В армянских СМИ широко обсуждается решение президента Армении Н.Пашиняна от 5 августа подписать закон «Об аудиовизуальных медиа», направленный на защиту государственного языка.
В рамках общественного мультиплекса в Армении вещают 27 телеканалов, в т.ч. американский телеканал CNN, 3 российских телеканала: Первый канал, «Россия», «Культура», а также межгосударственный телеканал «Мир», который, в отличии от вышеуказанных, действует на основании межгосударственного соглашения. |
В частности, документом предусматривается переход на армянский язык всех телеканалов, независимо от формы их собственности, а все программы на других языках должны будут дублироваться на армянский или транслироваться с субтитрами.
Помимо всего прочего, закон требует изъятия из бесплатной государственной сетки вещания иностранных телеканалов, за исключением действующих на основании межгосударственных соглашений.
Как отмечают медиа-эксперты, вопрос ограничения иностранного телевещания в Армении поднимался еще в 2019 г.
В этом контексте, еще в апреле 2019 г. Н.Пашинян, будучи премьер-министром страны, заявлял, что власти не собираются ограничивать российские телеканалы, несмотря на соответствующую дискуссию в социальных сетях.
Однако в январе 2020 г. глава Национальной комиссии
по телевидению и радиовещанию Т.Акопян на пресс-конференции отметил, что иностранные телеканалы должны быть исключены из общественного мультиплекса Армении, исходя из соображений информационной и языковой безопасности, а также для исключения манипуляций, что вызвало негативную реакцию российских дипломатов в Ереване.
В частности, в посольстве России в Ереване заявили,
что тезис о несущих угрозу национальной безопасности российских телеканалах на фоне заявлений руководства Армении о союзническом, братском характере стратегических межгосударственных отношений вызывает недоумение.
В свою очередь, президент Ереванского пресс-клуба Б.Навасардян заявил, что многие расценили новый закон
как попытку ограничить вещание российских телеканалов
в Армении. В частности, по его словам, Москва и лоббисты ее интересов в Ереване усмотрели в новом законе те же цели, которые раньше ставили перед собой другие постсоветские страны – ограничить вещание российских телеканалов.
При этом он подчеркнул, что законодатели такую задачу перед собой не ставили, они всего лишь реализовали вполне естественную норму: государственный мультиплекс обеспечивает вещание в открытом доступе только телеканалов, входящих, условно говоря, в «социальный пакет».
В целом анализ показывает, что принятый закон вызвал неоднозначную полемику среди экспертов и медиа-специалистов, в том числе:
- ряд экспертов отмечает, что принятый закон направлен
на т.н. «зачистку» информационного пространства страны от российского влияния по причине того, что оно может навредить национальным интересам страны: например, формировать у армян негативное мнение об украинцах или грузинах. При этом подчеркивается, что от последних Армения сильно зависит в плане связи с внешним миром;
- отдельные специалисты также не исключают американский фактор, указывая, что значительная часть представителей нынешнего армянского руководства сегодня ориентируется
на США. В этом контексте подчеркивается, что в руководстве Армении существует значительное количество людей, которые
из личных мотивов или по просьбам западных коллег (на грантах которых они выросли) работают на демонтаж российско-армянского союза;
- другая часть экспертов уверена, что закон не окажет фактического влияния на российское телевещание в Армении, так как он не распространяется на операторов кабельного телевидения, где большая часть каналов составляют именно российские, а услугами этих операторов пользуются более 60% домохозяйств страны. В этой связи, по их мнению, принятие закона является «действием ради действия», направленное
на демонстративное нанесение ущерба двусторонним межгосударственным отношениям.
Всего в состав телеканалов операторов кабельного телевидения Армении входят около 400 иностранных телеканалов, из которых более 200 российские.
Пашинян премьер — министр, не президент.