места — везли в соседние деревни. Разговаривали с двумя старушками, которые возили раненых, и со стариком. Они также хоронили умерших от ран. Они рассказывали и плакали. Такие добрые старушки, всё приглашали, чтобы я тебя в мае привез к ним. По их рассказам, у них стояла дивизия, и она запомнила потому, что у нее взяли корову и взамен дали справку, что после войны вернут.

Дивизия вела бои за дорогу Москва-Минск, хотели её наши перерезать. И сами попали в окружение. Многие погибли. Было большое количество раненых, врачи Пилипенко, Абрамович, Чинчибадзе еле успевали с ними. Умерших от ран хоронили в окопе, вырыли ещё летом на берегу ручья Чермёнка (туда прятались раньше жители от бомбежки). Хоронили в спешке, в основном женщины и старик — дед Афоня. Говорят, что были разных национальностей, но никого по фамилиям они не знали. Потом, в 1958 году, все косточки собрали, положили в гробы и с воинскими почестями похоронили в братской могиле в Старом Селе {это ровно 5 км от Чащёвки). Все жители говорят, что два раза в году (в День Поминовения и в День Победы) они бывают на могиле, пьют водочку и молятся за упокой их душ.
Стоит там памятник — фигура солдата и рядом женщина с венком в руках. Мы с Адиком видели много могил, но эта, пожалуй, самая уютная и красивая. Адик говорит, что если есть тот свет или жива душа отца, то ему сейчас легче: сын вырос, стал человеком и нашел его могилу.

Выпили мы с Адиком, снял я на фото и братскую могилу, и Чащевку, и первое захоронение.
Ты, конечно, плачешь, но теперь должно сердце твое отдохнуть, потому что 31 год прошел, и правда об отце теперь известна, и лежат его кости в красивейших местах Смоленщины, и живут здесь очень хорошие люди, которые сами многое перенесли, родных потеряли и чтят память тех, кто полег у них в лесах.
Больше подробностей писать не буду, потом расскажу, да и сама приедешь — узнаешь
Целую тебя, мамочка. Береги себя. Не терзайся. Твой Алик.
«

В 2022 году исполнится 80 лет с той памятной битвы, в которой вместе с тысячей других солдат Красной Армии пал смертью храбрых младший лейтенант Иргаш Хамраев.
Имя его известно.
Подвиг — бессмертен.
И славный род Иргаша Хамраева достойно продолжают его потомки.

Тамара Санаева.
Фото из семейного архива Али Хамраева

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Трудно без волнения читать эту пронзительную статью Тамары Санаевой… Спасибо талантливой журналистке!..

    • Вечная память Вашему отцу-герою, многая лета Вам, благоденствия роду Хамраевых.

  2. Светлая память людям, прошедшим через огонь , снега, дожди… Людям отвоевашим наше мирное небо! Вечная память ……

  3. «Киройи ота, киройи фарзанд!
    Преклоняюсь перед подвигом Отца!
    Преклоняюсь перед достойным Сыном!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей