На протяжении 10 лет две сестры Таратун Анастасия и Валерия Юрьевны ищут справедливость, а вместе с тем и обещанное жилье. На протяжении 10 лет они обращаются во всем возможные инстанции, но ответ, как всегда, один. Редакция сайта Nuz.uz встретилась с сестрами, чтобы узнать и рассказать их историю.
Так все начиналось
В одном небольшом, но дружном доме, по адресу Ок Йул, 38 (ранее – первый проезд Першина) проживала семья Таратун, а именно: тетя Катя и тетя Надя, два брата — Николай и Юрий и их дети, которые с рождения были прописаны в этом доме: Валерия, Анастасия.
До рождения детей дом был небольшим: две главные и одна маленькая комната и самострой который тоже входил в план дома, всё общее 5 комнат.
В 2001 году на улице, где находился дом, начался слом. Сам дом не тронули, но полдвора забрали под расширение улицы (со стороны Тезиковки). Сейчас это Малая кольцевая дорога. Взамен добавили земли с другой стороны, согласно воспоминаниям девушек, меньше территории, чем было изъято изначально. Следующий слом начался 10 лет спустя, уже в 2011 году. Слом был связан с проведением трамвайной линии.
«Перепись делать пришли очень поздно ночью, председатель махаллинского комитета, военные. Помню, как все начали возмущаться. Записали всех, кто в этом доме живет. 2 февраля 2011 года начался слом. Все происходило очень быстро: свои вещи мы вытаскивали под ломающейся крышей. Всех начали спешно возить и показывать квартиры. Тетя с дочкой получили однокомнатную т.к. она замужем была, но муж был прописан в другом доме. Следом дядя получил однокомнатную квартиру. Потом получила родственница нашей тети, баба Вера. Просто ей негде было жить. И получил наш папа с мамой и два сына (два братишки) — они были несовершеннолетние. Поэтому им положено было с родителями получить жилье. Им дали трехкомнатную квартиру», — рассказывает Анастасия.
«Юра-ака, я тебе отвечаю твои девочки получат квартиру»
Подошла очередь получать квартиру сестрам. В 2008 году Анастасия и Валерия выходят замуж, периодически уезжая жить к свекровям, но при этом постоянно находятся вместе с детьми в доме.
«Как сейчас помню, папа залез на крышу и мешал сносить дом, он сказал: «я не дам его снести, пока вы моим дочерям жилье не дадите». Приехал сам хоким Мирабадского района и говорит: «спуститесь, Юра-ака, спуститесь, дадим!». Понимаете, он приехал тогда внезапно, никто не ждал его. Подъехала машина, он вышел и говорит ему: «Юра-ака, я тебе отвечаю, твои девочки получат квартиру. Все, сейчас повезут показывать. Пожалуйста, только дай сломать дом». Папа спустился. Буквально в считанные минуты привезли документы, и говорят: подписывайте. В документе значился отказ нам в жилой площади.
Как сейчас помню тот момент: у меня ребенок в ходунках еще ходил дома. Стиранные вещи висели на печке. Я ребенка еле успела вытащить из ходунков, потому что потолок обвалился. Они уже крышу снимали. Безобразие было ужасное», — вспоминает Анастасия.
Сотрудники хокимията отказали сестрам в имуществе на основании справки от махаллинского комитета, сославшись на то, что две сестры, выйдя замуж в 2008 году, два года не проживали в этом доме.
«Нас все соседи знают, мы проживали там. Мы там выросли, у нас друзья до сих пор там есть. На руках все акты, с подписями соседей, свидетельствующие о том, что мы там выросли. Мы предоставляли их на заседании межрайонного суда. В суд приходили женщины, бабушки, которые нас растили вместе с нашей бабушкой. Они говорили: «они же всю жизнь здесь жили. Как это так? Почему вы их оставляете на улице? Мы предоставили все доказательства и документы, которые требовал суд. Но все равно нам отказывали. Все адвокаты поражались: «Это невозможно. Идет нарушение конституционных прав (27 статья)», — делится Таратун.
Череда судебных заседаний
На одно из межрайонных судебных заседаний вызвали родителей мужей Валерии и Анастасии Таратун. На суде свекор и свекровь сообщили, что к себе в жилплощадь их прописывать не собираются. По словам сестёр, на сами заседания представители хокимията так ни разу и не явились, несмотря на многочисленные вызовы.
В 2012 году сёстры подают кассацию в городской суд, назначается слушание. На заседание приходят снова только со стороны семьи Таратун, представители хокимията и сотрудники махаллинского комитета, которые выдали «ту самую» справку, снова его игнорируют, несмотря на присылаемые им повестки. Решение суда такое же, как и ранее было вынесено в межрайоно суде — оставить все без изменений. Основание — все та же справка из махалли.
«Удивительно то, что когда в 2011 приходили делать перепись населения, махаллинский комитет давал списки тех, кто должен получить жилье. И мы с сестрой там значились, но когда единый заказчик получил списки с Мирабадского хокимията нас там уже не было. В архив мы тоже сделали запрос, но пришел ответ что списки не могут найти, в архиве их нет именно за 2011 год. Единый заказчик на это начал бить, мол, нас не было в списках. Поэтому им и не выдали квартиры. И на основании этого оставили все без изменений», — возмущается Анастасия.
На протяжении 10 лет сёстры обращались во все возможные инстанции: в аппарат Президента, суды, прокуратуру, в ООН… Все запросы отправляли через главпочтамт заказными письмами. Никто не брался помочь. К адвокатам сёстры тоже обращались, но все отказывали. Говорили: «Мы поможем вам написать, и грамотно составить обращения, но вести дело не будем, потому что не хотим потерять лицензию. С государством мы спорить не будем, хотя и правда на вашей стороне».
«Поразительно и само решение суда, если вы его прочитаете, то вы очень сильно удивитесь. Они такую чушь писали. Фамилии людей указали, которые не существуют в решениие городского суда. к какому решению и к какой ситуации приписали несуществующие фамилии?)
Не сдаются
Сами сёстры живут, снимая жилье. Ипотеку оформить себе позволить не могут, чтобы ее взять, нужно внести первый взнос, а это — значительная сумма… Рождение детей, смерть мужа у одной из сестер, далеко не самые лучшие отношения со свекровью — все эти нюансы на некоторое время выбивают сестер из колеи. Но они не оставляют мысли и желания бороться за свои права.
«Мой муж работает на частном предприятии. Сам он из Сырдарьинской области, прописан у родителей. Меня может быть туда и прописали, но я родилась в Ташкенте. У нас растет будущее поколение этого государства. Но только государство никак не хочет реагировать на нас. Оно оставило нас на улице. Наши дети нигде не прописаны. Их сейчас прописывают согласно домовой книге, но скоро будут ID-карты, ведь все-равно станет известно, что этого дома не существует. У меня самой до 2024 года паспорт действителен и я просто не знаю, что делать.
У меня сын в этом году в первый класс идет, и я не знаю, что мне делать. А возить согласно моей прописке я не могу так как выходит очень накладно, это очень далеко, да и дорого. У меня старшая дочка учится во вторую смену, а он будет учиться в Мирабадском в первую. Как мне разорваться, я просто не знаю», — рассказывает Валерия Таратун.
Мы — бомжи
«Получается, что мы остались прописаны в доме, которого нет. На дороге. Мы — БОМЖИ. Во время пандемии вообще была катастрофа. Мы снимали жилье, хоть не много, но муж стабильно получал зарплату, нам кое как, но хватало, чтобы оплатить жилье, накормить детей. С началом пандемии, когда всех посадили на карантин, арендодатель выгнал нас, потому что денег у нас не было. Мы его просили: пожалуйста, подождите, муж пошел работать таксистом, потихоньку соберем. Естественно, хочется какой-то определенности. Вот и сейчас мы продолжаем бороться, не сдаемся и очень хотим обрести свой кусочек мира и прописку нам и нашим детям. Мы верим, что наше государство обратит на нас внимание и восстановит справедливость», — делится Анастасия Таратун.
Редакция сайта также надеется, что сложившаяся ситуация будет решена согласно жилищному кодексу и конституции Республики Узбекистан.
Копия полного пакета документов находится в распоряжении редакции, в материале представлена выборочная часть.
Материал подготовил Рустам Алиев
Видео подготовил Михаил Довлатов
Передаётся, что вера и идеи приходят в этот мир чуждым (гариб) и гонимыми , чуждыми и гонимыми (гураба) остаются до конца дней. То есть в основе своей — вера и идея должны быть глобальной и мобильной, без обременяющей их собственности. По — сути носители веры и идеи, обречены быть постоянными, глобальными мигрантами в т.ч. нейросетевыми. Только в этом случае они будут способны на самопожертвования и сопротивление. А блага этого тленного мира уже исчерпываются в прямом и физическом смысле. Именно поэтому хозяева денег и продвигают мальтузианство с контролем рождаемости. Так, что остаётся уповать и полагаться на Всевышнего (Свят Он и Велик !) Как правило, историю делают содержательной не строители цивилизаций, а ломающие её разрушители – варвары , антагонисты. А антагонизм – это неразделимое противоречие неравенства и несправедливости.
Правосудие в новом Узбекистане. Дайте жилье женщинам. Где хаким , давший обещание? Слово дал-слово забрал
С хокима первый спрос!