back to top
18.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

Восток+Запад+Север+Юг в свете общечеловеческих ценностей

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться


Человечество уже осознало, что только совместными усилиями стран и народов можно справиться с глобальными катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, сегодняшняя пандемия снова подтвердила это. Какова роль человеческой личности и общества в этом процессе?

Предлагаем вашему вниманию беседу с доктором философии, публицистом, режиссером и писателем Аделью Абдурахмановной Чиляковой.

В духе лучших традиций и философского опыта Запад+ Восток+Север+Юг, проект «Планета – наша общая Родина» и театр-лаборатория «Арт-Студия-Свет», созданные ею уже 11 лет назад при нашем Международном Женском Общественном Фонде «Sharq Ayoli» — «Женщина Востока», вносят вклад в международное построение единой научной картины мира и глобальной гармонизации мира средствами художественными, научными и просветительскими.

— Адель Абдурахмановна, наши зрители и читатели высоко ценят Ваш вклад в культуру Узбекистана. Вы вошли в золотой фонд нашей журналистики; на спектаклях и концертах Вашей «Арт-Студии-Свет» всегда бывает аншлаг, на Ваши стихи композиторы пишут музыку…

Помимо высокого профессионализма, красоты и глубины произведений хочется отметить также универсальный, международный характер Вашей деятельности. Каковы его истоки?

А.Ч. Узбекистан и весь мир, ибо Планета – наша общая Родина. Наверно, я впитала глубинное отношение к общечеловеческим ценностям из корней своего рода и земли Узбекистана, содружества людей многих национальностей и конфессий.

Уже мой прадед Каримдат Ходжа Шамсутдинов (1847-1919), почетный гражданин Туркестана и кавалер российских орденов Белого орла и Св.Станислава, мыслил и действовал международно и общечеловечно.

В гостях у него бывал великий князь Николай Константинович Романов, племянник российского императора Александра II.

Со своего хаджа в Мекку и Медину прадед привез в Туркестан тонковолокнистый хлопок, способствовал его местной аппликации и обработке.

Здания, построенные строительными фирмами прадеда, стоят по сей день: Юридический университет в центре Ташкента, Министерство культуры Узбекистана, старый Ташкентский Мединститут, старый Госпиталь, летний дворец эмира бухарского в городе Каган и другие. За холодильник собственной конструкции (ледник) он получил на выставке в Италии медаль. Руководил в Термезе восстановлением ирригации. Завёз первый трактор в Среднюю Азию.

У него родились 4 сына и одна дочь, старшим из детей был мой отец Абдурахман. Когда в 20-х годах в Туркестан пришла революция, прадед защитил двух подростков, за которыми гналась толпа мальчишек с палками и камнями. Им руководили общечеловеческие чувства справедливости и отвращения к насилию. Эти подростки оказались детьми россиян, приехавших в Туркестан делать революцию, они поддержали просьбу прадеда о возможности получить его внукам высшее образование.

Из внуков выросли высококлассные специалисты и герои Великой Отечественной войны, награжденные высокими государственными наградами СССР и Российской Федерации.

Моя тётя Фарида Савинич (фамилия по мужу), служившая военным врачом и награждённая Орденом Отечественной войны, работала потом научным сотрудником и принимала участие в медицинском обеспечении первых космических полётов, в том числе Валентины Терешковой.
Это об истоках общечеловеческих ценностей.
А будучи студенткой Московского Государственного университета, я вышла замуж за чешского студента и начало моей творческой, научной и педагогической деятельности связано с Чехией и Словакией, а позже – с культурой, историей и судьбой остальной Планеты.

Но государственную международную премию лауреата «Gratias Agit» Вам чешский премьер-министр вручил в Праге уже в тот период, когда Вы вернулись в Ташкент и создали проект «Планета – наша общая Родина» и театр-лабораторию «Арт-Студия-Свет»…

А.Ч. Справедливости ради надо отметить, что создавали мы и проект, и театр-лабораторию 11 лет назад вместе с Вами и с покойным Н.М.Мухаммадиевым, директором Республиканского Интернационального культурного центра.

Посольство и правительство Чешской Республики поддерживало и высоко оценило презентацию чешской культуры, которую «Арт-Студия-Свет» осуществляла наряду с презентацией культуры других стран: Узбекистана, России, Словакии, Азербайджана, США, Германии, Израиля, Швейцарии, Великобритании… Кстати, в концертах, спектаклях и мастер-классах я представила наряду с собственной поэзией и прозой также свои переводы из поэзии этих стран.

В сентябре этого года Издательство Российского Союза писателей выпустило книгу «Поэт года 2020», в которую включило 11 Ваших стихов. Как можно нашим читателям познакомиться ближе с Вашей поэзией и прозой?

А.Ч. В книгу «Поэт года 2020» Российское издательство включило девять моих авторских стихов и два моих перевода газелей Алишера Навои.

Кстати, хочу поблагодарить Андрея Евсеича Слонима, заслуженного деятеля культуры Узбекистана, и профессора, литературоведа Насирулло Миркурбанова, высокая оценка и рецензии которых в адрес моих стихов и переводов, особенно переводов из поэзии А.Навои, меня постоянно вдохновляют.

С моей поэзией и прозой можно познакомиться на издательских сайтах «Стихи.ру» и «Проза.ру». Планируем также презентацию современной русской поэзии. На сайте «Проза.ру» представлена и моя драматургия: пьесы «Новая Саломея», «Добрый солдат Швейк», «Азиз и Зулейха».

В каком творческом жанре Вы работаете сейчас?

А.Ч. В свою бытность директор Республиканского Интернационального культурного центра Н. М. Мухаммадиев предложил мне разработать проект в поддержку новых президентских реформ, Модели просвещенного ислама, международных документов ООН, ШОС и др. об устойчивом развитии, включая программу работы РИКС согласно этим документам. Представленный мной проект получил одобрение Министерства культуры и Министерства юстиции. Между тем настали организационные и кадровые перемены, которые не способствовали реализации проекта, а также кончина М.М.Мухаммадиева. Ныне проект разрабатываю в масштабе международном.

Вы могли бы рассказать о сущности этого научного проекта?

А.Ч. В кризисные времена истории выявляются, выходят наружу новые черты характера у общества и человека. И они сегодня, несмотря на трудную ситуацию, радуют. Это подтвердила и пандемия, по-своему, «наизнанку», объединившая мир в физическом и моральном страдании. И вместе с тем показала, что мир сегодня уже не такой, как прежде. Всего за нескольких месяцев человечество объединилось в противостоянии чуме XXI века, средствами медицины, науки, экономики, информационной технологии. Сегодня в пространственно-историческом симбиозе мы имеем не только круговую эстафету научного знания Востока и Запада, а скорее евразийского и североатлантического сообщества. Уже с прошлого века глобальное развитие науки представляет собой многочисленные возрождения, которые логично рассматривать в отношениях Восток+Запад+Север+Юг.

В чём Вы видите эти новые черты ?

А.Ч. Они и раньше имели место в жизни человеческого общества, помогали двигать его развитие по спирали гуманности, но сегодня становятся чертой нового характера и этики.

По утверждению психологов, способность человека к сопереживанию не является врожденным качеством. Однако не могу согласиться, что человеческая природа остаётся неизменной.
Из общества людей с человеческими жертвоприношениями, пытками и публичными казнями, служившими воскресным зрелищем (и развлечением!), с инквизицией и сжиганием «ведьм», с кровавыми религиозными войнами мы всё-таки перешагнули в общество, которое своим принципом провозглашает общечеловеческие ценности и гармонизацию многонациональных и многоконфессиональных отношений. Многовековая история 130 – 140 наций и разных конфессий, гармонически проживающих на территории нашего Узбекистана, подтверждает это.

Сам факт, что государства сегодня отдают предпочтение сохранению жизни и здоровья граждан, несмотря на неизбежные экономические потери, свидетельствует о новом гуманном отношении института власти к своим гражданам. Без взаимной помощи, гуманитарного движения волонтёров, мужественного служения медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, военных, пилотов, водителей, пекарей, журналистов бы многие не выжили.

И это не всё. Мир меняется. Для нового, более гуманного и устойчивого развития появилась, начиная с конца XX века, идеологическая, духовная и научная среда, которой не было раньше. Это более толерантные и демократические отношения между мировоззрениями, идеологиями, религиями, культурами и их составляющими. Это новые отношения между Наукой, Религией, Искусством, Просвещением и Этикой, они позволяют создать единую платформу для сотрудничества ученых, духовенства, представителей культуры, искусства и просвещения разных стран, разных конфессий и национальностей.

Установились более тесные связи евразийского и североатлантического сообщества, по-новому взаимодействуют связи постсоветских стран, примером новой человечности служит политика стран Европы, России и США по отношению к иммигрантам, несмотря на большие проблемы с их адаптацией.

Постепенно меняется отношение к роли женщины в устойчивом развитии мира (Резолюция №1325 (2000г.) Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности).

Сегодня мы стоим перед очевидностью уникального шанса выбрать из многих эволюционных альтернатив и исторических судеб наиболее разумную. Но нельзя забывать, что это одна из возможностей, которую надо поддержать и далее развивать. Иначе шанс может исчезнуть, и реальность может меняться в сторону максимальной вероятности, например, атомной катастрофы, национальных войн, террора, бесконечных пандемий, перенаселенности и экологической гибели человечества.

Каковы отношения между историческим шансом и максимальной вероятностью?

А.Ч. Многие важные открытия в науке конца XX — начала XXI века связаны с выявлением эффектов согласованного поведения совокупностей целого.

Новый подход позволит формировать и внедрить в жизнь философию Нового Возрождения с отказом от бинарности, т.е. классического противопоставления крайних альтернатив, обратиться к методу триады, то есть к построению третьего варианта, руководимой разумной альтернативы.

Классическое рационалистическое бинарное мировоззрение в практической жизни отражается в предельном противостоянии: в резких контрастах между бедными и богатыми странами, в крайней бедности одних и богатстве других, в разрыве между интеллектуально-информационной властью и отсутствием элементарного образования у широких слоев населения и т.д. Бинарное мышление, в силу внутренней агрессивности, предполагает победу над противоположным любой ценой, а это сегодня представляет угрозу существованию цивилизации.

Новая философия — это построение триады согласования, обращение к принципу тройственности, то есть к синергетике многочисленных взаимовлияний в процессе саморазвития, взаимообучения, сотворчества и коэволюции.
Это тот базис, тот фундамент, на котором можно построить согласно единой программе прочное, устойчивое здание мира с участием разных стран, их граждан, ученых, духовенства, деятелей культуры.

Такое миростроительство должно отвечать требованиям целостности, все его части должны быть взаимосвязаны, как в сложном живом организме. А для этого необходима всеохватная, синергетическая система, включенность всех структур общества на всех уровнях развития, только тогда развитие может быть устойчивым.
Синергия – это усиливающий эффект взаимопроникающего взаимодействия двух или более факторов, результат которого существенно превосходит простую сумму их действий.

На стыке разных наук уже с конца XX века развивается новый научный метод и язык синергетики, вместе с искусственным интеллектом и цифровыми технологиями.

Это методологическая и языковая платформа для создания Философии Нового Возрождения и единой научной картины мира, для реализации человеческой мечты создать единый коммуникативный сценарий устойчивого развития мира.

Отвечает ли сегодняшняя система и уровень знаний, образования и подготовленности управленческой структуры таким требованиям?

А.Ч. Согласно утверждению многих учёных мира, кризис современной системы образования связан с фрагментарностью восприятия мира и узко прагматическими установками.
Неспособность охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия в разных областях ведёт к деформации реальности, обострению экологического кризиса, девальвации нравственных норм, нестабильности политических и экономических ситуаций и т.д.

Многое в этом отношении могло бы изменить синергетическое и международное сотрудничество высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, связанное с решением конкретных задач.

Мир развивается глобально, все вопросы и сферы устойчивого развития имеют сегодня транснациональный характер — экономические, социальные, гуманитарные, экологические, вопросы мира и безопасности…

На 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой недавно выступил наш Президент, снова поднимались вопросы глобального развития…

А.Ч. Да, это было очень конструктивное выступление Шавката Миромоновича Мирзиеева, которое можно назвать историческим.Оно свидетельствует об открытости, системном и комплексном подходе к решению основных международных задач, выдвинутых документами ООН, региональных задач Центральной Азии и задач Республики Узбекистан.
А также к воспитанию и образованию молодого поколения и его готовности внести вклад в толерантное и гармоничное развитие общества.

Спасибо за интересную и содержательную беседу.

Беседовала Саодат Турсунбаева, основатель и председатель МЖОФ «Sharq Ayoli», депутат Кенгаша Ташкентской области от Экологической партии Узбекистана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан доверяет обслуживание компрессорных станций американской компании

По сообщению информационной службы АО «Узбекнефтегаз», в рамках Международной выставки «Нефть и газ Узбекистана – OGU-2024» состоялись переговоры с...

Больше похожих статей