Человечество уже осознало, что только совместными усилиями стран и народов можно справиться с глобальными катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, сегодняшняя пандемия снова подтвердила это. Какова роль человеческой личности и общества в этом процессе?
Предлагаем вашему вниманию беседу с доктором философии, публицистом, режиссером и писателем Аделью Абдурахмановной Чиляковой.
В духе лучших традиций и философского опыта Запад+ Восток+Север+Юг, проект «Планета – наша общая Родина» и театр-лаборатория «Арт-Студия-Свет», созданные ею уже 11 лет назад при нашем Международном Женском Общественном Фонде «Sharq Ayoli» — «Женщина Востока», вносят вклад в международное построение единой научной картины мира и глобальной гармонизации мира средствами художественными, научными и просветительскими.
— Адель Абдурахмановна, наши зрители и читатели высоко ценят Ваш вклад в культуру Узбекистана. Вы вошли в золотой фонд нашей журналистики; на спектаклях и концертах Вашей «Арт-Студии-Свет» всегда бывает аншлаг, на Ваши стихи композиторы пишут музыку…
Помимо высокого профессионализма, красоты и глубины произведений хочется отметить также универсальный, международный характер Вашей деятельности. Каковы его истоки?
— А.Ч. Узбекистан и весь мир, ибо Планета – наша общая Родина. Наверно, я впитала глубинное отношение к общечеловеческим ценностям из корней своего рода и земли Узбекистана, содружества людей многих национальностей и конфессий.
Уже мой прадед Каримдат Ходжа Шамсутдинов (1847-1919), почетный гражданин Туркестана и кавалер российских орденов Белого орла и Св.Станислава, мыслил и действовал международно и общечеловечно.
В гостях у него бывал великий князь Николай Константинович Романов, племянник российского императора Александра II.
Со своего хаджа в Мекку и Медину прадед привез в Туркестан тонковолокнистый хлопок, способствовал его местной аппликации и обработке.
Здания, построенные строительными фирмами прадеда, стоят по сей день: Юридический университет в центре Ташкента, Министерство культуры Узбекистана, старый Ташкентский Мединститут, старый Госпиталь, летний дворец эмира бухарского в городе Каган и другие. За холодильник собственной конструкции (ледник) он получил на выставке в Италии медаль. Руководил в Термезе восстановлением ирригации. Завёз первый трактор в Среднюю Азию.
У него родились 4 сына и одна дочь, старшим из детей был мой отец Абдурахман. Когда в 20-х годах в Туркестан пришла революция, прадед защитил двух подростков, за которыми гналась толпа мальчишек с палками и камнями. Им руководили общечеловеческие чувства справедливости и отвращения к насилию. Эти подростки оказались детьми россиян, приехавших в Туркестан делать революцию, они поддержали просьбу прадеда о возможности получить его внукам высшее образование.
Из внуков выросли высококлассные специалисты и герои Великой Отечественной войны, награжденные высокими государственными наградами СССР и Российской Федерации.
Моя тётя Фарида Савинич (фамилия по мужу), служившая военным врачом и награждённая Орденом Отечественной войны, работала потом научным сотрудником и принимала участие в медицинском обеспечении первых космических полётов, в том числе Валентины Терешковой.
Это об истоках общечеловеческих ценностей.
А будучи студенткой Московского Государственного университета, я вышла замуж за чешского студента и начало моей творческой, научной и педагогической деятельности связано с Чехией и Словакией, а позже – с культурой, историей и судьбой остальной Планеты.
— Но государственную международную премию лауреата «Gratias Agit» Вам чешский премьер-министр вручил в Праге уже в тот период, когда Вы вернулись в Ташкент и создали проект «Планета – наша общая Родина» и театр-лабораторию «Арт-Студия-Свет»…
— А.Ч. Справедливости ради надо отметить, что создавали мы и проект, и театр-лабораторию 11 лет назад вместе с Вами и с покойным Н.М.Мухаммадиевым, директором Республиканского Интернационального культурного центра.
Посольство и правительство Чешской Республики поддерживало и высоко оценило презентацию чешской культуры, которую «Арт-Студия-Свет» осуществляла наряду с презентацией культуры других стран: Узбекистана, России, Словакии, Азербайджана, США, Германии, Израиля, Швейцарии, Великобритании… Кстати, в концертах, спектаклях и мастер-классах я представила наряду с собственной поэзией и прозой также свои переводы из поэзии этих стран.
— В сентябре этого года Издательство Российского Союза писателей выпустило книгу «Поэт года 2020», в которую включило 11 Ваших стихов. Как можно нашим читателям познакомиться ближе с Вашей поэзией и прозой?
— А.Ч. В книгу «Поэт года 2020» Российское издательство включило девять моих авторских стихов и два моих перевода газелей Алишера Навои.
Кстати, хочу поблагодарить Андрея Евсеича Слонима, заслуженного деятеля культуры Узбекистана, и профессора, литературоведа Насирулло Миркурбанова, высокая оценка и рецензии которых в адрес моих стихов и переводов, особенно переводов из поэзии А.Навои, меня постоянно вдохновляют.
С моей поэзией и прозой можно познакомиться на издательских сайтах «Стихи.ру» и «Проза.ру». Планируем также презентацию современной русской поэзии. На сайте «Проза.ру» представлена и моя драматургия: пьесы «Новая Саломея», «Добрый солдат Швейк», «Азиз и Зулейха».
— В каком творческом жанре Вы работаете сейчас?
— А.Ч. В свою бытность директор Республиканского Интернационального культурного центра Н. М. Мухаммадиев предложил мне разработать проект в поддержку новых президентских реформ, Модели просвещенного ислама, международных документов ООН, ШОС и др. об устойчивом развитии, включая программу работы РИКС согласно этим документам. Представленный мной проект получил одобрение Министерства культуры и Министерства юстиции. Между тем настали организационные и кадровые перемены, которые не способствовали реализации проекта, а также кончина М.М.Мухаммадиева. Ныне проект разрабатываю в масштабе международном.
— Вы могли бы рассказать о сущности этого научного проекта?
— А.Ч. В кризисные времена истории выявляются, выходят наружу новые черты характера у общества и человека. И они сегодня, несмотря на трудную ситуацию, радуют. Это подтвердила и пандемия, по-своему, «наизнанку», объединившая мир в физическом и моральном страдании. И вместе с тем показала, что мир сегодня уже не такой, как прежде. Всего за нескольких месяцев человечество объединилось в противостоянии чуме XXI века, средствами медицины, науки, экономики, информационной технологии. Сегодня в пространственно-историческом симбиозе мы имеем не только круговую эстафету научного знания Востока и Запада, а скорее евразийского и североатлантического сообщества. Уже с прошлого века глобальное развитие науки представляет собой многочисленные возрождения, которые логично рассматривать в отношениях Восток+Запад+Север+Юг.
— В чём Вы видите эти новые черты ?
— А.Ч. Они и раньше имели место в жизни человеческого общества, помогали двигать его развитие по спирали гуманности, но сегодня становятся чертой нового характера и этики.
По утверждению психологов, способность человека к сопереживанию не является врожденным качеством. Однако не могу согласиться, что человеческая природа остаётся неизменной.
Из общества людей с человеческими жертвоприношениями, пытками и публичными казнями, служившими воскресным зрелищем (и развлечением!), с инквизицией и сжиганием «ведьм», с кровавыми религиозными войнами мы всё-таки перешагнули в общество, которое своим принципом провозглашает общечеловеческие ценности и гармонизацию многонациональных и многоконфессиональных отношений. Многовековая история 130 – 140 наций и разных конфессий, гармонически проживающих на территории нашего Узбекистана, подтверждает это.
Сам факт, что государства сегодня отдают предпочтение сохранению жизни и здоровья граждан, несмотря на неизбежные экономические потери, свидетельствует о новом гуманном отношении института власти к своим гражданам. Без взаимной помощи, гуманитарного движения волонтёров, мужественного служения медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, военных, пилотов, водителей, пекарей, журналистов бы многие не выжили.
И это не всё. Мир меняется. Для нового, более гуманного и устойчивого развития появилась, начиная с конца XX века, идеологическая, духовная и научная среда, которой не было раньше. Это более толерантные и демократические отношения между мировоззрениями, идеологиями, религиями, культурами и их составляющими. Это новые отношения между Наукой, Религией, Искусством, Просвещением и Этикой, они позволяют создать единую платформу для сотрудничества ученых, духовенства, представителей культуры, искусства и просвещения разных стран, разных конфессий и национальностей.
Установились более тесные связи евразийского и североатлантического сообщества, по-новому взаимодействуют связи постсоветских стран, примером новой человечности служит политика стран Европы, России и США по отношению к иммигрантам, несмотря на большие проблемы с их адаптацией.
Постепенно меняется отношение к роли женщины в устойчивом развитии мира (Резолюция №1325 (2000г.) Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности).
Сегодня мы стоим перед очевидностью уникального шанса выбрать из многих эволюционных альтернатив и исторических судеб наиболее разумную. Но нельзя забывать, что это одна из возможностей, которую надо поддержать и далее развивать. Иначе шанс может исчезнуть, и реальность может меняться в сторону максимальной вероятности, например, атомной катастрофы, национальных войн, террора, бесконечных пандемий, перенаселенности и экологической гибели человечества.
— Каковы отношения между историческим шансом и максимальной вероятностью?
— А.Ч. Многие важные открытия в науке конца XX — начала XXI века связаны с выявлением эффектов согласованного поведения совокупностей целого.
Новый подход позволит формировать и внедрить в жизнь философию Нового Возрождения с отказом от бинарности, т.е. классического противопоставления крайних альтернатив, обратиться к методу триады, то есть к построению третьего варианта, руководимой разумной альтернативы.
Классическое рационалистическое бинарное мировоззрение в практической жизни отражается в предельном противостоянии: в резких контрастах между бедными и богатыми странами, в крайней бедности одних и богатстве других, в разрыве между интеллектуально-информационной властью и отсутствием элементарного образования у широких слоев населения и т.д. Бинарное мышление, в силу внутренней агрессивности, предполагает победу над противоположным любой ценой, а это сегодня представляет угрозу существованию цивилизации.
Новая философия — это построение триады согласования, обращение к принципу тройственности, то есть к синергетике многочисленных взаимовлияний в процессе саморазвития, взаимообучения, сотворчества и коэволюции.
Это тот базис, тот фундамент, на котором можно построить согласно единой программе прочное, устойчивое здание мира с участием разных стран, их граждан, ученых, духовенства, деятелей культуры.
Такое миростроительство должно отвечать требованиям целостности, все его части должны быть взаимосвязаны, как в сложном живом организме. А для этого необходима всеохватная, синергетическая система, включенность всех структур общества на всех уровнях развития, только тогда развитие может быть устойчивым.
Синергия – это усиливающий эффект взаимопроникающего взаимодействия двух или более факторов, результат которого существенно превосходит простую сумму их действий.
На стыке разных наук уже с конца XX века развивается новый научный метод и язык синергетики, вместе с искусственным интеллектом и цифровыми технологиями.
Это методологическая и языковая платформа для создания Философии Нового Возрождения и единой научной картины мира, для реализации человеческой мечты создать единый коммуникативный сценарий устойчивого развития мира.
— Отвечает ли сегодняшняя система и уровень знаний, образования и подготовленности управленческой структуры таким требованиям?
— А.Ч. Согласно утверждению многих учёных мира, кризис современной системы образования связан с фрагментарностью восприятия мира и узко прагматическими установками.
Неспособность охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия в разных областях ведёт к деформации реальности, обострению экологического кризиса, девальвации нравственных норм, нестабильности политических и экономических ситуаций и т.д.
Многое в этом отношении могло бы изменить синергетическое и международное сотрудничество высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, связанное с решением конкретных задач.
Мир развивается глобально, все вопросы и сферы устойчивого развития имеют сегодня транснациональный характер — экономические, социальные, гуманитарные, экологические, вопросы мира и безопасности…
— На 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой недавно выступил наш Президент, снова поднимались вопросы глобального развития…
— А.Ч. Да, это было очень конструктивное выступление Шавката Миромоновича Мирзиеева, которое можно назвать историческим.Оно свидетельствует об открытости, системном и комплексном подходе к решению основных международных задач, выдвинутых документами ООН, региональных задач Центральной Азии и задач Республики Узбекистан.
А также к воспитанию и образованию молодого поколения и его готовности внести вклад в толерантное и гармоничное развитие общества.
Спасибо за интересную и содержательную беседу.
Беседовала Саодат Турсунбаева, основатель и председатель МЖОФ «Sharq Ayoli», депутат Кенгаша Ташкентской области от Экологической партии Узбекистана