В последнее время правительство Казахстана усиливает внимание вопросам водной безопасности. Так, накануне министр экологии, геологии и природных ресурсов М.Мирзагалиев объявил
о планах по разработке: а) нового Водного кодекса; б) закона «О безопасности гидротехнических сооружений»; в) Государственной программы по управлению водными ресурсами на 2021-2030 гг.
Основной объём водных ресурсов в стране обеспечивают поверхностные воды (в среднем около 100 куб. км/год), из которых 54% формируются локально, 46% – за счёт стока трансграничных рек. Также имеется подземные воды, запасы которых равны 15,6 куб. км. От общего объёма водопотребления 67% приходится на сельское хозяйство, 30% – на промышленность, 3% – на хозяйственно-бытовые нужды
I. Как отмечают обозреватели, меры казахских властей направлены на решение системных проблем в водной сфере.
По оценкам специалистов, на сегодня практически все из 5,8 тыс. гидротехнических сооружений (ГТС) являются физически и морально изношенными: каналы на – 60—80%, плотины – 40%. Из 19,7 тыс. км оросительных сетей около 12 тыс. км (61%) находятся в неудовлетворительном состоянии. В результате потери воды по стране достигают 40%, в сельском хозяйстве – до 50%.
Нерешённой остаётся проблема доступа к питьевой воде. Питьевая вода доступна лишь для 77% казахстанцев. Доступом к централизованному водоснабжению обеспечен 51% от всего сельского и 87% городскогонаселения.
Наиболее острой проблемой становится загрязнение воды. Канализационно-очистные сооружения имеются в 58 городахиз 87, большинство из которых находятся в аварийном состоянии.В 29 городах такие системы вовсе отсутствуют, сточные воды сбрасываются в окружающую среду.
Согласно исследованиям, из 139 водных объектов 16 рекам и 14 озерам присвоен «высокий» уровень загрязнения, «чрезвычайно загрязнёнными» являются 4 реки и 1 озеро. Существенный вред запасам подземных вод наносят 1,7 тыс. самоизливающихся гидрогеологических скважин.
II. Обозреватели отмечают, что ситуация, сложившаяся
в водном секторе Казахстана, вызвана следующими причинами.
Во-первых, отсутствуют механизмы стимулирования водосбережения из-за низких тарифов. Затраты на воду составляют менее 1% стоимости основных сельскохозяйственных культур. Предоставляемые субсидии в размере 50% для орошения рисовых полей позволяют использовать неэффективные технологий и сельскохозяйственные культуры. Низкие счета за услуги водоснабжения (0,2% от среднего дохода домохозяйства) не способствуют экономии воды.
Во-вторых, неурегулированным остаётся учёт водных ресурсов. Коммунальный сектор обеспечен приборами только на 80% от количества подключений, сельское хозяйство – менее, чем на 60%. Обеспечение индивидуальными приборами учёта составляет менее 30%.
Кроме того, в сельском хозяйстве измерения часто осуществляются вручную и данные хранятся на местном уровне. Это не позволяет управлять водным хозяйством республики по принципу «потребляй и плати».
Таким образом, как считают эксперты, в Казахстане практически наблюдается чрезвычайная ситуация с водными ресурсами. Согласно исследованиям 2019 г., республика вошла в число стран, испытывающих высокий водный стресс, заняв 60 место среди 68 государств. Как отмечают специалисты, Казахстан начинает испытывать нехватку водных ресурсов. К 2040 г. дефицит может достичь 50% от потребности.
В этой связи власти намерены реализовать следующие комплексные меры: 1) обновление правовой базы; 2) модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры; 3) цифровизация водного хозяйства; 4) подготовка специалистов водной отрасли с современными навыками; 5) строительство 39 новых водохранилищ в 9 регионах страны.