Такси по закону: сколько зарабатывают водители Узбекистана, кто ими работает и на чём они ездят

0
137

С начала 2025 года рынок агрегаторов такси в Узбекистане продолжает демонстрировать уверенный рост и постепенную цифровизацию. За 7 месяцев через официально зарегистрированные платформы было совершено более 262 миллионов поездок, а общий оборот составил свыше 5 триллионов сумов. Несмотря на развитие безналичных сервисов, более 70% оплаты по-прежнему осуществляется наличными. Анализ структуры водителей, типов авто и налоговых отчислений показывает — «цифровое» такси постепенно становится важной частью экономики и социальной инфраструктуры страны.

Общий оборот: рекордные 5 трлн сумов

С января по июль 2025 года обороты официальных агрегаторов такси в Узбекистане достигли 5 трлн сумов, что стало возможным благодаря 262,2 млн поездкам, зафиксированным через цифровые платформы. Средняя стоимость одной поездки составила 19 077 сумов, немного превысив прошлогодний показатель (18 456 сумов в 2024 году).

При этом:

72,2% всех оплат (3,6 трлн сумов) были произведены наличными;

27,8% (1,4 трлн сумов) — с помощью безналичных расчетов.

Такой дисбаланс говорит о сохраняющейся привычке населения к наличному расчету, несмотря на доступность банковских и цифровых платежей.

Кто перевозит: портрет водителя такси

В 2025 году в системе агрегаторов зарегистрированы 457,3 тысячи самозанятых водителей, подавляющее большинство которых — мужчины среднего возраста:

30–50 лет — 56,3% (257,6 тыс.)

до 30 лет — 36,3% (166,2 тыс.)

старше 50 лет — 7,3% (33,5 тыс.)

Особенно стоит отметить, что через агрегаторы работает 3 480 женщин-водителей, что является важным шагом в сторону инклюзии в традиционно мужской сфере.

Заработки: сколько можно заработать на такси?

Доходы самозанятых в сфере такси варьируются значительно:

Более 100 млн сумов заработали 1 800 водителей;

От 50 до 100 млн — 19 100 водителей;

От 10 до 50 млн — 113 700 водителей;

От 5 до 10 млн — 59 400 водителей;

От 1 до 5 млн — 122 800 водителей;

До 1 млн — 140 200 водителей.

Это свидетельствует о широком спектре вовлеченности: от профессиональных таксистов до тех, кто выходит на линию эпизодически.

Автопарк: на чём возят пассажиров?

Самыми популярными автомобилями среди таксистов стали:

Cobalt — 23,5%

Nexia — 21,5%

Lacetti — 16,9%

Электромобили пока не занимают значительную долю рынка — всего 1,8%. Однако наличие такого показателя уже можно рассматривать как положительную тенденцию в контексте устойчивой мобильности.

Возраст автомобилей:

До 1 года — 2,1%

1–3 года — 16,4%

3–5 лет — 42,5%

5–10 лет — 11,3%

Более 10 лет — 27,7%

Почти треть всех авто — старше 10 лет, что вызывает вопросы о техническом состоянии машин и уровне комфорта для пассажиров.

Налоговые поступления: цифровая дисциплина

За 7 месяцев 2025 года агрегаторы уплатили в бюджет 98,8 млрд сумов налогов, из которых 55,4 млрд сумов составил НДС.
Сравнивая с предыдущими годами, можно говорить об устойчивом росте налоговой дисциплины в данной отрасли, что подтверждает эффективность интеграции 215 агрегаторов с налоговой системой (в 2024 году — 155 агрегаторов).

Заключение

Рынок агрегаторов такси в Узбекистане — один из примеров, как цифровизация помогает вывести теневой сегмент в легальное поле. При этом остаются вопросы к балансу наличной и безналичной оплаты, износу автопарка и необходимости поддержки водителей в переходный период, особенно с учетом повышения стандартов качества услуг.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь