На прошлой неделе в Египте «отметили» десятую годовщину «революции» 2011 года — начало эпохи нестабильности и раздрая на всем Ближнем Востоке и на Севере Африки.
Вспоминая те дни в Каире, итоги противостояния на главной площади — Тахрир (Освобождения, была так названа после свержения монархии в 52 году прошлого века), и наблюдая за всем происходящим вокруг нас, то кажется, что начинается (или продолжается) «день сурка».
Десять лет назад все были уверены, что на Тахрир стихийно вышли противники политического долгожителя Хосни Мубарака (все таки 30 лет во власти). Основной посыл в лозунгах: «диктатор довёл своих граждан до предела терпения.
На площади Тахрир, в СМИ, социальных сетях, на кухнях президента Мубарака обвиняли во всех смертных грехах: коррупция, дворцы, родственники и друзья в бизнесе.
Протестовать против Мубарака начинала образованная молодежь, офисные работники, представители малого и среднего бизнеса. Все требовали перемен.
Но совсем скоро на Тахрир вышли сторонники исламистов — «Братьев мусульман», а биродары уж требовали не просто перемен — они требовали радикальных изменений. Протест всегда перехватит тот, кто сильнее. А радикалы всегда сильнее хипстеров.
Кстати, после «революции» у Мубарака ничего не нашли, ни денег, ни счетов за рубежом, ни дворцов. По факту, при всех своих недостатках Мубарак оказался гораздо большим патриотом своей страны, чем все протестующие вместе взятые.
10 лет назад современные технологии «цветных революций» были ещё в новинку, но уже тогда те события называли «твиттерной революцией» или «арабской весной».
Но, весеннего потепления не случилось, в Египет пришло серьезное похолодание.
Страна до сих пор не оправилась ни экономически, ни политически. В 2011 году, перед «революцией», экономика росла более чем на 5% в год, до сих пор о таком росте там только мечтают.
В Египет не хотят ехать туристы, потому что в стране высок риск террористических атак. Север Синайского полуострова до сих пор котролируют «муджахеддин». И когда там наведут порядок никому не ведомо.
Египту еще повезло, в отличии от Сирии или Ливии. Там военные вытеснили «Братьев мусульман» из власти. А если бы нет? В Египте много христиан, церквей. И что? — поджоги церквей, уничтожение древних христинских кварталов, гражданская война и тотальное разорение.
Ну не будем забывать, что кто-то (может быть читатели имеют собственное представление — кто) поддерживал протесты на Тахрире финасово.
Виктор Михайлов