back to top
15.1 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Меняется руководство, а проблемы остаются. Госкомприроды как перевалочная база

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

На днях произошло одно показательное событие. Для многих оно, возможно, осталось без внимания, но только не для людей, озабоченных охраной нашей природы, безопасности окружающей среды.

В Государственном комитете охраны природы и экологии ожидается вновь смена руководства. На днях Шавкат Абдуразаков вновь вернулся к обязанностям Хокима и стал исполняющим обязанности хокима Наманганской области. До этого, 6 марта 2020 г.  он был назначен на должность Председателя Госкомэкологии РУз. Продержался всего полгода.

Возможно, он очень хороший человек. Он действительно демонстрировал свою активную позицию, желая вникнуть и сделать что-то важное в новой для него сфере. Но проблема в том, что он не эколог и очень далёк от всей экологической действительности и чувства природы как по своему основному образованию, так и по роду профессиональной деятельности.

Вступив на должность Председателя Госкомэкологии, первое, что он сделал — стал распоряжаться природными ресурсами как единоличный хозяин. Вспомним ситуацию с песками в Язванской степи. Данная уникальная природная территория находится в Ферганской долине и является памятником природы. Она очень привлекательна для туристов и на особом счету у экологов.

Но г-н Шавкат Абдуразаков решает судьбу Язванских песков по-хозяйски. Даёт разрешение на забор песка для строительства. Моментально пригоняется техника и начинается варварская разработка песка. Все эти события вызывают бурю негодования общественности. После жалоб и шума в СМИ это решение быстро аннулируется.

Тут уместно вспомнить личность ещё одного Председателя многострадального Комитета по экологии и охране природы. В декабре 2013 на пост председателя назначен Бахтияр Хасанович Абдусаматов. Он так же не эколог. Окончил Университет мировой экономики и дипломатии (1996 год) и Ташкентский государственный экономический университет (2003).

В Госкомприроды пришел с должности заместителя министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана.  Председателем работал до апреля 2017 года. Он изначально не скрывал, что данная должность в Комитете по экологии для него является стартовой площадкой для будущего карьерного роста. Затем он был снят с должности Председателя комитета и переведён на должность хокима Юнус-Абадского района Ташкента. Далее он был задержан при получении взятки со всеми вытекающими последствиями. Этого человека уже нет в сфере экологии и охраны природы, но последствия от его реформирования будут «аукаться ещё очень долго». Он провёл реформирование всей структуры и разбалансировал её. Были значительно ослаблены позиции комитета, утрачено много ценных кадров в данной системе.

Что мы имеем по итогам?  Президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев проводит совещание по вопросам совершенствования системы охраны окружающей среды. Цитируем сообщение: «На совещании, прошедшем в критическом духе, исполнение Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года и Стратегии по обращению с твердыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов признано неудовлетворительным».

 Народ доведён до отчаяния и «взбешён» в буквальном смысле от незаконной рубки деревьев в городах. И готов уже выходить с пикетами, грудью защищать деревья. Всю эту незаконную цепочку рубки деревьев на улицах столицы и в других городах можно прекратить очень быстро. Была бы воля…Что для нас, жителей данного региона, лиственные деревья? Нет, не можжевельники и другая хвойная растительность. В нашем жарком климате с повышенной запылённостью лиственные деревья на улицах и во дворах необходимы, как воздух.

Мы можем сколько угодно делать вид, что экология нас не касается и не затронет, но мы получаем уже не сильно здоровое поколение детей и хилую молодёжь, болезни лёгких, печени и почек у молодых людей, не говоря про благополучие взрослых и пожилых. Экология – это основа нашей безопасности, здоровья и благополучия.

А Госкомэкологию РУз продолжает «трясти». Мы ждёт в её лице защиты, а она превратилась в «перевалочную базу» для «случайных» людей. Если человек не имеет никакого отношения к экологии и природе, ни по своему основному образованию, ни по роду деятельности и профессиональному опыту. А его назначают даже не инспектором, а Министром экологии! Это так же, как если бы врачом назначали бы продавца магазина. Как он будет лечить? Вы хотели бы полечиться у такого вот «врача»?

Около трех десятков лет функции и права Госкомитета последовательно урезались. Проверки крупных предприятий сведены до минимума, практически выведены из-под контроля экологов предприятия малого и среднего бизнеса. Бесконтрольны их выбросы в атмосферу и сбросы загрязняющих веществ в реки, каналы, водоемы. Это из-за их производственных нарушений выводятся из строя очистные сооружения. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть, что приходит на Бектемирские и Саларские очистные сооружения столицы из промзон. А рядом уничтожается пойма Чирчика, это река, из которой мы пьём. Её чистота и благополучие для нас просто жизненно необходимость. На месте законсервированных полигонов со стойкими химическими отходами в черте города идёт строительство жилья. Каким образом и кем выдаются разрешения на подобные хозяйственные действия? Кто должен контролировать наступление агрессивного бизнеса на беззащитную природу и экологическую безопасность?

 К сожалению, в сегодняшнем Узбекистане вопросы охраны окружающей среды вторичны. Первичны интересы бизнеса. Плачевные последствия уже очевидны.

Очень хочется в завершение привести пример Китая. Защита окружающей среды оказалась в списке трех первоочередных задач властей — так называемых «трех великих битв»— наравне с ликвидацией нищеты и управлением экономическими рисками. «Мы не должны отдавать экологию на заклание экономическому развитию», — подчеркнул нынешний председатель КНР.

Подтверждением тому стала солидная бюджетная поддержка природоохранной деятельности в 2020 году и укрепление института Охраны природы. К слову, в КНР введена уголовная ответственность за подтасовку экологической отчетности. Китайцы не бросают слов на ветер. Их девиз: «Нам нужны зеленые горы и изумрудные воды. Они нужны даже больше, чем горы золота и серебра, потому что они и есть — наше богатство».

Наталья Шивалдова, Эко-журналист.

Фото автора

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Уважаемая Наталья вы все великолепно выразили а это ваше старание доходит ли дэо вышестоящих органов?!
    Мы тоже хотим зеленные горы пить чистую воду дышат чистый воздух.А к сожалению все мы сами все уничтожаем ,я просил бы вас написать статью о том что в нашем Бостанлыкном районе весной привозят сотни тысяч овец чтоб пасти а это вредит природе где пасли овцы там уже больше не растёт растения исчезает почва это удар страшный Флоре и Фауне где исчезает редчайшие растения и много много мелокопитающихся и реальный опасность пчеловодстве а мы же хотим пондят производительность чистого натурального Мёда ?? А все наши горы Бостанлыкского района покрыти овцами привезенные из друши регионов ???((Уважаемая Наталья помогите спасти наши горы пожалуйста просим вас Мы хотим народ давать натуральный Мёд с огромным уважением ПЧЕЛОВОДЫ БОСТАНЛЫКА!!!

  2. «Изумрудные воды» природные богатство народа Айдар-Арнасайского бассейна прихватизируется богачами и чиновниками против стати 55 Конституции Республики Узбекистан. Огораживается колючими проволками и траншеями. Без пощадно истребляется рыбные запасы природных водоемов. Установлены шлагбаумы и охрана из частных непонятных организаций. В Государственном комитете охраны природы и экологии сидят одни нахлебники и не знающие свои обязанности Коррупционеры .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Что изменится в Узбекистане с 1 декабря?

Опубликован перечень главных изменений в законодательстве Узбекистана, которые вступят в силу с 1 декабря текущего года. Состоится туристическая ярмарка Ежегодно...

Больше похожих статей