back to top
23.4 C
Узбекистан
Вторник, 29 июля, 2025

Процесс идёт: как изготавливаются ядерные реакторы для АЭС Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,680ПодписчикиПодписаться

Проект по строительству атомных станций малой мощности приобрел практические очертания. На первом этапе отлита заготовка реактора, на втором приступили к ковке.

Как ранее уже сообщалось, в мае месяце на заводе АСМ-сталь была отлита первая заготовка реактора, а 10 июня на следующем этапе, она вышла из печи и направлена на ковку. Дело сдвинулось с мертвой точки. Подписанный в 2024 году договор о строительстве атомных электростанций малой мощности вступил в фазу реализации. Росатом добросовестно приступил к исполнению всех пунктов договора.  

Отливка заготовки, ковка это отдельные операции обычной технологической цепочки для завода, но для Узбекистана это событие. Событие, знаменующее, что длительный и мучительный период переговорного процесса завершился и строительство АЭС вступило в практическую плоскость.

Чтобы осознать важность этого события, стоит вспомнить что предшествовало реализации проекта строительства АЭС в республике и вернуться на несколько лет назад. Вкратце напомним.

После того, как в 2018 году президенты Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин нажали символическую кнопку о начале строительства АЭС в Узбекистане, казалось бы, что процесс реализации атомного проекта в Узбекистане будет стремительно развиваться.

Однако последовала неадекватная реакция внутри узбекского общества, где часть экоактивистов выступила против строительства АЭС, правда, никаких внятных контраргументов представить не смогли. Внезапно заволновались игроки мирового атомного рынка, которые захотели получить доступ к своей доли финансового пирога и проект забуксовал. Примечательно, что ни один из профессиональных экологов не выступал против строительства АЭС.

В этой ситуации в Узбекистане наблюдалась некая растерянность, но надо отдать должное руководству республики, которое проявило прагматизм и довело атомный проект до практической реализации.

Также надо признать честно, Росатом проявил выдержку, терпение и понимание, что позволило найти выход из сложившейся ситуации и в 2024 году заключить контракт на строительство атомных станций малой мощности.

Почему завод «АЭМ-Спецсталь»?   

Выше уже говорилось, что Росатом приступил ко второму этапу выполнения контракта и для знакомства с ходом работ корпорация предоставила возможность посетить непосредственно завод, где изготавливается реактор для узбекских АЭС. Знакомство с производственным циклом, технологией изготовления реакторов дало понимание, почему заказ был размещён именно на этом заводе.

Сразу скажу, что не каждый день удается попасть на высокотехнологичное предприятие, да ещё имеющее богатую историю. История завода неразрывно связана с историей Ижорских заводов, которая началась почти одновременно с рождением Санкт-Петербурга. Заложив в мае 1703 года город на берегах Невы, Пётр I начал осуществлять идею создания Российского флота на Балтике. Первой специализацией будущего промышленного гиганта стала поставка корабельного леса, якорей и медных листов для российского флота.

С 1806 года Ижорские заводы начали изготовление литых орудий. В 1816 году на заводе была изготовлена первая отечественная паровая машина для колесного парохода. С 1818 года начали производиться самые совершенные по тем временам навигационные приборы, с 1863 года — паровые двигатели, суда, баржи, корабельные механизмы. В 1866 году на первом в России бронепрокатном стане была прокатана первая броневая корабельная плита.

В    1931    году   на    Ижорских заводах был спроектирован и изготовлен первый отечественный блюминг для Макеевского металлургического комбината. С 1939 года организовано производство корпусов тяжелых танков.

В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, ижорцы освоили выпуск реактивных снарядов для гвардейских минометов «Катюша», ремонтировали корабли, танки и другую боевую технику.

С начала 60-х годов, когда атомная отрасль СССР переживала небывалый подъём,  началась коренная реконструкция предприятия и изменилась его специализация. На Ижорских заводах были созданы специализированные металлургические и машиностроительные мощности по серийному выпуску оборудования для  АЭС  с  водоводяными  энергетическими  реакторами, а также  тяжелых  экскаваторов  для открытых горнорудных карьеров.

В 2008       году построена дуговая сталеплавильная печь емкостью 120 т (ДСП-120), способная выплавлять металл для крупнотоннажных заготовок, в том числе для обечаек корпусов реакторов АЭС, нефтехимии и т.д. А уже в 2022 году завод вошел в контур Росатома.

В настоящее время «АЭМ-Спецсталь»    специализируется    на    производстве металлургических полуфабрикатов из сталей со специальными свойствами. Продукцией предприятия являются стальные поковки, горячекатаные листы и плиты из различных марок сталей собственного производства – от простых углеродистых до нержавеющих и специального назначения. Диапазон выплавляемых марок стали превышает 300 наименований. Оборудование, представленное на предприятии, позволяет отливать кузнечные слитки массой до 500 т и изготавливать поковки массой до 250 т.

Как проходит технологический процесс изготовления реактора

На самом деле, изготовление реактора для атомных станций довольно длительный процесс и начинается задолго до начала строительных работ на площадке.

Прежде всего, поделимся первыми впечатлениями от посещения завода. До этого представлялось увидеть цеха с грохочущим оборудованием, лязгом металла, но на деле оказалось все иначе. В цехах тишина, уровень шума не более чем, скажем на оживлённых автотрассах. Ощущение некоей размеренности, кажется, что и людей здесь нет. Операторов и машинистов замечаешь, когда тот или иной механизм приходит в движение.

Первый этап в технологической цепочке – изготовление слитков в современном сталеплавильном комплексе. Это важный и ответственный этап, но, как пояснили представители завода, учеными и специалистами «Росатома» накоплены уникальные компетенции в металлургии и разработаны собственные технологии по созданию сверхпрочных сталей.

По словам начальника цеха, в процессе отливки важно задать металлу необходимые химические свойства – ведь реактор будет работать в течение нескольких десятков лет в условиях высоких температур и давления.

Выплавка стали осуществляется в сверхмощной дуговой сталеплавильной печи. Температура жидкого металла в производственном процессе достигает 1 700 градусов Цельсия.

Процесс выхода из печи огненной заготовки — зрелище завораживающее и, пока начальник цеха давал свои комментарии, к слитку медленно подходит мостовой кран аккуратно, но цепко захватывает и везет на ковку к мощному прессу с усилием 12 тысяч тонн. Который к слову говоря, является одним из крупнейших в Европе. На этом этапе пресс обрабатывает заготовку и придает необходимую форму.

На следующем этапе, после получения необходимых форм путем обработки металла методом пластической деформации, заготовки направляют на механическую и термическую обработку для получения заготовок с заданными геометрическими параметрами и механическими характеристиками.

Здесь специализированные крупногабаритные токарно-карусельные станки уже «точечно» слой за слоем убирают лишний металл, чтобы заготовка в точности соответствовала параметрам на чертежах.

Как оказалось, завод работает не только над заказом для Узбекистана, в соседних цехах в стадии обработки находятся заготовки для АЭС Турции и Египта. Впрочем, не только для атомной промышленности, представители завода показали реакторы, предназначенные для нефтехимической отрасли, которые технологически не менее сложные, чем ядерные.

По своим физическим принципам станция малой мощности ничем не отличается от АЭС большой мощности, но по конструктивным и технологиям строительства, имеются существенные различия. А это самым прямым образом влияет и на себестоимость самой станции.

Начнем с того, что интегральная компоновка реакторных установок серии РИТМ позволила «в одном флаконе» объединить сам реактор, теплообменники и насосы. Ранее все эти элементы ядерной установки располагались отдельно.

Если взять пример из повседневной жизни, то РИТМ можно сравнить со смартфоном, который сегодня вмещает в себе телефон, фотоаппарат, видеопроигрыватель, навигатор, калькулятор. Такое решение российских атомщиков позволило сделать реакторную установку компактнее, что положительно отразилось на малой атомной генерации.

На состоявшейся встрече с руководством и специалистами Машиностроительного дивизиона «Росатома», узбекских журналистов интересовали многие аспекты строительства АЭС малой мощности в Узбекистане, от технологий, экологичности, безопасности до кадровой политики и стоимости проекта.

Говоря о стоимости проекта, Виталий Пакерманов, и.о. директора проектного офиса АСММ Машиностроительного дивизиона «Росатома», сказал следующее: «Как мы говорили,реакторы РИТМ уже перевели на серийное производство.  Мы вам продаем серийный реактор, следовательно, цена его гораздо ниже, чем индивидуального заказа. И мы не пытаемся дополнительно заработать на Узбекистане».

Безусловно, одним из самых важных вопросов, которые интересовали журналистов, касались проблемы безопасности станции. На что Виталий Пакерманов пояснил: «Говоря о безопасности, надо сказать, что отличие ВВЭР от РИТМА в том, что РИТМ это интегрированный реактор, то есть у ВВЭР все системы вынесены за реактор, а у РИТМА все системы интегрированы в корпус и находятся в баке металловодной защиты и он полностью закрывает весь реактор. Также доказано, что ловушка расплава для РИТМА не нужна. Во-первых, за счет того, что меньше мощность, во-вторых, за счет того, что данное конструктивное решение эффективно отработало более 400 реакторо-лет на ледоколах и плавучих энергоблоках. Ну и в целом мы на 100% уверены в безопасности данного реактора».

Любой атомный проект – проект трудоёмкий, но не только в этом заключаются его сложности. Проект с точки зрения договорной обвязки также довольно сложный.

Есть заказчик Агентство «Узатом»,  есть исполнитель, Генеральный подрядчик в лице «Росатома», есть дирекция по строительству АЭС и есть субподрядчики, многочисленные компании, вовлеченные в атомный проект. Соответственно, есть разделение зон ответственности.

Помимо них существует огромная армия поставщиков от услуг и стройматериалов, до сложного технологического оборудования. Все они стремятся не опоздать на уходящий поезд и принять участие в этом проекте. Это нормальная конкурентная борьба, если конечно не политизированная.

К примеру, в системе охлаждения принято решение использовать сухие градирни. Свои технологические решения предлагают Россия и Венгрия. И здесь выбор остается за заказчиком, то есть Узатомом.

«Есть оборудование машинного зала, где заказчик (Узатом) сказал, что мы сами выберем турбину. Есть сухие градирни, это решение принимает  генпроектировщик. Соответственно, далее перед УЗАТОМом и дирекцией по строительству встает выбор. Либо заказать их у нас, либо заказать их у Венгрии. Так понимаю, контракт еще не подписан, поэтому ответить конкретно, на данный момент никто, наверное, не может. Но отвечаю на ваш вопрос, даже если это будет подписано с Венгрией, то естественно будет согласовано с проектировщиком станции и все технологические решения будут подтверждены», — прокомментировал вопросы поставок оборудования В.Пакерманов.

Технологиями производства непосредственно ядерных блоков, обладают немногие страны, и слова и.о. директора проектного офиса АСММ Машиностроительного дивизиона «Росатома подтверждают, что основная работа по строительству АСММ в Узбекистане ложится на Генподрядчика корпорацию «Росатом».  В цепочке подрядов для АЭС в Узбекистане, важная и ответственная роль как раз и отводится заводу «АЭМ-Спецсталь».

Выполнив свои задачи по изготовлению заготовок, завод передаст их на завод «ЗиО-Подольск» в Подмосковье, где будет проходить сборка корпусов реакторных установок РИТМ. Это предприятие также входит в состав Машиностроительного дивизиона «Росатома».

Выше уже говорилось о внутреннем содержании цехов, но если допустить небольшое лирическое отступление, стоит сказать и о внешнем впечатлении. Если бы не производственные помещения, то территорию завода больше можно было назвать большой лесопарковой зоной.

Кругом зелень, деревья, много птиц, замечаешь даже животных. На территории заложены вишневые и сиреневые аллеи. И совсем неожиданно появление в цехах чувствительных к некомфортным условиям таких капризных животных, как кошки.

Это больше к вопросам экологии, а с ней здесь все в порядке. И это кстати, характеризует завод, как предприятие с высокой культурой производства. В экологической программе предприятия говорится: «Основными стратегическими целями в области охраны окружающей среды являются обеспечение экологически ориентированного развития «АЭМ технологии», при поддержании высокого уровня экологической безопасности, необходимой для устойчивого развития предприятия, и сокращение негативного воздействия производства и поставляемого оборудования на окружающую среду до минимально приемлемого уровня».

Покидая завод по завершению экскурсии, начинаешь осознавать насколько атомная энергетика сложная и многогранная. Это и наука, высокие технологии, экономика, социальная сфера, и, наконец, это и политика.

Одно ясно, как бы не развивались другие направления энергетики, без атомной энергетики развитие экономик планеты в будущем, трудно будет себе представить. И Узбекистану отставать здесь нельзя.

Тем более, наши соседи не дремлют. Большой интерес к станциям малой мощности проявляет Кыргызстан. Более амбициозные проекты начал высказывать и Казахстан, у которого в планах построить сразу несколько станций.

В заключении отметим, что на заводе «АЭМ-Спецсталь» будут изготовлены заготовки для всех шести реакторных установок первой атомной электростанции малой мощности, которая строится по российскому проекту в Узбекистане.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора     

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Атака на небо: крупнейшая кибератака на «Аэрофлот» — что известно и что теперь будет?

Тысячи серверов уничтожены, базы данных слиты, а ключевые системы парализованы. Что стоит за масштабной атакой на крупнейшую авиакомпанию России? Один...

Больше похожих статей